МАУК «ЦБС» г. Березники - Художники Победы. Часть 2
ЧитателямПобеда! 75 лет → Художники Победы. Часть 2

Память нашей победы

Оружия любимейшего род

В годы войны вся жизнь, труд многомиллионного населения СССР проходила под лозунгом "Всё для фронта, всё для победы!" Под этим лозунгом вместе со своим народом трудились и советские художники, стремясь своим творческим вкладом в дело борьбы приблизить час победы над врагом. На первом месте стояли наиболее массовые и боевые виды – политическая карикатура, газетный рисунок, листовка и плакат. Красочный, лаконичный и запоминающийся, он обращался к миллионам людей. Без плаката нельзя представить города или села Великой Отечественной. Они были всюду – на стенах домов, на заводах, вокзалах, в крестьянских избах.

В искусстве плаката активно продолжала работать "старая гвардия" блестящих мастеров, таких как Д. Моор, М. Черемных, В. Дени, В. Сварог, А. Дейнека; новое поколение – Б. Пророков, А. Каневский, Б. Ефимов, В. Иванов, А. Кокорекин, В. Говорков, Н. Ватолина, Н. Денисов, В. Корецкий и другие. Всего над политическим плакатом военного времени работали более 300 художников. Все они откликнулись на общую беду. Уже на второй день войны вышел из печати плакат Кукрыниксов (Куприянов, Крылов и Соколов) "Беспощадно разгромим и уничтожим врага". Почти одновременно с ним были подписаны к печати плакаты А. Кокорекина "Бей фашистского гада" и "Смерть фашистской гадине". Д. Моор повторил свою знаменитую работу "Ты записался добровольцем?", изменив главную фигуру и надпись на "Ты чем помог фронту?"

Особо популярна была старая, испытанная в огне гражданской войны форма трафаретного плаката "Окна ТАСС". Они представляли собой листовки небольшого формата, изготавливаемые ручным способом в небольших тиражах, моментально откликающиеся на каждое событие. Крупнейшими центрами издания плакатов 1941-1945 гг. были Московское и Ленинградское отделения госиздательства "Искусство". Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья.

Одной из задач искусства военной поры было создание образа героя-патриота, того самого простого человека – солдата, рабочего, колхозника. В его образе, будь то юноша или старик, юная девушка или мать, художники-плакатисты стремились передать те чувства, которые  испытали все советские люди. Максимальная эмоциональная напряженность образов, порыв, героический пафос плакатов были созвучны внутреннему состоянию зрителя: "За Родину, за честь за свободу" В. Иванова, "Будь героем Отечественной войны" Н. Аввакумова и В. Щеглова, "Грудью на защиту Ленинграда" А. Кокорекина, "Лихо руби врага" Ф. Бочкова и А. Лаптева и другие. В плакатах Великой Отечественной войны аллегорических образов немного. Это образ Родины-матери, Красной Армии, отталкивающий образ фашизма.

"Родина-мать зовёт!" Ираклия Тоидзе – один из наиболее известных плакатов – выражает основную идею горячего призыва ко всем советским людям встать на защиту своего отечества. Мастера плакатного искусства активно использовали историческую тематику, напоминавшую о славных победах российского оружия. На плакатах изображались призывающие потомков к борьбе с врагом Александр Невский, Суворов, Кутузов, герои Гражданской войны. Наиболее известны из них: "Так было. Так будет!" Н. Долгорукова, "Славна богатырями земля наша" В. Говоркова, "К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей" В. Одинцова, "Наполеон потерпел поражение, то же будет и с зазнавшимся Гитлером" Кукрыниксов.

Фронт и тыл жили одним дыханием, вместе ковали победу. Плакат в годы войны имел действенную силу и в мобилизации народа на труд в тылу. Один из наиболее распространённых сюжетов – женщина, старик или ребёнок у станка, за рулём трактора, заменившие мужчин, ушедших на фронт. Плакаты "Всё для фронта – всё для победы!" Л. Голованова, "Чем крепче тыл – тем крепче фронт!" О. Эйгес, "Трактор в поле – что танк в бою" В. Иванова, "Силы умножим для битвы с врагом. Фронту поможем ударным трудом" И. Яна, "Юноши и девушки города Ленина! Овладевайте техникой производства…" А. Пахомова  можно было увидеть практически на каждом рабочем месте.

Плакаты также служили средством передачи информации в оккупированные районы, где действовали советские партизаны. В ходе наступательных боёв советской армии миру открылись новые злодеяния фашистов. Потрясение и боль пронизывают плакат В. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" Это один из самых популярных и действенных плакатов, неоднократно переиздававшийся."Фашизм – злейший враг женщин" Н. Ватолиной принадлежит к тем произведениям плакатного искусства войны, в которых впервые выражен трагический пафос призыва к защите от звериного фашистского нашествия. Глубокая ненависть к захватчикам, порождённая любовью к страдающей Родине, прочно вошла в души советских людей. Полные трагизма сцены предстают перед нами в плакатах "Папа, убей фашиста!" М. Нестеровой, "Не уйти фашистскому зверю от расплаты" В. Корецкого, "Кровавый след" Кукрыниксов.

В 1943-1944 гг. в плакате появляются новые темы, определённые коренным переломомв ходе войны – очищением родной земли от захватчиков, радостная встреча Советской Армии. Уверенность в окончательном разгроме врага и радость победы отразилась в большинстве плакатов завершающего периода войны: "Дойдём до Берлина!" Л. Голованова, "Красной Армии метла нечисть вымела дотла!" В. Дени. Особое распространение получил сатирический плакат: "Людоед-вегитарианец, или две стороны одной медали", "Мы злому врагу все обрежем пути, из петли из этой ему не уйти!" Кукрыниксов, "Выступали – веселились, отступали – обслезились" Б. Ефимова и Н. Долгорукова.

Суровый пафос плаката первого года войны сменяется радостным пафосом победы. Новые черты советского воина мы находим в плакатах этого периода – радость освобождения родных земель соединяется с глубокой горечью: "Слава освободителям Украины" Д. Шмаринова, "Воину-освободителю – слава!" В. Корецкого. Радостное, живое ощущение вызывает другой плакат, посвященный восстановлению Ленинграда, – "А ну-ка, взяли!.." И. Серебряного.  Темы победоносного шествия Красной Армии, освобождение Европы и возвращения советских людей из рабства на родину, наряду с темой неизбежной расплаты фашизма за совершенные злодеяния, появляются в 1944 г. и становятся ведущими до конца войны.

Плакат в годы Великой Отечественной войны оказался одним из самых эффективных средств поднятия боевого духа. Он помог сплотить советских людей на защиту и освобождение Родины.

 

Что читать по теме:

  • Великая Отечественная война, 1941-1945 [Изоматериал] : плакаты / авт.-сост. М. Ю. Герман. - Ленинград : Аврора, 1984. - 1 обл. (21 отд. л.). - ЦБ.
  • Демосфенова, Г. Л. Советские плакатисты – фронту / Г. Л. Демосфенова. - Москва : Искусство, 1985. - 208 с. : ил. - ЦБ.
  • Кислякова,  И. В. Борис Пророков – художник-борец : публицистические очерки / И. В. Кислякова. - Ленинград : Художник РСФСР, 1985. - 144 с. : ил. - ЦБ.
  • Кукрыниксы, (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Собрание произведений : в 4 т. Т. 4 / Кукрыниксы. - Москва : Изобразительное искусство, 1988. - 383 с. - ЦБ.
  • Кукрыниксы, (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Собрание произведений : в 4 т. Т. 3 / Кукрыниксы. - Москва : Изобразительное искусство, 1986. - 407 с. - ЦБ.
  • Кукрыниксы, (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Собрание произведений : в 4 т. Т. 2 / Кукрыниксы . - Москва : Изобразительное искусство, 1984. - 319 с. - ЦБ.
  • Кукрыниксы, (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Собрание произведений : в 4 т. Т. 1 / Кукрыниксы. - Москва : Изобразительное искусство, 1982. - 339 с. - ЦБ.
  • Кукрыниксы, [М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов ] : Втроем / сост. И. Л. Верховцев. - Москва : Советский художник, 1975. - 295 с. : ил. - ЦБ.
  • Кукрыниксы : Годы войны / вступ. ст. О. Т. Иванова. - Москва : Изобразительное искусство, 1985. - 318 с. - ЦБ,12.
  • Кукрыниксы, (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). По врагам мира : альбом / Кукрыниксы ; сост. А. В. Грачев. - Москва : Плакат, 1982. - 151 с. : ил. - ЦБ.
  • Н. Ре-ми Н. (Ремизов), Б. Малаховский, В. Дени (Денисов) : полит. рисунок, карикатура, плакат, дружеские шаржи. - Москва : Советский художник, 1985. - 66 с. : ил. - (Мастера советской карикатуры. Страницы истории советской сатирической графики). - ЦБ.
  • Смольников, И. Ф. Мастерская солнца : рассказы о советских художниках / И. Ф. Смольников. - Ленинград : Детская литература, 1990. - 198 с. : ил. - 7,9,10,11,12.
  • Снитовская, Г. Виктор Корецкий : фотоальбом / Г. Снитовская. - Москва : Планета, 1984. - 168 с. : ил. - ЦБ.
  • Суздалев, П. К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны / П. К. Суздалев. - Москва : Советский художник, 1965. - 468 с. : ил. - ЦБ.

Художники Победы. Шершавым языком плаката

Считаешь эту тему достойной - поделись с друзьями!