Новости за 2023
«Кэкук»: книжная витрина
Предлагаем вниманию читателей очередной рассказ из рубрики «Легенды батюшки Урала», предоставленный краеведческой библиотекой.
материал подготовила библиотекарь М. Ю. Кашина
Пермский край – много этнический регион, в котором сегодня проживают представители более 120 народов. Каждый из них, осваивая прикамские земли в разные исторические периоды, приносил с собой самобытную культуру и оставил свой след в развитии региона. Бесценным культурным наследием являются легенды, предания и другие устные повествования, отразившие древние поэтические взгляды на природу, исторические представления, житейскую мудрость, психологию и творческую фантазию.
Башкирский народ донес до нашего времени замечательные произведения разных жанров устного творчества, традиции, которых уходят в далекое прошлое. В давние времена многие птицы – журавль, грач, кукушка – у башкирского народа считались священными. Башкиры с большим почитанием относились к кукушке, самым главным было желание умилостивить серую птичку, чтобы узнать свою судьбу, притянуть благополучие, удачу, счастье, отвести безбрачие. Мифические представления о возможности превращения человека в животное или птицу составляют основу легенд башкир о кукушке («Кәкүк).
Существует легенда о том, что кукушка когда-то была несчастной вдовой, потерявшей любимого супруга.
«Кэкук был сыном водяного царя, который женился на дочери земного царя. По истечении некоторого времени Кэкук погрузился в воду, чтобы повидать своих родителей, и больше не появился. В тоске и печали молодая жена Кэкука бродила по берегу. Как-то, расчесывая свои волосы, она загадала про себя: «Если он не вернется, нечего мне и жить на свете, лучше бы обернуться птицей!» И желание ее исполнилось – она перевоплотилась в птицу. Это произошло так быстро, что она успела заплести только одну косу, другая же осталась незаплетенной, говорят, поэтому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз. Жизнь молодой женщины прошла в печали и постоянных поисках своего мужа. Она и поныне кличет своего супруга: «Кэк-кук!»
А по другой версии легенды рассказывается, что...
«В очень давние времена на один из башкирских родов напали враги. Батыр по имени Кэкук собрал всех джигитов и выступил против врагов, оставив дома возлюбленную девушку по имени Карагаш (Чернобровая). С того сражения никто не вернулся живым. Карагаш не поверила в гибель Кэкука. Когда родители хотели выдать ее замуж за нелюбимого человека, она задумала бежать. Но ее схватили и заточили в темницу. Тогда она взмолилась: «Птицей бы полететь к любимому!» Желание девушки тотчас же сбылось – она превратилась в птицу и выпорхнула через окно темницы. Перелетая от дерева к дереву, от горы к горе, стала звать любимого: «Кэк-кук! Кэк-кук!».
С тех пор она так и летает по миру, садится на такую же одинокую, как сама, ветку березы, и, устремив вдаль свой взгляд, повторяет имя своего возлюбленного. Если и снесет яичко, терпенья у нее не хватает высидеть – все время ищет она Кэкука. Особенно жалобно кличет она в пору цветения красных цветов. Снова улетает куда-то далеко в поисках возлюбленного. И так всегда…
Что читать по теме
Ахметов, М. С. Дыхание времени : этническое возрождение татар и башкир в Прикамье / М. С. Ахметов. – Пермь : От и До, 2014. – 444 с. : ил. – ЦБ. Три культурные традиции определили этнокультурное своеобразие Пермского Прикамья. У каждого из них есть свои привычки, традиции, верования и каждый из них вносит свою частичку в наследие региона. Многочисленные сказания и эпосы народов земли Пермской, фольклорные песнопения, традиционные обряды и праздники, а также любовь к своему краю создают самобытный культурный и ментальный стержень молодого поколения народов. | |
Башкирские народные сказки / лит. обраб. А. Платонова ; худож. Р. Сайфуллин. – Москва : Детская литература, 2019. – 135 с. : ил. – УДБ. Сборник башкирских народных сказок, проникнутых безмерной любовью к родному краю, традициям и обычаям башкирского народа, издан к 100-летию образования Республики Башкортостан. В этих сказках мужественные батыры и отважные егеты побеждают злых дею и жестоких ханов; трудолюбие и доброта получают достойное вознаграждение, а трусость и жадность - наказание. Сказки обработаны Андреем Платоновым, который изложил народные сюжеты на высоком литературно-художественном уровне и сумел при этом сохранить башкирский колорит. Выразительные иллюстрации Рашида Сайфуллина, наглядно рисуют быт башкирского народа. | |
Великорусские сказки Пермской губернии : с приложением двенадцати башкирских сказок и одной мещерякской / сборник Д. К. Зеленина . – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1997. – 584 с. – (Studiorum slavicorum monumenta). – ЦБ,УБ,6. Сказочные собрания Д. К. Зеленина давно вошли в золотой фонд отечественной фольклористики и стали библиографической редкостью. Научное их переиздание – насущная потребность и выражение глубочайшего уважения к заслугам ученого и исследователя. Настоящая книга предназначена специалистам в области фольклора, этнографам и всем любителям родникового народного слова. | |
Демин, В. Н. Уральская Гиперборея / В. Н. Демин. – Москва : Вече, 2012. – 286 с. : ил. – (Славяне и Русь). – ЦБ,УБ,10. Сокровенные предания о захороненных кладах и самоцветах, горящих колдовским огнем, сказы о Даниле-мастере и Хозяйке Медной горы – влекущей, обольстительной, щедрой, но в то же время смертельно опасной… Быть может, все это – лишь вымысел талантливого сказочника Павла Бажова? Автор этой книги убежден в обратном: легенды Урала – бесценное наследие земли Русской – уходят корнями в глубочайшую, гиперборейскую древность. |