МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2024
Новости → Новости за 2024

Новости за 2024

Портрет одной книги. «Над пропастью во ржи»

7 января 2024

105-летию со дня рождения американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера посвящается Портрет одной книги «Над пропастью во ржи».

 

 

автор материала Людмила Алексеевна Давыдова (библиотека № 11)

 

Джером Дэвид Сэлинджер
(1 января 1919 – 27 января 2010)
американский писатель

Джером Дэвид Сэлинджер – человек и писатель мифический.  Его загадку,  казалось бы, простую, но абсолютно неразрешимую читающий мир постигает более пятидесяти лет. Автор, написавший единственный роман «Над пропастью во ржи», переведённый на все языки планеты и повлиявший  на молодёжную культуру  мира, вдруг замолчал надолго, навсегда. В интервью Сэлинджер повторял: «Я работаю, я люблю работать. Но больше не хочу, чтобы мир вторгался в мою жизнь». Дочь писателя в мемуарах сообщала, что в наследии отца семь законченных книг. Пик ожидания литературной сенсации пришёлся на 2015- 2016 годы. Но вот уже 2024, а ажиотажа, кажется, не предвидится. Вопрос, писал ли Сэлинджер или нет, висит в воздухе, ведь отозвал же писатель новую повесть из издательства «Литтл, Браун энд компани»  в 1972 году.

Джером Дэвид Сэлинджер родился 1 января 1919 года в одном из самых богатых и знаменитых районов Нью-Йорка. В школе юный Сэлинджер был прилежным учеником. Он рано обнаружил большие литературные способности, и тогда папа, успешный коммерсант, испугался – кто знает, чем это закончится? Сын должен продолжать карьеру отца. В целях воспитания дисциплины Джером после окончания школы был отправлен учиться в военное училище, где проявил себя целеустремлённым курсантом и спортсменом.  Затем были годы учёбы в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах, которые Сэлинджер так и не закончил. Он решил стать писателем и опубликовал несколько рассказов в журнале «Story». Отец был вне себя, они поссорились. Сын отправился в Европу, чтобы принять участие в войне.

6 июня 1944 года пехотный полк, в котором служил Джером Сэлинджер высадился в Нормандии, на пляже Юта, потери американцев там были огромными. Но ещё страшнее были Арденны. А дальше – концлагерь Дахау, где солдаты, прошедшие страшные бои, плакали, словно сошедшие в ад. Военный опыт повлиял на Сэлинджера эмоционально. Позже он сказал  своей дочери: «Ты никогда полностью не избавишься от запаха горящей плоти, сколько ни проживёшь».

После войны Сэлинджер публиковался в самом престижном журнале США «New Yorker». С 1940 по 1965 год он написал 44 рассказа и роман «Над пропастью во ржи», ставший визитной карточкой писателя.

Роман «Над пропастью во ржи» – одна из самых популярных в мире книг, общий тираж её – 65 миллионов экземпляров, 250 тысяч издаётся ежегодно. И сразу же встаёт вопрос: чем привлекателен этот роман? Наверное, искренностью и кажущейся простотой. Но книга создавалась трудно и долго – 10 лет. А представляется, что писалась она легко и очень быстро. Потому что язык необычный, разговорный, сленг, понятный каждому подростку. Читатель верит герою Сэлинджера Холдену Колфилду ещё и потому, что рассказчик предельно откровенен  и искренен. Это монолог, исповедь шестнадцатилетнего мальчишки на грани психологического срыва.  А для стресса причин достаточно. По вине Холдена, капитана команды фехтовальщиков школы Пэнси,  соревнования не состоялись, и ребята бойкотируют его. Но главное – Холдена «вытурили» из школы, в этот раз за неуспеваемость. Что будет дома, даже представить страшно. И Колфилд решает устроить три дня взрослой жизни.

Кто такой Холден Колфилд? Подросток, тонко чувствующий любую фальшь, умный, подвергающий сомнению всё и вся. Да, не нравится ему школа, где всё лживо, лицемерно, безжизненно, там смертельная скука. И чему такая школа может научить? Как стать преуспевающим адвокатом, подобно его отцу? «Так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить сухие коктейли и ходить этаким франтом», – говорит Холден. К родителям он по-своему привязан, но взаимопонимания нет. Может быть, поэтому в душе подростка такая неустроенность и эмоциональный бунт? Но юноша любит младшего брата Алли, недавно умершего от белокровия, да и старшего тоже. Д. Б. раньше был хорошим писателем, а теперь «скурвился» и пишет сценарии для Голливуда. Но больше всех Холден любит маленькую сестрёнку Фиби – вот кто лучше всех его понимает, и так хочется её увидеть.

Но взрослое путешествие уже началось. Большой город Нью-Йорк искушает и испытывает. Холден много курит, в барах заказывает виски, напивается, пытается знакомиться с женщинами лёгкого поведения, вызывает в свой номер в гостинице проститутку. Но эти взрослые действия не приносят облегчения, чувство безысходности только усиливается.

Кажется, у мальчика есть надежда – это бывший учитель английского, добрый  и умный мистер Антолини. Мудро говорит он о пропасти, подстерегающей молодого незрелого человека, растроганно обещает: «Когда ты подойдёшь ближе к тем знаниям, которые станут очень, очень дороги твоему сердцу. И тогда ты обнаружишь, что ты не первый, в ком люди и их поведение вызывали растерянность, страх и даже отвращение. Ты поймёшь, что не один ты так чувствуешь, и это тебя обрадует, поддержит. Многие, очень многие люди пережили ту же растерянность в вопросах нравственных, душевных, какую ты переживаешь сейчас. К счастью, некоторые из них записали свои переживания. От них ты многому научишься – если, конечно, захочешь». Но почему-то мистер Антолини во время беседы не расстаётся рюмкой виски. Чувствуется здесь какой-то изъян, и он оправдывается, когда Холден со страхом и отвращением бежит из дома бывшего учителя. Это самое страшное место в романе, в юношеском прочтении особенно, да и сейчас воспринимается, как тяжкое предательство, как шутка судьбы над окончательно измотанным мальчишкой.

Но побеждает всё-таки любовь. Холден только обмолвился Фиби о том, что хочет уехать, куда глаза глядят, а маленькая Фиби приходит на встречу с двумя огромными чемоданами – она согласна сопровождать брата, хоть на край света. Теперь старшему приходится убеждать младшую остаться дома. Холден учится  думать как взрослый человек. Эта книга о том, что свобода, сила и любовь начинаются с ответственности за свои поступки. Последняя сцена, где Холден смотрит, как Фиби катается на карусели – это гимн любви, радости, признания жизни. Об этом много пишут, но всё равно хочется процитировать:

«И тут начало лить как сто чертей. Форменный ливень, клянусь богом. Все матери и бабушки – словом, все, кто там был, встали под самую крышу карусели, чтобы не промокнуть насквозь, а я так и остался сидеть на скамейке. Ужасно промок, особенно воротник и брюки. Охотничья шапка ещё как-то меня защищала, но всё-таки я промок до нитки. А мне было всё равно. Я вдруг стал такой счастливый, оттого что Фиби кружилась на карусели. Чуть не ревел от счастья, если уж говорить всю правду. Сам не понимаю почему. До того она была милая, до того весело кружилась в своем синем пальтишке. Жалко, что вы её не видели, ей-богу!»

…Читаю роман «Над пропастью во ржи» третий раз. Главный герой всегда вызывает сочувствие. Несмотря на юношеский максимализм и браваду, впечатление он оставляет какое-то нежное и чистое. И очень жаль его, как заблудившегося в лесу ребёнка, беззащитного и такого беспомощного. Каждый раз роман воспринимается по-разному. Сейчас читаю книгу Сэлинджера просто как очень хорошую литературу.

«Над пропастью во ржи». Портрет одной книги : список литературы СКАЧАТЬ >>>


Вернуться