МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2023
Новости → Новости за 2023

Новости за 2023

Литературный час «Сколько свежести, грации, наблюдательности, понимания и любви природы»

26 октября 2023

Русскому писателю, театральному критику и общественному деятелю С. Т. Аксакову посвящает литературный час библиотека №11

Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов.
С.Т. Аксаков

Ах, провинция, далёкое, далёкое село Аксаково, затерянное в оренбургских степях. Мир, тишина, спокойствие. Хорошо сидеть на берегу речки Бугуруслан с удочкой.  Удилище вот-вот заколеблется, рождая азарт и волнение родственное вдохновению, блеснёт серебристая спинка крупной рыбы и опять - созерцание и неспешное размышление о повадках разных рыб. Только здесь в деревне настоящая жизнь, а не в суетной Москве, где завзятые театралы нетерпеливо ждут статей театрального критика С. Т. Аксакова. Сюда «бежать от праздности, пустоты, от неугомонной, внешней деятельности… На зелёном, цветущем берегу, в светлом зеркале воды улягутся мнимые страсти, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос… Неприметно, мало-помалу, рассеется недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам — эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека», - так писал Аксаков в своей первой книге «Об уженье рыбы».

Писал эту книгу человек взрослый, много передумавший и переживший. В 1848 году автору книги Сергею Тимофеевичу Аксакову было  56 лет. Талантливейший рассказчик и интересный собеседник очень долго шёл к своим книгам, потому что начисто был лишён сюжетной фантазии. «Заменить… действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходила совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно». Но рассказать о том, что видел и испытал, он умел неподражаемо. В пятьдесят лет Аксаков вдруг почувствовал, что жизнь и здоровье уходят, как речной песок сквозь пальцы, решил попробовать свои силы. Книга «Об уженье рыбы» была встречена восторженно критикой и читателями. Тираж был продан моментально. Иван Тургенев писал: «Такой книги ещё не было». Казалось бы, книга очерков не имела отношения к литературе. Но автор постиг тайну вечных русских увлечений и рассказал о ней так просто, сдержанно и поэтично. «Удочка и уженье — слова магические, сильно действующие на душу», - заявил Аксаков раз и навсегда.

  Вдохновлённый успехом первой книги, Аксаков написал ещё одну книгу очерков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», изданную в 1852 году. Писатель становился популярным, отныне каждая его книга встречается восторженно читателями и критикой. В планах «Замечания и наблюдения охотника брать грибы». Как жаль, что она не была написана!

Одновременно с этими книгами писатель с наслаждением и отчаянием работал над «Семейной хроникой». Трудно найти в русской литературе писателя более аполитичного, чем С. Т. Аксаков. Его не интересовало ни движение в обществе, ни реформы, ни крепостничество. Привлекали только «безыскусственность и простота отношений» в деревне, патриархальность  и семейные традиции.

  Просто он был счастливым человеком – живи, наслаждайся, слушай голос природы, соблюдай заповеди господни, что ещё нужно? Аксаков первым из русских литераторов взглянул на русскую действительность не с отрицательной, а с положительной стороны. Кажется, что он гражданин XVIII века, но ведь так и было, родился  он в 1791 году, много лет жил в провинции, а туда и вести-то доходят с опозданием, не то что перемены. И язык Аксакова  простой, допушкинский. Но писатель обладает большим вкусом - сдержан, поэтичен, скромен в деталях. Задушевностью и простотой он напоминает хорошего рассказчика.  Несмотря на незатейливость повествования, «Семейная хроника» читается с большим интересом. Почему? Как мало мы знаем о том, как жили русские люди в XVIII, XIX веке. Аксаков как раз на бытовом уровне рассказывает о жизни русского дворянства. 

Главный герой книги - дедушка Степан Михайлович Багров, вокруг него всё в повести, как вокруг солнца, и вертится. Он умён, но необразован, а порой необуздан. Степан Михайлович - хороший барин. Главное для него, чтобы семья жила в достатке и крестьяне не бедствовали, а для домашних - чтоб хозяин проснулся в хорошем настроении. А иначе – беда! За малейшую провинность он таскает жену за косу и однажды вместе с косой снял скальп. И домочадцам достаётся, так что все прячутся кто куда. Так и хочется воскликнуть: «О времена, о нравы!» Не дай бог родиться женщиной в те столетия. Но есть в повести человек, который может противостоять распущенности дедушки. Это мама Серёжи, женщина образованная и воспитанная.

 Книга «Семейная хроника» не только о нравах веков минувших. Описав самобытный, свободный от  исторических событий мир русской семьи, писатель говорит  о том пути, который проходит русское дворянство, и размышляет и о духовной цельности, и о духовном падении.

Поэт, философ, славянофил А. С. Хомяков, друживший с семьёй Аксаковых, говорил о писателе: «Снова перечувствовать прошедшее и другим рассказать перечувствованное – вот его единственная задача». Ему вторит видный литературовед  Д. Н. Святополк-Мирский, который видит в Аксакове предтечу новых направлений в литературе: «Его не тревожат никакие активные желания, кроме разве что желания "вновь обрести потерянное время" – retrouver le temps perdu. Прустовская фраза здесь уместна, потому что чувствительность Аксакова, как ни странно, поразительно напоминает чувствительность французского романиста». Удивительная смелость  сравнивать Пруста -рафинированного интеллигента, постмодерниста XX века, не покидавшего Парижа, с русским барином начала XIX, влюблённым в степи Оренбуржья. Но цель и у Пруста, и у Аксакова одна - "вновь обрести потерянное время".

 «Память детства так ожила во мне, что старому сосуду приходится невтерпёж»,- писал Аксаков в письме к сыну.

Самая поэтичная книга писателя – «Детские годы Багрова внука». Герой её Серёжа Багров, мальчик восприимчивый, эмоциональный и очень ласковый. Когда Серёже было 4 года, заболел он тяжёлой болезнью, трагический исход  докторами был предрешён. Куда-то повезли мальчика. «Дорогой почувствовал я себя так дурно, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я всё видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась. Я всё слышал и видел явственно и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться – и вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места… Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был уже почти здоров». Природа наполнила безнадёжно больного мальчика силой и благодатью. Обостренное чувство природы осталось с ним навсегда. Повесть бессобытийна – это только впечатления: смена времён года да редкие путешествия к богатой тётеньке, в село Чурасово. Здесь мальчику очень скучно, потому что он уже познал радость и волнение первого улова, первой охоты и хождения  с дядькой Евсеичем в лес за грибами.

Особенно хороши главы, где всё село Аксаково живёт в ожидании весны. Бегает Серёжа по большому дому от окна к окну, смотрит жадными глазами - вот пруд и река потемнели, ручьи побежали, вот голые ветви деревьев стали яркими, зазеленели - скоро, скоро настоящая весна.

Сергей Тимофеевич Аксаков был счастливым человеком - любящим мужем, счастливым отцом, радушным и хлебосольным хозяином подмосковного села Абрамцево, вдохновителем кружка славянофилов. Природа наделила его талантом и отменным душевным здоровьем, дала ему высшую благодать – незамутненное счастье слияния с лесом, полем, рекой. И этой радостью, здоровьем, чистотой и ясностью мыслей и чувств делится писатель с нами, читателями.

Давыдова Людмила Алексеевна


Вернуться