Новости за 2023
Книжная витрина: «Чудской Пам»
В рубрике «Легенды батюшки Урала» - новый материал! Библиотека №6 рассказывает о том, как «в древние времена жил-был на нашем месте крепкий, сильный народ, темноволосый, с кипучей кровью...»
Наш родной край Урал — удивительное место. Красота природы – древние горы и дикая тайга, неистовые реки и таинственные пещеры.
Огромные богатства, спрятанные в недрах, несметные полезные ископаемые, драгоценные металлы и камни. Многовековая история, мифы и легенды — все это Урал. В таком-то краю и жил издавна коми-пермяцкий народ. Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них «Ойпель» - могущественная сила, способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего – «Вбрись», которому были подвластны звери и птицы. Женское божество «Луншерика (Луншерка)» гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает «Сюра-пеля». Коми-пермяки имели свой миф о сотворении мира. «Ен» как создатель солнца, звезд, птиц, людей поселился на небе, а «Куль» - создатель нижнего мира и злых духов - в воде. Средний, земной мир был дарован человеку. Богатый эпос донес до нас предания о древнем населении края - чудском народе.
«В древние времена, в прежние века, когда Иньва текла по другим местам, когда искала себе дорогу попрямее, жил-был на нашем месте крепкий, сильный народ, темноволосый, с кипучей кровью, а звали его чудь. Жили чуди в глуши лесной, куда другие народы дороги не знали, если только невзначай попадут, да и то обратно выйти оттуда сами не могут. Не в каменных домах, не в деревянных теремах, а в ямах жили, как мыши и кроты селятся в норах. И не знали они тогда ни топора, ни ножа, ни хлеба, ни соли. А пищу им давал тогда темный лес и красивые реки с озерами, а одежду им давала парма-матушка, а тепло и веселье им давало солнце-батюшко, а вести отовсюду им приносили сороки, а силу-удаль и ум им давал их мудрый бог Ойпель и еще другой большой бог, а болезни и горе миновали парму. Они все жили до ста лет, да и тогда их смерть не брала, тогда они сами себе смерть находили: выроют яму, забирались туда и замуровывались.
Крепкими были чуди, медведя не боялись. А самыми сильными среди них были три брата – Купра, Май и Ош (Медведь). А самый удалой среди братьев был самый меньший – Ош. Глаза у него были такие же острые, как у кошки, ночью даже видел хорошо. Ростом был высотой в три аршина, земля ему силу и ум за троих дала.»
В коми-пермяцких легендах о Кудым-Оше, говорится, что его отец был Пам, который предстаёт скорее не как верховный жрец, а как военный вождь. После того, как отец погиб в одном из военных походов, Памом избирается Кудым-Ош и получает соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя. Кудым-Ош обладал магической силой: был неуязвим для оружия, а если в него все же попадала стрела, излечивал рану, прижавшись к земле. В отличие от своего отца, Кудым-Ош прославился не военными походами, а дальними торговыми поездками, из которых привозил товары, меняя их на пушнину, например, из одной из своих поездок привёз семена различных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Кудым-Ош жил очень долго. Однажды к нему приходила смерть, но он прогнал её. Наконец, предчувствуя свою гибель, собрал всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, ко всем, кто мизинцем соберёт эту пену, перейдёт часть его богатырской силы. По другой версии, он прожил 150 лет, а перед смертью велел похоронить себя в кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и сообщил, что когда-нибудь ещё вернётся на эту землю. Долгая судьба у народных героев. Богатыри не умирают. Они могут заснуть, могут уйти в камни, в горы, охраняя земные клады, завещая народу богатства. Народная фантазия в любой момент может вдохнуть в этих богатырей жизнь, и они снова способны на подвиг во имя справедливости на земле.
Дерево с оконцем : Были и небылицы : на коми-пермяцком и русском языках / сост. В. Климов. – Кудымкар : Алекс-пресс, 2003. – 160 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. В книгу собраны были-небылицы, короткие сказки, представляющие различные комические случаи из жизни, передаваемые из поколения в поколение как часть народного творчества коми-пермяков. | |
Домнин, А. М. Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике : по мотивам коми-пермяцких преданий / А. М. Домнин. – Пермь : Книжное издательство, 1990. – 102 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания, возникшие в глубокой древности. В них поэтическое воплощение надежд и ожиданий народных, мечта о человеке-богатыре, который покоряет природу, охраняет землю и свой народ от врагов. | |
Истомина, А. Ю. Загадка Чуди, или О чем рассказывают коми-пермяцкие предания и лексика, фамилии и географические названия Урала / А. Ю. Истомина. – Кудымкар : [Б. и.], 2005. – 76 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. Предания об этом народе рассказывают и в Сибири, и на Урале, и на севере России.По преданиям, чудь владела магией и могла вытворять разные чудеса. Когда пришли в эти края обычные люди, чудь ушла под землю, но обещала вернуться... | |
У нас на Иньве : легенды, рассказы и повести коми-пермяцких писателей : пер. с коми-перм. / сост. В. Климов ; рис. А. Мошева. – Москва : Детская литература, 1981. – 224 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. Сборник знакомит с творчеством коми-пермяцких писателей разных поколений, а также с сюжетами народных коми-пермяцких легенд и преданий. |
Автор материала: Кашина М. Ю.