МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

К Году народного искусства: Сокровища рифейских гор

22 августа 2022

«Пермская деревянная скульптура» на книжной витрине. Сотрудники библиотеки №6 рассказывают об одной из самых заметных особенностей прикамской культуры.

Удивительное место – наш Урал! Сколько в нем красоты, загадок и тайн. Урал знаменит как многонациональный край с богатой культурой, основывающейся на древних традициях, уходящими своими истоками в глубину веков. Народы, населяющие территорию Прикамья, заимствовали друг у друга наиболее рациональные элементы культуры и быта. А стремление людей с глубокой древности познать и приспособить к жизненным потребностям различные свойства растительного и животного мира способствовали формированию уникальной культуры, развитию народных промыслов. В XVII-XVIII веках в Прикамье у коми-пермяков возник еще один вид искусства, не имеющий аналогов у других народов России. В сокровищнице мировой культуры он известен как пермская деревянная скульптура. Она возникла как результат слияния двух традиций - народного искусства деревянной резьбы и христианской иконографии. Еще в 1722 году Святейший правительствующий синод запретил использовать их в богослужении. Но жители северных регионов продолжали вырезать фигуры ангелов и православных святых из дерева и размещать их в церквях. Жители деревень относились к фигурам по-разному. Часть прихожан воспринимала их как украшение храма, остальные же почитали как идолов: одевали, подносили еду, задабривали дарами. Именно из-за такого, особого отношения к изваяниям исследователи стали называть скульптуры «богами». Очевидно, что пермские мастера вкладывали в создаваемые образы свой жизненный опыт, профессиональное мастерство, глубинные мысли и чувства.
Пермская деревянная скульптура, или Пермские боги – храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках - поистине одно из сокровищ Прикамья. Являясь по сути искусством восточно-христианским, скульптура сохранила отчетливые черты языческой культуры.

Самую обширную коллекцию деревянной православной скульптуры в России исследователи собрали и сохранили в Пермском крае. Открывателем «пермских богов» считается Николай Серебренников, организовавший несколько экспедиций в 1923—1926 годах по храмам севера Пермской области, в одной из которых участвовал Игорь Грабарь, а посетивший Пермь нарком просвещения Луначарский сердечно поддержал, что, несомненно, сыграло в те годы свою положительную роль в судьбе Пермского музея.
Большое разнообразие и оригинальность форм и глубокая выразительность этих народных статуй делает их еще и ценными художественными памятниками, а вследствие мало известности они приобретают большую значимость для истории народно-русского искусства.

Власова, О. М. Пермская деревянная скульптура: между Востоком и Западом / О. М. Власова. – Пермь : Книжный мир, 2010. – 149 с.
В предлагаемой читателю книге пермская деревянная скульптура исследуется во взаимосвязях с русским и европейским искусством. Все памятники классифицируются по функциональным, иконографическим и стилистическим признакам. Внимательно анализируются художественные и выразительные особенности пермской скульптуры. Материал охватывает длительный исторический период: с конца XVII до начала XX века.

Власова, О. М. Резные иконостасы Прикамья / О. М. Власова. – Пермь : Издатель И. В. Красносельских, 2012. – 201 с., 32 л. ил.
Резные иконостасы Прикамья представляют собой яркую часть художественного наследия России. Сохранившиеся памятники Прикамья позволяют проследить развитие высокого русского иконостаса от XVII до начала XX века. Существующие иконостасы и дошедшие до нас документы говорят о том, что искусство иконостасной резьбы всегда стояло на высоком уровне профессионализма. Провинциальные иконостасы представляют собой оригинальные варианты храмового синтеза искусств, важнейшей частью которого является орнаментальная и фигуративная пластика. В провинции золотой век иконостасной скульптуры захватывает вторую половину XVIII — первую половину XIX века. Именно в этот период иконостасы Прикамья входят в разряд общерусских ценностей материально-духовной культуры.

Долгов, А. В. Деревянное зодчество Урала : Свердловская область, Челябинская область : [книга о малоизученном деревянном зодчестве Урала, деревянной городской и поселковой архитектуре, церковной архитектуре, о памятниках деревянного зодчества, об архитекторах и мастерах] / А. В. Долгов, Н. Н. Митина, В. Д. Оленьков. – Екатеринбург : Сократ, 2012. – 231 с. : ил.
Иллюстрированная книга о малоизученном деревянном зодчестве Урала создана содружеством авторов, много лет собиравших материалы в различных уголках Свердловской и Челябинской областей, активно используя их для проектов реставраций, в научной работе и в учебном процессе Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Южно-Уральского государственного университета. Страницы книги уведут Вас в увлекательное путешествие по городам, селам, деревням центральных областей Урала, сопровождаемое интересными историческими и профессиональными сведениями о любимом народом деревянном зодчестве.

Пермская деревянная скульптура / сост. О. М. Власова ; авт. вступ. ст. А. С. Канцедикас. – Пермь : Книжное издательство, 1985. – 160 с. : ил. – (Искусство Прикамья).
Альбом представляет самобытное явление художественной культуры XVII - XIX вв., сформированное на основе традиций древнерусского искусства, испытав воздействие барокко и классицизма. Представлены шедевры деревянной скульптуры.

Серебренников, Н. Н. Пермская деревянная скульптура : материалы предварительного изучения и опись / Н. Н. Серебренников ; Перм. худож. галерея ; Фонд "Новая коллекция". – Москва : Художник и книга, 2008. – 327 с. : ил. – (Новое прочтение).
Книга «Пермская деревянная скульптура» знакомит читателя с единственной в нашей стране обширной коллекцией русской деревянной скульптуры XVII — XIX веков, находящейся в Пермской государственной художественной галерее. Автор книги — собиратель и исследователь этой коллекции, известный уральский искусствовед и общественный деятель, автор многочисленных научных работ, статей и ряда книг по искусству Н.Н. Серебренников. Тридцать семь лет проработал он директором и главным хранителем Пермской галереи, при его участии собирались и изучались многочисленные художественные богатства.

Чагин, Г. Н. Святыни и древности Ныробской земли / Г. Н. Чагин. – Пермь : Пушка, 2013. – 175 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Книга посвящена Ныробу, расположенному на севере Чердынского района Пермского края. На примере этого старинного села можно в немалой мере познать исторические воззрения и народные версии отечественного прошлого и рассмотреть, какую роль играли исторические знания и объекты, воплотившие эти знания, в национальной идентификации русского народа в конкретной историко-культурной среде.

 

Автор: Кашина М. Ю. (библиотека №6 (краеведческая))
 


Вернуться