Новости за 2022
Декоративная роспись Урала
На этот раз книжная витрина, подготовленная библиотекой № 6, рассказывает об одном из уникальных явлений русского народного искусства – декоративной росписи.
Урал – один из богатейших и обширнейших районов нашей страны. Это край древней культуры, богатый многочисленными памятниками и изделиями народного искусства, выполненными в дереве, металле и цветном камне. Велика была тяга русского человека к прекрасному, не случайно от рождения и до глубокой старости его всю жизнь сопровождало искусство. Для новорожденного, радуясь первенцу, расписывали или украшали резьбой люльку, потом отец вырубал для мальчика игрушку – конька, для девочки куклу. Так начиналась жизнь, наполненная трудом и искусством.
Многие предметы, сделанные из самых простых и дешевых материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Декоративная роспись Урала – одно из уникальных явлений русского народного искусства. Появление урало-сибирской росписи связано с процессом заселения Прикамья. Первый мощный поток переселенцев с севера и Поморья двинулся в сторону Урала в XVII веке.
Жители Архангельского края принесли с собой в Сибирь двухцветный мазок, так называемый разбел. Вторая волна пришла с Украины и Поволжья, она добавила набор новых образов – помимо растительной тематики в изображениях появлялись византийские львы, птицы, цветовая гамма становилась обильнее. Расписывали как предметы быта, так и интерьеры. Домовая роспись стала популярной в начале XIX века. Декорировали стены, потолки, двери, простенки, шкафы, прялки, посуду, коромысла.
Наиболее распространенной из крестьянских росписей можно назвать обвинскую роспись.
Обвинская роспись – один из видов уральской кистевой росписи по дереву, имеющий уникальные характерные особенности: локальный характер бытования, контрастность сопоставления яркого цветного фона с живописным орнаментом, центрическая композиция, графичный плоскостной характер росписи, наличие уникальных элементов – цветка "обвинская роза" (тугой завиток со спиралевидным мазком в середине) и восьми лепестковый цветок "звезда" и ланцетовидные листья.
Размещение звезды вверху, её отличие от растительных форм может быть объяснено только тем, что она является эмблемой, фирменным знаком мастера. Такую же звезду ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры.
В ранних памятниках обвинской росписи прослеживается её многогранные связи с искусством русского Севера. Об этом, прежде всего говорит живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая мягкие переходы от цвета к цвету. Пробелы (разработка белилами), накладываемые поверх подмалёвок, придавали им формы листьев, цветов или ягод, мотивы приобретали некоторую объёмность.
Почти во всех обвинских прялках встречается восьмилепестковый цветок, похожий на звезду или на два четырёхлепестковых цветка, наложенных друг на друга. Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо по сторонам центрального цветка. Часто цвет лепестков чередуется так: красный с белым, зелёный с желтым, синий с белым. Звезду нередко отделяет от основной росписи ряд точек или кружков, что заставляет отнестись к ней с особым вниманием. Идея цветущего дерева – древа жизни, древа – символа райских садов известна в народном искусстве. Эта идея дала жизнь многочисленным крестьянским росписям ХIХ века. В обвинской росписи она выступала в своеобразной форме, которую можно считать местным проявлением всеобщей традиции.
Декоративная роспись Урала, одно из самобытных явлений русского народного искусства, живет и поныне: работают живописцы-подносники Нижнего Тагила, возрождается роспись по дереву и бересте на промыслах Приуралья и Прикамья, Среднего Урала, продолжают расписывать дома жители рабочих поселков и деревень. Лучшие произведения народного искусства поражают своим совершенством, простотой и лаконичностью.
Советуем почитать
Народная роспись по дереву = Folk wood-painting : альбом / авт.-сост. В. А. Барадулин. – Пермь : Книжное издательство, 1987. – 183 с. : ил. – (Искусство Прикамья). – Текст (визуальный) : непосредственный. - ЦБ(аб,чз,кнх),ЦДБ,3,5,6,10,12. В альбоме представлены коллекции архитектурно-этнографического музея "Хохловка", Березниковского краеведческого музея, Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного ордена Ленина Эрмитажа, Ильинского районного краеведческого музея, Кунгурского краеведческого музея, Музея народного искусства, Пермской государственной художественной галереи, Пермского областного краеведческого музея, Соликамского краеведческого музея, Усольского народного архитектурно- этнографического музея, Чердынского краеведческого музея имени А.С. Пушкина. "На мозаичном фоне центров русской народной росписи выделяется своей целостностью живописный стиль прикамского домового письма. Мастера-профессионалы, работая в составе бродячих артелей, размещали на дверях и стенах дома, на мебели изображения сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих растений. Они тонко чувствовали и точно выражали в своих работах поэтически-сказочное миропонимание пермских крестьян, долго сохранявших в быту архаические черты. Собранные воедино материалы многолетних изысканий и исследований дают представление о широком распространении в народном быту Прикамья живописного начала, о зарождении и развитии здесь самобытной художественной культуры, уходящей корнями в древнерусское искусство. Произведения крестьянских живописцев могут полноправно стоять рядом с пермской деревянной скульптурой и другими видами искусства, прославившими Прикамье." М. В. Алпатов | |
Некрасова, М. А. Народное искусство России : народное творчество как мир целостности : альбом / М. А. Некрасова ; авт.-сост. М. А. Некрасова ; пер. на англ. А. И. Ильф ; фотогр. В. И. Почаев [и др.]. – Москва : Советская Россия, 1983. – 219 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. - ЦБ(чз). Народное искусство как никогда раньше приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей. Настоящее издание посвящено народному искусству России на современном этапе. В нашей стране народное творчество богато формами и содержанием, огромно по охвату истории и многообразию региональных, национальных и краевых школ народного мастерства. | |
Уральский сувенир : 52 лучших подарка с Урала : более 200 цветных фотографий / сост. М. Чеботаева. – Екатеринбург : Уральский рабочий, 2016. – 115 с. : ил. – (Урал : бесконечный драйв!). – Текст (визуальный) : непосредственный. - ЦБ(чз). История Пермского края уходит корнями в незапамятную глубь веков. Обычаи, традиции, верования и особенности жизни многих поколений людей по сей день отражаются в пермских сувенирах. Авторы постарались представить в книге те изделия, которые изготавливаются на Урале столетиями. Это и каслинское литье, и тагильский поднос, и гравюра по стали из Златоуста, и ювелирные изделия с уральскими самоцветами, и изделия, вырезанные из кости и камней, роспись и береста. | |
Цыбина, Л. П. Сказы уральского кедра : Искусство Пермской земли ; Города Верхнекамья / Л. П. Цыбина, В. А. Цыбин ; Общ. организация возрождения и развития народ. искусства "Родники". – [Б. м. : б. и.], 2006. – 64 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. - ЦБ(чз),УБ,6. Как дерево, прорастая корнями в землю, набирает силу и мощь, – так люди, создавая культуру, обретают духовность и взаимопонимание. Поколения уральских художников на основе народных традиций создают самобытное искусство, в котором история края обретает корни, способные питать память, любовь и красоту. |
автор материала: Кашина М. Ю. (библиотека №6)