МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2023
Новости → Новости за 2023

Новости за 2023

Страсти по Островскому

21 апреля 2023

А. Н. Островского не случайно называют основоположником русского театра.  47 пьес, написанные им, и сейчас – основа репертуара многих театров. К 200-летию со дня рождения драматурга в библиотеке №11 подготовлен литературный час "Страсти по Островскому".

 

 

Островский Александр Николаевич
(1823-1886)
русский драматург

В. Перов. "Портрет Александра Островского". 1871 г.

 

Русская литература первой половины XIX века размышляла о любви, о дворянской чести, о молодой силе и лишнем человеке, о божеском и человеческом. И только Гоголь спросил: «А что скажет народ?» И народ заговорил голосом Александра Николаевича Островского. Мелкие чиновники, учителя, купцы, приказчики, квартальные надзиратели, слуги, цыгане, странники, словом – замоскворецкие жители появились на сцене театра. «А ведь создано так, как будто не художник, а весь народ создавал тут!» – писал о пьесах Островского поэт и театральный критик Апполон Григорьев.  Художник и сам был замоскворецким жителем и впитал дух пестрого, странного, родного Замоскворечья навсегда.

С великолепного портрета, написанного художником В. Перовым, смотрит человек простой, домашний, ясноглазый. Но именно этот острый, ловчий, ненасытный взгляд и останавливает, от него не скроешься, всё увидит. Да это только и важно Островскому – «не мудрствуя лукаво» всё увидеть и запечатлеть.

А началось всё с пьесы «Свои люди – сочтёмся», которая не была ни сыграна в театре, ни издана, а была прочитана в некоторых домах, и вдруг стала популярной. В 1849 году профессор Московского университета Н. М. Погодин пригласил молодого чиновника Островского для прочтения пьесы. Ждали Гоголя. Николай Васильевич опоздал, остановился у двери. Да так простоял до конца чтения, потом уехал не прощаясь. Вскоре молодой автор получил записку: «Самое главное, что есть талант, а он всегда слышен». Гоголевской запиской Островский гордился и хранил как «святыню».

Купец Большов совсем извёлся, размышляя как надуть ему кредиторов. Один выход – ложное банкротство. Почему Самсон Силыч решается на такой рискованный шаг? Он беден? Нет, богат. Но не обманешь – тебя обманут. Плутовская эта страсть у него в крови. И обманут Большов ещё большим пройдохой – приказчиком Подхалюзиным. Игрок и поэт наживы Большов в долговой яме. Даже немного жаль несчастного, брошенного всеми купца.

Молодой Островский легко и изящно справился со своей задачей. Написал комедию, сатиру, но с нотами трагедии. Островский не идёт по следам Гоголя, у него своя драматургия и задачи – показать русский характер во всём многообразии, противоречиях и поэзии. Как празднично, картинно, так и просится на сцену всё написанное Островским. Художник обладает особым слухом. Богат, ярок, самобытен язык героев, сверкает народной образностью и юмором. «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него!» – говорил об Островском Тургенев.

48 пьес написаны Островским за 36 лет работы. Без них невозможно представить современный русский театр, большинство пьес экранизировано. Почему мы сегодня смотрим комедии и социальные драмы Островского? Уж точно не для того, чтобы увидеть купца-самодура или бесправную женщину в «тёмном царстве». Литературоведы считают, что круг тем в мировой драматургии насчитывает лишь 42 положения, всё остальное версии. И Островский в выборе сюжетов в общем-то не оригинален. А всё дело в творческой личности. И тут писатель устраивает нам сюрпризы, очень он разный и узнаваемый в то же время.

Уже в первой своей комедии «Свои люди – сочтёмся» драматург показывает шекспировские страсти и русского короля Лира.

Самая известная пьеса Островского «Гроза» – своеобразная эмблема его творчества. О ней трудно писать – изучали, сочинения писали о том, что Катерина – «луч света в тёмном царстве». Конечно, социальная драма написана в преддверии российских реформ. Но в основе история житейская, можно сказать классическая: рядом с яркой и сильной женщиной слабые мужчины - муж и любовник. Они по-своему любят Катерину, но помочь ей не в силах. А Кабаниху (Кабанихами называли большие камни на перекрёстках, которые ставили во избежание столкновений), как дорожную колоду, не обойдёшь, не объедешь...

С пьесой «Гроза» связана и личная драма писателя. Он был страстно влюблён в актрису Любовь Никулину-Косицкую, писал пьесу для неё и о ней. Её словами говорит Катерина о красоте Волги, желании летать и видении ангелов в солнечном столбе.

В 1861 году Островским была закончена водевильная трилогия о Мише Бальзаминове, бессмертном русском типаже – «маленьком человеке» (пьесы «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Женитьба Бальзаминова» (другое название – «За чем пойдёшь, то и найдёшь»)). Все мы желаем счастья, стремится к нему и Миша. Круг его желаний беден. Мечтает он о голубом плаще на бархатной подкладке и сером рысаке, но денег на эту роскошь нет. Счастье для него – женитьба на богатой. Как осуществить желание – Миша не догадывается, просто ходит по городу, боясь упустить свой шанс. «Маленькие люди» в русской литературе обижены и несчастны, а этот не унывает. Поэтому, наверное, вызывает сочувствие зрителей и автора.  Счастливый случай идёт Михаилу навстречу.
 
Своей популярностью пьеса обязана экранизации «Женитьба Бальзаминова» режиссера К. Воинова (1964). Хорош весь актёрский ансамбль, но особенно непревзойдённый Георгий Вицин, легкость и пластика, психологическая достоверность изумительны. Фильм можно смотреть снова и снова.
 
После реформы в российском пространстве и на страницах книг появились «новые люди»: нигилисты и революционеры. Островский тоже показывает нам новое лицо – это Егор Дмитриевич Глумов, герой первой сатирической комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Он так же, как Бальзаминов, мечтает о богатой невесте, но, в отличие от Михаила, очень хорошо знает, что нужно сделать, чтобы завоевать Машеньку Тарусину. Надо устранить настоящего жениха. Быть принятым в дом богатого родственника Мамаева, прикинуться влюблённым в моложавую тётушку Клеопатру Львовну, подольститься к полезным людям, гостям Мамаевых, писать для них статейки и доклады – и тогда весь свет открыт и дом богатой вдовы Тарусиной тоже. Но самое главное – не показывать своего истинного лица, прикинуться дурачком. Умным можно быть только в личном дневнике, вволю потешиться, посмеяться над всеми. И вот накануне свадьбы действие обретает обратный ход, обнародовано вещественное доказательство ума героя – дневник. Истинно горе от ума! Явно прослеживается аналогия с великой комедией Грибоедова, но автор этой схожести не боится. Потому что положительному Чацкому в российской жизни места нет, его занял наследник Молчалина – Глумов. «Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить», – утверждает герой напоследок. Да, нужен, потому что в комедии «Бешеные деньги» один из главных героев – Глумов.

Вершина творчества Островского – пьеса «Бесприданница», написанная в 1878 году и не понятая современниками. Стилистически выбивается она из бытовой драмы и предвосхищает пьесы Чехова.

Лариса Огудалова – девушка из обедневшей дворянской семьи, воспитанная, образованная, привыкшая к роскоши. Но путь к привычной жизни ей закрыт – бесприданница. Имя Лариса в переводе с греческого – «чайка». Как символ человеческой души. И душой она «обладает огромной, трепетной, тонко чувствующей».

Можно ли продать прекрасную девушку? Можно, всё продаётся и покупается. Хотя поначалу кажется, что мужчины, все четверо, влюблены.  Взгляд Кнурова короткий, прячет он восхищение, думая: «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует». Вася Вожеватов не скрывает симпатии, на правах друга детства часто бывает в доме Огудаловых и не жалеет денег на дорогие подарки. А как распетушился счастливый, смешной и жалкий жених Карандышев. Но хозяин положения – блистательный барин, прожигатель жизни Сергей Сергеевич Паратов. Взгляд его на Ларису становятся нежным, мягким, влажным от желания и нетерпения. Но дело сделано. Любовь, великодушие, самоотречение девушки никому не нужны. Она – вещь, дорогой бриллиант, разыгранный в орлянку. Как жить, когда душа раздавлена, смешана с грязью? И нет отваги покончить со всем этим? Страшно! Остаётся смириться и терпеть. Поэтому понятны слова благодарности Ларисы, адресованные Карандышеву: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»

Не оригинален Александр Николаевич в выборе сюжетов – всё у него как в жизни.
Потому и читаем, и смотрим!

Л. А. Давыдова, библиотекарь б-ки № 11

Список литературы по теме СКАЧАТЬ >>>

 

 


Вернуться