МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Не боялся быть собой

4 марта 2021

Не боялся быть собой Великому испанскому художнику Франсиско Гойя в этом году исполняется 275 лет со дня рождения. Этому событию  посвящается час живописи «Не боялся быть собой».

 

Франсиско Гойя

Франсиско Гойя (1746 - 1828)

 

Автор публикации Давыдова Л.А.,
библиотека №11

 

В молодости он был настоящим мачо. Махо называли в Испании этих брутальных мужчин из народа, наделённых отвагой и своеобразным щегольством. С детства Франсиско мечтал быть махо, таким и был - безоглядно смелым, напористым, гордым. Трудно назвать юношу красивым, но девушки его любили за страстность и своеобразный шик в одежде. Ничего не стоило Франсиско затеять драку, одна закончилась трагически, юноше грозил суд инквизиции.

1798. Портрет Хосефы Байе де ГойяВ 1766 году юный художник вынужден был бежать в Италию. Чему учился Гойя в Италии - загадка, но вернулся он профессиональным художником. Роспись плафона церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе была принята заказчиком восторженно. Молодой Гойя отправился покорять столицу. В Мадриде он устроился в доме приятеля Франсиско Байеу. Здесь молодой художник сразу влюбился в красавицу Хосефу – сестру своего покровителя. Вскоре девушка ждала ребёнка, в 1773 году Франсиско женился.

И началась самая счастливая пора в жизни художника. Гойя писал картоны со сценами охоты для шпалер, они пришлись по нраву королевской семье и заказы потекли рекой. Для художника были открыты двери в королевские покои и аристократические гостиные. Заказов на портреты было больше, чем мог он написать, но Гойя никому не отказывал. Он должен обеспечить семью, побаловать Хосефу. Тем более работа открывала новые возможности, знакомства, влюбленности. Он многому научился при королевском дворе, смирять свой горячий нрав, держаться спокойно и с достоинством. Он не льстил своим моделям, относился к ним с лёгкой иронией, иногда даже делал акцент на непривлекательной черте своего героя, но с лёгкой усмешкой, совсем не обидно.

1795. Портрет Франсиско Байе

 

Гойя научился виртуозно пользоваться цветом и светом.

В 1795 году умер его друг и соперник – Франсиско Байеу. Гойя предложил дописать начатый Байеу автопортрет. Он мало что изменил, только чуть угрюмее стали брови, чуть утомлённее взгляд, чуть брезгливее опустились углы рта. С портрета смотрит почтенный мужчина, который требовал от жизни больше, чем нужно, а от себя больше, чем мог. Но вся картина напоена серебристо-радостным сиянием, найденным Гойей мерцающим жемчужно-серым тоном. И серебристая легкость подчеркивает жесткость лица и трезвость руки, держащей кисть.

В 1801году Гойя написал парадный портрет семьи короля Карла IV.  Одежды роскошны, но как невыразительны лица на семейном портрете. Все, даже король кажутся свитой некрасивой, но властной королевы Марии-Луизы.

 

 

 

Гойя разбил много женских сердец, и есть тому свидетельства. И только одна эпатажная и самая богатая женщина Испании - герцогиня Альба, разбила сердце ему. Роман начался сразу после знакомства и длился 6 лет. «О, наконец, я знаю, что значит жить!» -  сказал Гойя другу после встречи с Каэтаной Альба.

Маха обнажённая

Самыми известными картинами художника стали «Маха одетая» и «Маха обнажённая». В чем секрет успеха? Тысячи образцов обнажённой натуры создано за историю цивилизации, но до него никто так не писал!  По примеру известной картины Тициана художник решил написать «любовь небесную и любовь земную», а что получилось? Живая, обольстительная, темпераментная, строптивая красотка демонстрирует прекрасное тело, смотрит на зрителя вызывающе и чуть насмешливо. Настоящая испанка! Была ли моделью герцогиня Альба? Споры продолжаются по сей день.

 

Капричос«Легкомыслие и грехи молодости не довели меня до добра. Я сильно заболел, находился на пороге смерти. Все говорили, что я умру и попаду в ад. Я выжил, но совсем оглох. Глухота отрезала меня от мира и надолго сделала несчастным и одиноким…  Я больше не услышу журчания воды, детского смеха, женских голосов, пения птиц, шума ветра... Именно тогда я и начал работу над моими «Капричос», -  писал сорокапятилетний Гойя.

«Капричос» - это 80 офортов, 80 пороков, грехов общества. Дикость, суета, тщеславие, клевета, разврат. Мерзкие, порочные лица. Мошенники, ведьмы, проститутки. Гойя - придворный художник, он пишет вечный праздник жизни элиты. Но под этим праздничным потоком всплывает в сознании художника холодный отрезвляющий поток реальной жизни, как под тёплым Гольфстримом, омывающим берега Испании, бьёт холодный Лабрадор, они не смешиваются, как не смешиваются роскошь и нищета.

Разница между его заказными портретами и «Капричос» неизмеримая. Нужно написать аристократа? Пожалуйста. Очень милое лицо. Но однажды нужно сказать правду. Люди, что же вы творите!  Важно сказать это, как – само решится. Но это будет совсем другой стиль. Беспощадные портреты.

автопортрет сорокапятилетнего Гойи

 

Посмотрим на автопортрет сорокапятилетнего Гойи. Кажется, мастер поднялся над миром и смотрит в растерянности - мир устроен неправильно, но почему, он не понимает.

Отныне работы художника становятся все трагичнее. Он впервые стал использовать чёрный цвет, как самостоятельный. Раньше живописцы обращались к нему только для создания оттенков. Правда чёрный цвет Гойи необычный, это цвет судьбы. Картина «Махи на балконе».  Девушки с изящно прописанными, почти кукольными лицами в ореоле воздушных, серебристо-кремовых кружев одежды, они, как райские птицы, щебечут о чём-то своём. Эти махи – символ испанской свободы? Да они не свободны!  Девушки сидят, высматривая жертву своих чар. За их спинами две схематичные зловещие мужские фигуры в черном, это «махо» -  кавалеры, сутенеры, спутники мах. Они как судьба, от которой не уйти. «Махи на балконе» - символ плененной свободы.Махи на балконе

 

Но есть и другие женщины, они действительно свободны. Это Мария Агостина, защитница Сарагосы, продолжающая стрелять, когда все вокруг уже убиты – героиня листа «Какая доблесть!» из цикла «Ужасы войны».

В 1812 году умерла его верная Хосефа.   Гойе 66 лет, он чувствует себя стариком. Время оплакивать потери и подводить итоги. Но жизнь вновь подарила любовь и опять с ароматом скандала. Замужняя красавица Леокадия Вейс, на сорок лет моложе Гойи, оставила состоятельного нестарого мужа и пришла в «дом глухого». У них родится дочь. Стены «дома глухого» Гойя распишет «мрачными картинами».  Он будет творить абсолютно свободно, словно забыв о правилах и образцах, о пропорциях и светотени. Франсиско Гойя создаст новую живопись, размышляя о времени, об одиночестве, о судьбе, об истинной свободе.

Один из друзей сказал художнику: «Ты останешься неповторимым во все времена, потому что не боялся быть собой».

 

Что почитать по теме?
Скачать список литературы

 

Краски и кисти

 

Читать другие публикации библиотеки №11

 


Вернуться