Новости за 2022
"Там упоительный Россини"
«Там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей», - так писал о композиторе Дж. Россини (1792-1868) А. С. Пушкин. 26 февраля композитор отметил бы 230 лет со дня своего рождения.
Действительно, Джоаккино Россини был баловнем судьбы и самым успешным композитором в истории музыки. Живой легендой и солнцем Италии называли его восхищенные современники. Каждая его опера была принята громкими овациями. Музыка Россини проста и очень мелодична. В ней нет глубоких переживаний, ярких мыслей, радикальных лозунгов. Но ни один человек не может устоять перед обаянием гения. Почему? По образу действия музыку Россини сравнивают с наркотиком или шампанским. И жизнь кажется лёгкой, проблемы - мелкими, а перспективы - заманчивыми. «Это свежесть, которая с каждым тактом заставляет меня улыбаться от удовольствия. Ни над какими сложностями раздумывать не приходится: мы всецело во власти наслаждения, которое нас захватило. Я не знаю никакой другой музыки, которая бы так вот чисто физически на вас действовала... Вот почему партитуры всех других композиторов кажутся тяжелыми и скучными по сравнению с музыкой Россини», - писал французский писатель Стендаль.
Конечно, композитора наперебой приглашали императорские и королевские дворы, аристократы гордились дружбой с ним, а женщины находили наружность этого толстяка приятной. Однажды один аристократ пригласил композитора познакомиться со своей оригинальной коллекцией. Это была коллекция пыток. Кое-как осмотрев этот музей, Россини спросил: «А где же главный пыточный инструмент - фортепиано? Видно, Вас в детстве не учили музыке»,- решил маэстро. Он прошёл эту строгую школу основательно.
Россини родился 29 февраля 1792 года в музыкальной семье. Но не подавал никаких надежд родителям на продолжение семейной традиции. Отец находил у него только два таланта: умение шевелить ушами и спать в любой обстановке. Первые уроки музыки были встречены с мученическим лицом. И тогда отец пригрозил, что Джоаккино будет отдан на обучение к кузнецу. Все знают, что труд кузнеца тяжёлый. И мальчик смирился, решив, что лучше перебирать клавиши, чем целый день стучать по наковальне. Он стал прилежным учеником. И вскоре превзошёл преподавателей консерватории в Болонье.
Первая опера, поставленная на сцене, называлась «Брачный вексель». Она принесла молодому музыканту успех. Но настоящим триумфом и самой знаменитой оперой композитора стал «Севильский цирюльник». Для написания оперы молодому сочинителю понадобилось лишь 13 дней. Заказчик торопил, и Россини решил взять за основу известную комедию Пьера Бомарше «Севильский цирюльник или тщетная предосторожность». Но вот незадача - такая опера на итальянской сцене уже была. И написал ее композитор Джованни Паизелло. Старый музыкант дал даже согласие на подготовку оперы, надеясь, что молодой и неопытный автор провалится. Премьера действительно была обшикана. Но после второго показа об опере Паизелло забыли.
Действие оперы происходит в Испании, в Севилье. Под окнами дома старого Бартоло каждый день прогуливается молодой человек - граф Альмавива, он влюблён в хорошенькую Розину и предмет любви отвечает ему взаимностью. Но беда в том, что Розину не выпускает из дома опекун, мечтающий насладиться молоденькой девушкой и за одним присвоить её богатое приданое. День свадьбы назначен, граф в панике. Наудачу ему встречается бывший слуга Фигаро, этот плут обещает решить проблему.
Россини написал 37 опер, все они были настоящим триумфом. Он умел схватывать мелодии простые, народные, но запоминающиеся. И облекать их в форму лёгкую, искрящуюся, блестящую. Россини обладал лёгким характером, и всё ему было по силам. «Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку», - говорил музыкант. Эти слова как нельзя лучше иллюстрирует «Дуэт кошек». Правда, сам Россини о нём ничего не знал. Английский композитор Пирсон решил создать пародию на оперные любовные дуэты. Он взял музыку Россини и двух исполнителей, которые не говорят ни слова, а только мяукают. О Пирсоне скоро забыли, а шутливый дуэт стал одним из самых исполняемых на оперной сцене.
Россини был улыбчив и общителен, остроумен, ценил все радости жизни. Жизнь отвечала ему взаимностью. Он имел успех у женщин, однако, иногда нельзя было понять, где он говорит правду, а где занимается сочинительством. Свою первую жену, Изабеллу Кольбран, он увёл от импресарио Брабайя. Изабелла была самой успешной певицей Италии, очень красивой и, к тому же, богатой женщиной. Отныне все лучшие партии в операх молодого композитора принадлежали ей. На пике славы были оба. Но Кольбран безжалостно эксплуатировала свой голос и потеряла его. Это несчастье привело к другим. Изабелла увлеклась картами и вином. Они отдалились. Общительный мужчина недолго бывает одиноким. Он увлекся куртизанкой Олимпией Пелисье. После смерти Изабеллы композитор женился на ней. Этот брак создал вокруг пары Россини зону отчуждения - приличные женщины не посещали дом в Пасси, богатом районе Парижа, но Россини был человеком без предрассудков. А Олимпия из блестящей дамы полусвета превратилась в любящую жену, секретаря, сиделку, горничную и помощника гениального повара–мужа.
«Я плакал всего два раза в жизни, - говорил Россини,- первый раз, когда услышал игру Николо Паганини, и второй, когда уронил на пол только что приготовленные мною макароны». Если бы он не был великим композитором, то наверняка был бы великим поваром. О макаронах, которые готовил Россини, даже писали газеты: «Вряд ли какой-нибудь повар в Париже сумеет так приготовить макароны, как Россини». Когда один из его приятелей, зашедший к Россини на кухню, стал восхищаться достоинствами оперы «Севильский цирюльник», композитор занятый приготовлением паштета, закричал: «Что там "Севильский цирюльник"! Вот отведаешь моего паштета — тогда и скажешь, какой я композитор!». «Желудок – это дирижер, который управляет огромным оркестром наших страстей. Пустой желудок для меня как фагот, который рычит от недовольства, или флейта-пикколо, которая выражает свое желание в визгливых тонах. Полный желудок – треугольник удовольствия или барабан радости. Есть, любить, петь, переваривать – по правде говоря, это и есть четыре действия комической оперы, которую мы называем жизнью. Тот, кто позволит ей пройти без наслаждения, – законченный дурак»,- говорил маэстро.
В 37 лет Россини замолк, больше он не написал ни одной оперы. Но не прекратил сочинять музыку, хотя от былой продуктивности не осталось и следа. Это были изящные миниатюры, объединенные названием «Грехи моей старости». В этом возрасте обычно подводят итоги и думают о вечном. И Джоаккино Россини увлекся духовной музыкой. Он написал два больших вокально-симфонических произведения: «Stabat mater» и «Маленькую торжественную мессу». В них есть всё: и спокойная радость, и чувство утраты, и мысли о жертвенности и великом даре жизни и таланта. Слушая их, можно прослезиться, как однажды плакал маэстро, слушая Паганини. Ах, какая мелодия! Ах, какое бельканто!
Список литературы: https://disk.yandex.ru/i/RJoA2-cucbgyNQ
О композиторе рассказала: сотрудник Библиотеки № 11 Людмила Алексеевна Давыдова.