Новости за 2022
Чувство значительности нашего человеческого существования
Литературный портрет под таким названием подготовлен специалистом библиотеки № 11 и посвящен 130-летию со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский
(1892 - 1968)
русский советский писатель
Автор материала Давыдова Людмила Алексеевна (библиотека № 11)
Время платить долги, для каждого, наверное, оно настаёт. Тогда кто-то пишет мемуары или растит генеалогическое древо, кто-то ищет потерянных друзей. А я расскажу о любимом писателе Константине Георгиевиче Паустовском. Этого момента я ждала несколько лет, и вот, наконец, юбилей – 130 лет со дня рождения писателя.
Как хорошо лежать весь день на пустынном пляже, рассматривая кустик сухой травы рядом, облака в ярком небе и слушая бесконечный шум прибоя. Или ещё лучше в шесть часов утра, в августовском тумане плыть на лодке вверх по реке Мошевице, потом идти пять километров, чтобы увидеть большое болото и озеро. Какое счастье! Было это давно, и затевались те путешествия не только ради сбора ягод, но и моего восторженно-счастливого лица. Дальний родственник, управляющий лодкой, всегда с сожалением и грустью говорил одно и то же: "Эх, если б ты побывала в верхах, когда на Колве большая вода".
Юность не терпит одиночества, хочется понимания и поддержки. И я их нашла. "С детских лет одна страсть завладела мной – любовь к природе. Временами она приобретала такую остроту, что пугала моих близких", – писал Паустовский в автобиографической книге "Беспокойная юность". Это как раз обо мне. Родные и подруги воспринимали мою страсть как большую странность. И вот я нашла друга, взаимопонимание было полным.
"Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по лесам, к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия… Впереди – пустынный сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье".
Или "Когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки… Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек".
Правда, красиво? В прозе Паустовского слышатся шорох дождя и плеск реки, нежный запах лесного утра и резкий дух весенней прели. Паустовский промыл мне глаза и мозги. Как это сделано? Ведь всё очень просто, обычные слова, предложения короткие, лёгкие. Как удаётся автору создавать такие прозрачные, светящиеся, обладающие особой аурой строки? Это волшебство! Этот стиль, эту форму можно полюбить прежде и даже больше содержания. Раз и навсегда.
Дмитрий Быков, в статье посвящённой творчеству писателя пишет: "Паустовский – писатель советской старости". Возможно, потому, что Паустовский в отличие от автора этой оценки абсолютно аполитичен. Я люблю книги Быкова, но хочется с ним поспорить. Перед молодыми только открывается мир с большими возможностями и прекрасными ожиданиями, и романтик Паустовский может быть им близок.
"Романтики" – так называется первый роман Паустовского. Он наполнен энергией молодости. Герои книги Максимов, Сташевский и Алексей мечтают, спорят о литературе, музыке и путешествиях, пьют сантуринское вино, танцуют с девушками, влюбляются. Они романтики, как и автор романа. Романтик, но реалист. Жизнь горька, подчас жестока, но в наших силах сделать её лучше, ибо красота присутствует в природе, в мыслях, в отношениях людей, а "романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестким. В романтике заключена облагораживающая сила", – писал Паустовский.
Паустовский писатель книжный, мировая культура – это часть его души. Он писал о поручике Лермонтове, чувствующем, как смерть неумолимо идёт следом, о страшной судьбе французского инженера Лонсевиля, о блестящем художнике Кипренском, по малодушию и праздности пропившем талант, о грустном и слабом Левитане и его сильном друге Чехове, о некрасивом, несмелом и очень одиноком Андерсене. Жизнь этих людей была нелёгкой, почему же после чтения книг о них не остаётся чувства горечи и безысходности? Кажется, автор книг дышит каким-то особым воздухом. "Мир и жизнь, люди и события виделись Паустовскому сквозь воздух мечты и вечности, он просто не мог иначе видеть, иначе дышать. Господи, как нам сегодня всем не хватает этого воздуха! В этом воздухе пропадало, тускнело все безобразное, злобное, пошлое и яснее вырисовывалось, усиливалось все высокое и непреходящее, красота, благородство, одухотворенность", – писал о Паустовском поэт Борис Чичибабин.
Свою главную книгу "Повести о жизни" Паустовский писал 18 лет. Это необыкновенная история событий жизни: скитаний, встреч, бедствий и радостей молодого Паустовского. Это автобиография? Не вполне, уж очень вольно она написана. Главный герой Костик не основное действующее лицо. Он наблюдатель, будущий художник, жадно познающий этот "поток жизни". В самом деле, разве о нём написаны главы "Вода из реки Лимпопо", "Брянские леса"? Разве не дядя Юзя – бродяга и искатель приключений, герой новеллы "Шарики из бузины"? Разве не о беспечной и поэтичной певунье тете Наде глава "Розовые олеандры"? У тёти Нади золотистые лёгкие волосы, неожиданно темнеющие глаза, девическая стройность, тонкие руки. Вместе с ней в дом приходит удивительное чувство – ожидание счастья, благоухание юности и тайны.
Писатель создал книгу, какой в литературе еще не было. В ней с поразительной силой слились поэзия и проза. И писал её Паустовский только для того, чтоб "читатели испытали то же чувство, которое владело мной на протяжении всех прожитых лет, – чувство значительности нашего человеческого существования и глубокого очарования жизни".
Каково же было моё изумление и даже разочарование, когда я узнала, что Паустовский самый любимый (по опросам читателей), самый издаваемый автор 60-70 годов. Трижды он был номинантом на присуждение Нобелевской премии, и даже американская дива Марлен Дитрих припала к ногам писателя, чтобы поцеловать его руку. А один из лучших русских поэтов Борис Чичибабин посвятил писателю прекрасное стихотворение.
Любовь читателей и своих учеников писатель заслужил, но критика до сих пор молчит, нет серьезного труда о творчестве писателя или интересной живой биографии. Всё чаще пишут о Паустовском – детском писателе или певце природы. Создаётся впечатление неоценённости классика. И потому хочется поразмышлять о связях Паустовского с писателями.
Великолепный Корней Чуковский писал: "Своё знакомство с Константином Георгиевичем я считаю одной из величайших удач в своей жизни. Всякая встреча с ним была для меня истинным счастьем…" Не будем забывать, что Чуковский был не только поэтом, но и влиятельным литературным критиком.
Паустовский же боготворил И. А. Бунина. И был достойным его учеником. Но они такие разные. Бунин и Паустовский писали о любви. Для них любовь гораздо шире, чем обычное представление о ней. "Это приобщение ко всей красоте и всем сложностям мира. Это дни, ночи, небо, книги и размышления". Но у Бунина любовь чувственная, зримая, осязаемая. В книгах Паустовского любовь обладает иной аурой, она поэтичная, трепетная, наделённая каким-то светом – это предчувствие любви. Бунин – непревзойдённый мастер языка, был суровым, безжалостным критиком. В 1947 году Паустовский получил письмо. На конверте стоял парижский штемпель: "Дорогой собрат, я прочитал Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго. Ив. Бунин".
Трудно представить писателя более далёкого Паустовскому, чем Варлам Шаламов, это антипод Паустовского. Почти двадцать лет провёл Шаламов в лагерях. "Мне надоело причисление меня к человечеству", – писал Варлам Тихонович. Он отказал человеку в праве на существование. Вместо романа он написал антироман. В "Колымских рассказах" писатель создал новую прозу. Прозу безвоздушного пространства. Читать её тяжело, страшно, такая она жестокая, голая, лишенная сочувствия и человечности. А жить с этой правдой как? В 1967 году Шаламов написал письмо Паустовскому. Почему же Шаламов обращается к Паустовскому, единственному из современных ему писателей? "Природа и поэтическое слово – это последняя надежда человека", – писал Шаламов. Не потому ли, что не отказывал Паустовскому в звании поэта?
Мариэтта Шагинян сказала: "А всё-таки жить было легче, когда жил Паустовский!"
Да, жить легче, если есть у тебя Паустовский!