Новости за 2022
К Году народного искусства: рубрика «Сокровища рифейских гор»
Книжная витрина «Уральская вышивка». Библиотека №6 (краеведческая) рассказывает о самом доступном и любимом виде народных промыслов.
История промыслов — удивительное переплетение крестьянского искусства и работы знаменитых художников. За каждым художественным изделием стоит личность автора, портрет поколения. Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного строя. Среди множества форм художественных народных промыслов – вышивка, является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивка не только украшала одежду, но имела ещё и «волшебное» значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье, а ещё защищать от беды и зла. В старину в уральской вышивке нитками преобладали геометрические орнаменты в виде ромбов, схематичных изображений солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с миром легенд и мифов. Подобной вышивкой украшали занавеси, постельные принадлежности, скатерти, одежду, головные уборы.
Но особым уважением во все времена пользовались в народе вышитые полотенца. Вышитое полотенце - самобытный памятник народного творчества. Простота и доступность материала, колорит изделий, обилие вышитых узоров на них - все это свидетельствует о вкусах, о традициях народа, о его понимании красоты и гармонии. Те полотенца, которые служили повседневными, имели более скромную отделку. Полотенца, используемые в качестве подарочных и ритуальных обрядах (связанные с рождением, крещением, свадьбой, смертью человека) представляли собой богатое чередование полос ленточного орнамента вышивки и кружева, нередко сочетавшихся с монограммами, текстами на белых полотнищах. На полотенцах такого рода подносили хлеб - соль почетным и дорогим гостям, ими украшали божницу в красном углу избы, дарили в подарок.
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали входить в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.
Климова, Г. Н. Текстильный орнамент коми / Г. Н. Климова. – 2-е изд., доп. – Кудымкар : Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1995. – 131 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный.
В книге рассматриваются три самостоятельных вида народного творчества коми-зырян и коми-пермяков: ткачество, вязание на спицах и вышивка. Освещаются вопросы типового состава орнамента и генеалогии некоторых типов, определяется место отдельных видов узорной техники и типов орнамента Коми среди искусства родственных и соседних народов.
Народное искусство Урала: Традиционный костюм / авт.- сост. и предисл. А. А. Бобрихина, О. М. Тихомирова ; Свердловский обл. Дом фольклора. – Екатеринбург : Баско, 2007. – 111 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный.
В книге представлен костюм народов Урала: русских, татар и башкир, марийцев. Проводится сравнительный анализ развития традиционных форм и комплексов народной одежды на Урале. Исторический обзор сопровождается детальным и достоверным описанием костюмных комплексов и деталей костюма. Работа написана на основе полевых экспедиционных исследований и музейных коллекций и иллюстрирована фотографиями из экспедиционного фонда Свердловского областного Дома фольклора, изображениями этнографических предметов из музейных фондов Свердловской области, Перми и Санкт-Петербурга.
Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учебник для проф. учеб. заведений / П. И. Уткин, Н. С. Королева. – Москва : Высшая школа, 1992. – 159 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Книга дает представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла, а также для ознакомления с искусством художественных промыслов всех, кто интересуется этой областью духовной и материальной культуры.
Чагин, Г. Н. Коми-пермяцкий национальный костюм : из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка / Г. Н. Чагин, В. В. Климов, Л. В. Караваева ; под общ. ред. Г. Н. Чагина. – Кудымкар ; Пермь : Коми-пермяцкое книжное издательство ; Книжное издательство, 2005. – 80 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Народная одежда – яркое явление истории и культуры коми-пермяков. Она имеет много общего с одеждой населения русского Севера и некоторых финно-угорских народов. Вместе с тем в самом комплексе традиционной одежды, в особенностях покроя, в характере украшений, в некоторых специфических атрибутах народного костюма наглядно проявляется этническая специфика. Особенно наглядно своеобразие одежды наблюдается у северных и южных коми-пермяков.
автор материала: Кашина М.Ю. (библиотека №6)