МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

Самая счастливая пора в жизни

26 декабря 2022

Литературная страничка посвящена самой поэтичной повести Льва Толстого "Детство", которой в этом году исполнилось 170 лет со дня первой публикации.

 

 

Л. Н. Толстой всегда представляется нам старцем с ясным или проницательно-требовательным взглядом. Он прожил долгую жизнь, как у всех, лицо его с возрастом менялось. Посмотрим на юношескую фотографию 1849 года. Красивая, но скованная поза, напряжённый взгляд, страстное, но чуть неопределённое лицо, мягкие юношеские губы. Кажется, внутри идёт трудная борьба. Этот мальчик ещё  ничего не решил для себя, но  будущая сила и чувствительность угадывается. В 1849 году двадцатилетний Лев, проваливший экзамены в университете, взял в руки тетрадь с названием «Правила жизни», чтоб писать дневник, послуживший началом его писательской деятельности и первой книги «Детство».
 
Толстой всегда боролся, чаще всего с самим собой. Самая счастливая пора в жизни писателя - единственное время, когда он не чувствовал этой борьбы в душе, было детство. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…».

Каждый, наверное, хранит в душе, как незамутненный светлый родник, воспоминания о детстве. Он «освежает, возвышает душу», когда особенно тяжело. Так и с Толстым было. В 23 года он неистово и безуспешно боролся с двумя слабостями – страстью к игре и женщинам. Для самоконтроля вел дневник, ставил перед собой задачи, ругал за невыполнение, вспоминал детство. Как легко, радостно всё воспринималось, чувствовалось, любилось, плакалось тогда! «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?», - писал он.

В 1851 году  от внутреннего разлада и долгов Толстой бежал на Кавказ. Там он начал писать повесть «Детство». Цель этой работы была одна - чтоб  «сделаться лучше». В 1852 году начинающий писатель послал повесть в журнал «Современник» на суд Н. А. Некрасову. Вскоре он увидел «Детство» опубликованным, но «изуродованным» цензурой, и под другим названием - что больше всего взбесило молодого писателя. «История моего детства» - так назвал повесть редактор. Чем не понравилось заглавие автору? Ведь несомненно, что Николенька Иртеньев – это маленький Лев. Просто у Толстого не было задачи рассказать детскую историю одного героя, а показать всю прелесть и поэзию детства, времени счастливых открытий души, жаждущей любви и доброты.

«12-го августа 18.... ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет, и в который я получил такие чудесные подарки, в 7 часов утра Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой — из сахарной бумаги на палке — по мухе. Он сделал это так неловко, что задел образок моего ангела, висевший на дубовой спинке кровати, и что убитая муха упала мне прямо на голову. Я высунул нос из-под одеяла, остановил рукою образок, который продолжал качаться, скинул убитую муху на пол и, хотя заспанными, но сердитыми глазами окинул Карла Иваныча. Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать. «Положим — думал я — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько!»

Не правда ли, буднично, немножко смешно, но трогательно и поэтично. Радостной, искрящейся дымкой окутаны воспоминания Николеньки о поездках в Москву, пикнике и даже неудаче на охоте.
Лев, его три брата и сестра были фактически сиротами. Мама Мария Николаевна умерла от родильной горячки, когда Льву не было двух лет, отца Николая Ильича дети потеряли, когда младшему из братьев исполнилось восемь лет. Но в повести семья полная. Толстой отступил от реальной истории, ввёл новых героев. Почему? Наверное, благополучная семья казалась ему олицетворением душевного тепла, обещанием благополучия последующей жизни ребёнка. С пятнадцати лет юноша знал, что когда-нибудь у него будет большая дружная семья.

Матери своей Толстой не помнил, но ему казалось, что между ними всегда существовала какая-то магическая связь. К ней Лев Николаевич обращался в молитвах, и «молитва всегда помогала», своим «святым идеалом» называл Толстой  маму. Он мечтал о ней, и решил показать её в повести. Основой образа стали дневники матери. Maman Наталья Николаевна Иртеньева – чуткая, с ласковой  искренней улыбкой, нежными руками, большими карими глазами.  Она очень добра, набожна, музыкальна, беззаветно любит детей и мужа.  Маменька не пытается быть строгой и не стесняется своей нежности и любви к детям.  Это женщина-ангел-хранитель. С её смертью уходит от маленьких Иртеньевых детство.
 
У папы Петра Александровича Иртеньева два прототипа: отец писателя Николай Ильич Толстой и его друг Александр Михайлович Исленьев. Друзья жизнерадостны, решительны, красивы. У обоих была страсть к карточной игре. Только отец писателя вовремя остановился – надо было платить долги. А Исленьев выигрывал и проигрывал ещё очень долго. Лев Толстой во время написания  «Детства» тоже  подвержен был этой пагубной страсти. Возможно поэтому, да ещё благодаря неотразимому обаянию Александра Михайловича автор сделал его  героем повести. "Он был человек прошлого века и имел  неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула… Две главные страсти его в жизни были карты и женщины; он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин всех сословий".
 
С детьми папа добр, весел, снисходителен, чувствителен. Он шутит, мечтает, сочиняет небылицы,  создаёт особый язык и стиль поведения понятный только семейным. Дети Петра Александровича любят, гордятся им. Мальчики же хотят подражать той счастливой лёгкости, с которой всё удаётся их папа.

У старшего Володи всё получается превосходно. А вот Николеньке эта простота, грация и свобода, несмотря на большие усилия, почти недоступна, это очень огорчает мальчика.

Сестра писателя Мария Николаевна Толстая писала, вспоминая: «Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда, бывало, прибежит в комнату, то с такой радостной улыбкой, как будто сделал открытие, о котором хочет сообщить всем. Любил шутить. Всегда был нежный, ласковый, уступчивый; никогда не был груб. Обидят его братья — уйдёт куда-нибудь подальше и плачет».  Герой повести  такой же – ласковый и очень чуткий мальчик. Он внимательно смотрит вокруг, мальчика занимают отношения окружающих, но ещё более  расположен он к диалогу с собой. Николенька некрасив, но самолюбив и  застенчив, эти качества заставляют его делать необдуманные смешные поступки.
15 июля 1852 года Лев Толстой отправил повесть «Детство» Некрасову в журнал «Современник». Молодой автор был неуверен, стоит ли ему писать. «Я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое», - писал он редактору. Вскоре пришёл ответ: «Могу сказать положительно, что у автора есть талант…».

Толстой стал знаменитостью. До сих пор остаётся загадкой. Как этому юноше удалось создать такие живые образы? Кажется, воочию видишь вихрастого мальчика с внимательными глазами, и очень хочется понравиться этому милому Николеньке.
 
В чём секрет обаяния повести «Детство»? В том, что автору удалось создать такую чистую и поэтичную, наполненную воздухом книгу.  До него никто так не писал. Молодой Толстой, наверное, помнил заветы древних, что «всё течёт, всё изменяется». Проза Толстого такая текучая, в ней нет ничего статичного. Нет полного и основательного портрета героев, только характерная деталь. Автор использует внутренний монолог маленького героя. Вернёмся к началу повести: "Положим, я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? вон их сколько! Нет, Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит.

Только о том и думает всю жизнь, как бы мне делать неприятности". Николенька обижается, сердится.  Через пять минут чувствует, что несправедлив к доброму Карлу Иванычу  и наконец, плачет от умиления и любви к учителю. Всё в движении - и чувство, и мысль.

В повести два рассказчика – маленький мальчик и взрослый, обращённый взглядом в детство. Возникает ощущение двойного зрения.  Толстой любит того мальчика, каким он был когда-то, но он умнее и опытнее ребёнка. «Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою — кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли». Николенька видит только действие. Автор же, отмечая эту деталь, как бы задаёт  вопрос: чем так заняты мысли женщины, счастлива ли она?
 
Толстой пришёл в литературу зрелым писателем. В повести «Детство он создал свой неповторимый почерк, за которым угадывается будущая мощь мастера.

Зачем Лев Толстой написал повесть «Детство»? Чтобы вернуть душе утраченную чистоту и ясность. И рассказать о лучшем, самом счастливом, безмятежном времени в жизни. Молодой автор боялся непонимания. Перед повестью он просил редактора опубликовать требования к читателю: «Чтоб быть приняту в число моих избранных читателей, я требую очень немногого: чтобы вы были чувствительны <…> и не стыдились бы этого…».

Материал подготовила:
сотрудник Библиотеки № 11 Людмила алексеевна Давыдова.

 


Вернуться