МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2025
Новости → Новости за 2025

Новости за 2025

Андрей Белый "Петербург". Портрет одной книги

24 октября 2025

Портрет одной книги посвящен 145-летию со дня рождения Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева, 1880-1934) – поэта, писателя, критика, философа, теоретика стиха.

 

 

Подготовила Л. А. Давыдова, библиотека № 11

"Дивным полётом воображения" назвал роман "Петербург" Андрея Белого Владимир Набоков и считал лучшим романом XX века после "Улисса" Джойса. Портрет одной книги посвящен 145-летию со дня рождения А. Белого (Б. Н. Бугаева, 1880-1934) – поэта, писателя, критика, философа, теоретика стиха.

          Голубые глаза и горячая лобная кость.
          Мировая манила тебя молодящая злость.
          И за то, что тебе суждена была чудная власть,
          Положили тебя никогда не судить и не клясть.
          На тебя надевали тиару – юрода колпак,
          Бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак!

Так написал об Андрее Белом Осип Мандельштам. Белый – действительно личность очень противоречивая и загадочная, двойственная.

А дело всё в семье – восприятие, нервы ребёнка были поражены "житейскими грозами". Родители Бориса были людьми очень разными, и каждый тянул воспитательное одеяло на себя. Отец Николай Васильевич Бугаев – декан физико-математического факультета Московского университета надеялся вырастить будущего математика. Мать, экзальтированная красавица, боролась с этим намерением музыкой и поэзией. "Они разорвали меня пополам. Разорвали мое детское сознание, мое детское сердце. Я с детства раздвоенный. Чувство греха. Оно меня мучило уже в четыре года", – говорил  поэт.

С самого раннего детства все явления жизни стали двусмысленными, сначала это пугало, а потом привык и "полюбил совместимость несовместимого, трагизм и сложность внутренних противоречий, правду в неправде... Потом ту же двойственность отношения стал он переносить на других людей – и это создало ему славу двуличного человека… Нередко он и бывал двуличен и извлекал из двуличия ту выгоду, которую оно иногда может дать. Но в основе, в самой природе его двуличия не было хитрости", – писал в воспоминаниях В. Ходасевич.

Но были и другие воспоминания. Марина Цветаева писала, что нельзя "слушать Белого и не пойти ему вслед, не затопить ему печь, не вымести ему сор, не отблагодарить его за то, что он – есть".

Таков Белый в восприятии поэтов, но и на людей далёких от литературы поэт производил ошеломляющее впечатление. Экономист Н. Валентинов вспоминает о визите Белого в их отдел. Поэт пришёл по рассеянности в одной калоше. "Встретив начало речи с улыбкой, мы перешли к удивлению, к разинутому рту. Это была музыка, поэзия, философия, мистика, водоворот… Во время его речи никто не пошевельнулся, а когда Белый, улыбнувшись, сел на своё место, все, как в театре, стали ему неистово аплодировать", – рассказывает Валентинов.

Двойственность проявилась в способностях и в выборе поля деятельности. В 1903 г. Белый окончил физико-математический факультет университета, но решил всё-таки заняться литературной работой, проявив себя и здесь как учёный – его можно назвать первым теоретиком стиха. Творчество Андрея Белого на протяжении всей жизни было беспрерывным поиском. В русской литературе такого решительного экспериментатора не было  ни до, ни после него.

На рубеже XIX-XX вв. уходил в прошлое "золотой век" русской литературы, философская и общечеловеческая настроенность уступила место личным впечатлениям и переживаниям. Возникло новое направление в литературе – символизм. А. Белый почувствовал себя символистом уже в 16 лет. Первая книга "Золото в лазури" принесла успех. Стихам Белого свойственны музыкальность, прозрачность, отвлечённость от реальности, обилие полутонов, рождающие "множество смыслов". Всё так зыбко, неясно, нежно. Главная ценность для поэта – мысль.

          А вода? Миг – ясна…
          Миг – круги, ряби: рыбка…
          Так и мысль!.. Вот – она…
          Но она – глубина,
          Заходившая зыбко.

О революции и гражданской войне поэт писал:

          Глухой зимы глухие ураганы
          Рыдали нам.
          Вставали нам – моря, народы, страны…
          Мелькали нам –
          Бунтующее, дующее море
          Пучиной злой,
          Огромные, чудовищные зори
          Над мёрзлой мглой
          И сонная, бездонная стихия
          Топила нас,
          И тёмная, огромная Россия
          Давила нас.
          О, вспомни, брат грома, глаголы, зовы,
          И мор, и глад.
          О, вспомни ты багровый и суровый
          Пылал закат.
          В глухие тьмы хладеющие длани
          Бросали мы.
          В глухие тьмы братоубийств и браней
          Рыдали мы.
          И звали мы спасительные силы
          Заветных снов
          И вот опять – медлительный и милый
          Ответный зов.

Наследие А. Белого огромно, самым известным стал роман "Петербург". В отличие от "Улисса" Джойса читать его легко, сюжет прослеживается.

Посвящён роман событиям 1905 года. Революция совершилась, все на что-то надеются и чего-то боятся, но никто ничего не понимает. В петербургских салонах постоянно звучат слова, казалось бы, несовместимые – революция-эволюция.

Первоначальное название книги – "Лакированная карета". Едет в ней, как в чёрном кубе, в учреждение Аполлон Аполлонович Аблеухов – высокопоставленный чиновник, то ли Победоносцев, то ли Каренин, движется страж порядка по геометрически правильному городу, в центре которого Медный всадник – символ России и государства. А за Адмиралтейским районом всё тонет в "тумане", острова, линии и огромная страшная страна-хаос. "А там-то, там-то: глубина, зеленоватая муть; издалека-далека, будто дальше, чем следует, опустились испуганно и принизились острова; принизились земли; и принизились здания… Поотплывали тёмные тени. Адские кабачки же остались. С призраком долгие годы здесь бражничал православный народ: род ублюдочный пошёл с островов – ни люди, ни тени…"

Аполлон Аполлонович совсем некрасив, это маленький сухонький старичок. Красавец-гренадёр его сын Николай Аполлонович, но лучше бы ему не улыбаться, есть в его улыбке что-то уродливое, отвратительное, лягушачье. Николай страдает, он влюблён в красавицу Лихутину и имел смелость поцеловать замужнюю женщину. Вместо ответного поцелуя получил оплеуху. "Шут, – сказала Софья Петровна, – красный шут". "Да, шут", – соглашается Николай и надевает пунцовое домино. Весть о страшном красном образе быстро расползлась по революционному городу, напугав и Софью Петровну, и многих обывателей. Сам Николай Аполлонович  боится революционеров, хотя в расстроенных чувствах пообещал им помощь. Возмездие за легкомысленный поступок не заставило ждать – на пороге великолепного особняка возник Александр Иванович Дудкин с бомбой и заданием для младшего Аблеухова – убить отца.

За пределами правильного Петербурга, на островах царит хаос и живёт там революционер Дудкин – человек больной и запойный. Кажется ему, как пушкинскому Евгению, что гонится за ним идол власти Медный всадник уже несколько столетий. "Медноглавый гигант прогонял через периоды времени вплоть до этого мига, замыкая кованый круг; протекали четверти века; и вставал на трон – Николай; и вставали на трон – Александры". И вот всё изменилось: "Всё, всё, всё озарилось теперь, когда через десять десятилетий Медный Гость пожаловал сам и сказал ему гулко: "Здравствуй, сынок!". Почему же террорист, боровшийся против тирании безграничной власти, оказался  рядом с жестоким властителем? А все потому, что несут они один грех – убийство во имя идеи. Революционеры, вносящие хаос в жизнь страны неспособны решить вопросы, сложившиеся в обществе.

Первый критик романа "Петербург" Иванов-Разумник писал: "Старый и в то же время совершенно новый, совершенно иной роман". Белый отказался от показа картины мира, которая строится по законам разума и гармонии. "Роман „Я” есть роман всех романов моих...", – говорил поэт.  "Петербург" о том, как  воспринимает переломные моменты истории страны конкретно писатель Андрей Белый, отсылая в тоже время к "я" общечеловеческому.

"Я" – это прежде всего всеобъемлющая ирония. Белый наследник Гоголя, но если в произведениях Гоголя слышится здоровый смех и лёгкая усмешка, то за текстами Белого – едкий сарказм. Автор не жалеет никого, ни себя, ни любимую женщину, ни город Петербург. Город мёртв, ползёт по нему отвратительная многоножка – революция. Мир расширяется, надувается, как говорящий воздушный шар с именем, отчеством и фамилией, увиденный в снах Колей Аблеуховым. "Пепп Пеппович Пепп будет шириться, шириться, шириться; и Пепп Пеппович Пепп лопнет: лопнет всё".

Автор "Петербурга" оказал неоценимую услугу следующему за ним поколению постмодернистов. Вероятнее всего и Джойсом, и Кафкой роман был внимательно прочитан и оказал влияние на творчество писателей.

          Золотому блеску верил,
          А умер от солнечных стрел.
          Думой века измерил,
          А жизнь прожить не сумел.

Эти стихи Андрея Белого считаются пророческими, он действительно умер от солнечного удара в 1934 году. Жизнь поэта была трудна и полна противоречий. Но созданного им по объёму и охвату мысли хватило бы на несколько  плодотворных жизней.

Список литературы об Андрее Белом СКАЧАТЬ >>>  


Вернуться