МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2024
Новости → Новости за 2024

Новости за 2024

Под гипнозом тыняновской речи

6 декабря 2024

230-летию со дня рождения поэта А. С. Грибоедова и 130-летию со дня рождения писателя Ю. Н. Тынянова посвящён литературный час "Под гипнозом тыняновской речи".

 

 

Автор материала Людмила Алексеевна Давыдова, библиотека № 11

Александр Сергеевич Грибоедов, наверное, самый загадочный поэт XIX века, всё в его жизни приводит к вопросам: рождение, творчество и даже трагическая смерть. Через сто лет после гибели поэта замечательный писатель Юрий Николаевич Тынянов написал роман "Смерть Вазир-Мухтара". 230-летию со дня рождения поэта А. С. Грибоедова и 130-летию со дня рождения писателя Ю. Н. Тынянова посвящён литературный час "Под гипнозом тыняновской речи".

Сколько слёз было пролито в юности над тыняновским романом "Кюхля". С тех пор Юрий Тынянов – один из самых любимых моих писателей. Ах, Кюхля – смешной, нелепый Кюхля, поэт Вильгельм Кюхельбекер, лицейский друг Пушкина, прототип Владимира Ленского. Писал он "темно и вяло", но обладал талантом бесценным – умел любить и дружить. 20 апреля 1829 года государственный преступник Кюхельбекер писал из Шлиссельбургской крепости другу: "Я долго колебался, писать ли к тебе. Но, может быть, в жизни не представится уже такой случай уведомить тебя, что я ещё не умер, что я люблю тебя по-прежнему, и не ты ли был лучшим моим другом?" Письмо адресовано Александру Сергеевичу Грибоедову – герою романа Ю. Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара". И это совсем другой персонаж. С каким достоинством он умел входить в гостиные и царские покои – прямой, тонкий, прекрасно одетый. Он умён и высокомерен, знакомые боятся попасть ему на зубок. Но есть в нём одна замечательная черта – "как кошек привлекает тянущий запах валерианы, так он тянул к себе людей", – пишет о Грибоедове Тынянов.

Апрель 1828 года. Блестящий молодой дипломат прибыл в Петербург после заключения Туркменчайского, очень выгодного для России, мирного договора с Персией. Его ждут приёмы, почести, награды и повышение по службе. Грибоедов полон надежд и энергии, он привёз показать императору Николаю I дерзкий проект преобразования Грузии по примеру британской Ост-Индии.

Но почему так грустно читать первые главы? Может быть, дело в названии романа? Все мы знаем, как трагически закончилась жизнь "вазир мухтара" – "полномочного министра" России в Персии. Зачем такие акценты? Да просто кончилось время Александра Сергеевича Грибоедова. Он и сам это знает. "Все кажется неверным. С одной стороны – едет по улице знаменитый человек, автор знаменитой комедии, восходящий дипломат везет знаменитый мир в Петербург, с другой стороны – знаменитая комедия не поставлена на театре и не напечатана. Ему не рады друзья, он человек оторвавшийся. И у знаменитого человека нет крова, нет своего угла, и есть только сердце". И совесть, с которой Грибоедов разговаривает как с человеком, говорит: "Всё не то". Не то, потому что приходится с молчалинской кротостью обедать с генералами, которые допрашивали его после декабрьского восстания или вешали друзей в Петропавловской крепости. А всё ради проекта, судьба которого зависит, как часто у нас в России, от людей равнодушных, откладывающих всё новое и прогрессивное в долгий ящик. И "встала обида от собственных бедных жёлтых листков, которым не ожить вовеки", "от мышьего государства" и "тмутараканского болвана" императора, пославшего его в золотом "павлиньем" мундире на съедение Персии. Эту "проклятую страну" Грибоедов боялся как человека. И начинается мучительное бегство от неотвратимой страшной Персии – долгая дорога в тёплый Тифлис, который давно стал родным домом, женитьба на красавице Нине Чавчавадзе, путешествие к военным действиям, тяжёлая болезнь – всё, чтобы отсрочить отъезд.

Трудно, печально и горько читать эту книгу не только от ожидания трагической развязки, но и от чувства безнадёжности – жизнь, кажется, закрыла перед ярким талантливым человеком все двери.

И какое всё-таки удовольствие читать книгу! Как прекрасно она написана, какая поэзия! Целые страницы можно читать, перечитывать, смаковать на вкус. И ни одного проходного героя: и своенравный Сашка Грибов, и покорная красавица Нина Грибоедова, и агент английской разведки, интриган доктор Макниль, и гаремная девчонка Диль-Фируз – все живые, но особым магнетизмом обладает Александр Сергеевич Грибоедов.

В путевом очерке "Путешествие в Арзрум" А. С. Пушкин рассказал о невероятной встрече двух поэтов – спешащего на военные действия Пушкина и убитого Грибоедова, которого везут в Тифлис в простой арбе. "Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов", – писал в знаменитом очерке Пушкин.

Через сто лет о человеке и поэте написал замечательный писатель Юрий Тынянов. И не только о поэте Грибоедове, но и о России начала XIX века, о преломившемся леденящем времени, когда кипение революции переходит в реакцию. Время замораживает, ломает, губит лучших. Такова точка зрения Тынянова. И, конечно, думая о Грибоедове, писатель примерял образ поэта на себя. Роман "Смерть Вазир Мухтара" написан в 1928 году, когда завоевания революции забыты, пришли другие времена, о перерождении которых писал Грибоедов в своей бессмертной комедии.

Есть на земле такие превращенья
Правлений, климатов, и нравов, и умов…

И для Тынянова, как и для Грибоедова, ещё ничего не решено. Хотя, как ученый, он на волне славы – только что вышла его книга "Проблемы стихотворного языка", которая призвана изменить гуманитарную науку. Тынянов – один из основателей "формальной школы" в литературоведении. Но наступают времена, когда новатором быть опасно, а слово "формализм" становится чуть ли не обвинением. Наступает леденящее время страха и молчания не только для талантливейшего писателя и учёного, но всего поколения. Для Тынянова всё осложняется личными обстоятельствами и страшной болезнью.

Корней Чуковский писал о Юрии Тынянове: "Все писатели были для него Николаи Филиппычи, Василии Степанычи, Алексеи Феофилактычи, Кондратии Федоровичи. Они-то и составляли то обширное общество, в котором он постоянно вращался. Ему не нужно было напрягать воображение, чтобы воскресить, например, баснописца Измайлова, – тот и так стоял перед ним во весь рост – талантливый нетрезвый забулдыга, – и Тынянову были ясно видны даже синие жилки у него на носу".

И в романе "Смерть Вазир-Мухтара" писатель показал эпоху Грибоедова, декабристов, покорения Кавказа и Персии полно и органично и создал образ поэта и дипломата – умницы, хитреца, полиглота, чиновника, образ живой, противоречивый, но полный обаяния.

 Список литературы по теме СКАЧАТЬ >>>

 

 

Больше книг в  ЭЛЕКТРОННОМ КАТАЛОГЕ >>>

Не нашли нужную книгу? Вам поможет служба "ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВКА" >>>

Отложить, ЗАБРОНИРОВАТЬ книгу >>> 

 


Вернуться