МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

Гений в шаговой доступности

18 февраля 2022

Литературная страничка посвящена 100-летию со дня рождения Ю. М. Лотмана (1922–1993), русского ученого, культуролога и  литературоведа.

 

Везёт же людям! Как повезло некогда студентам университета в небольшом городе Тарту. Лекции по русской литературе им читал сам Юрий Михайлович Лотман.

Я  учителей литературы мало помню, иные даже вызывали чувство неприятия. Поэтому, наверное, будучи студенткой Пермского института культуры, ходила на лекции в университет. Преподаватель русской литературы, ненамного старше студентов, рассказывала интересно и просто. Но так, словно с Пушкиным и его близкими была коротко знакома. Несмотря на простоту подачи, почти всегда возникало чувство какой-то волнующей, почти недосягаемой высоты и  даже радости. Аудитория была битком. Но счастье было недолгим, кто-то куда-то стуканул и лекции прекратились.

Вскоре радость эта вернулась, правда в другом лице. И была, как сейчас говорят, в шаговой доступности. Достаточно было включить телевизор. Юрий Лотман вел лекции о русской культуре. Многие, наверное, и сейчас их помнят. Маленький, тщедушный, с повислыми усами и хмурым взглядом, Лотман сидел в кресле и тихо говорил. Ни декламации, ни театрального жеста, ни волнующего вдохновения и  интригующих отступлений, одним тихим словом держал Лотман зрителей почти час. Главные темы его бесед -  тема интеллигентности  и противоположная ей – хамства.

Наверное, у нас нет лучшей теории хамства, чем лотмановская. Это психология «человека, которого унижали и который компенсирует неуважение к себе, унижая других». Холопством называл это Александр Пушкин. Единственным средством от хамства Лотман считал интеллигентность. Истинная интеллигентность предполагает внутреннюю свободу и бесспорное уважение к себе. Учёный вновь цитирует Пушкина, строки перевода  английского поэта Саути, посвящённого семье и домашним богам:

И нас они науке первой учат:
Чтить самого себя.

Признание  самого себя начинается с взыскательности, самодисциплины. «Я могу соврать, но не совру. Я могу оскорбить другого, я сильный, но этого не сделаю, потому что мне будет стыдно»,- говорит Лотман.
«Интеллигенцию много ругали, - рассказывает литературовед, - интеллигент – уступчивый, мягкий вроде манной каши, и кажется ненадёжным». Но нет, примеры из истории говорят противоположное. Истинного интеллигента  отличает готовность «расплатиться дорогой ценой за свои убеждения». Лотман вспоминает героя повести В. Быкова «Сотников» и каторжанина Н. Чернышевского:

Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой…
Его судьба давно ему ясна… Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

О таких героях написал Н. А. Некрасов в стихотворении «Пророк». Они аккумулируют национальную культуру. Между ними есть связь, и передается она, как в христианском рукоположении, от одного к другому непосредственным общением. «Живая связь живых людей», - назвал её Пушкин. Так формируется национальная культура. Цепочка эта очень хрупкая, каждое маленькое звено самоценно  и выпадение её элементов – национальная трагедия. На восполнение этих пробелов требуется много времени, ибо «и земля не родит, если долго мучить её и народ не родит»,- говорит Лотман.

Наследие литературоведа обширно и разнообразно. Но основной предмет имеет временные рамки. Это конец XVIII  – первая половина XIX века, т. е. пушкинская эпоха. Полистаем его книги.

Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М.Лотман - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 542 с. - (Культурный код).

XVIII –  XIX век как ушедшая цивилизация. Мы много слышали, изучали, читали, смотрим на памятники архитектуры, посещаем музеи, но какой далёкой, почти призрачной,  кажется эта эпоха.

Литературные герои – Гринёв и Дубровский, зримые и живые, а реальные люди схематичны. Потому что мы не представляем их повседневной  жизни. Как дотянуться нам до этой эпохи? А ведь она привлекательна твёрдыми правилами и манерами. Лотману эта повседневность знакома до тонкости. Он вовлекает читателя в этот мир. Его герои: царствующие особы, вельможи, офицеры и государственные деятели, поэты, красавицы и хозяйки литературных салонов. Здесь они в домашней обстановке и непринуждённой беседе, за картами и на балу, на поле боя и на дуэли. Мы можем рассмотреть детально прически и платья, перчатки и бальные туфельки, но самое главное - очень жёсткие правила о манере держаться, говорить, обращаться к кому-то.

Лотман, Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин : биография писателя : пособие для учащихся / Ю. М. Лотман - Ленинград : Просвещение, 1983. - 255 с. - (Биография писателя)

Лотман написал прекрасную книгу о Пушкине, она очень ясна и доступна, но необычна, как всё творчество ученого. Это не пересказ жизни  поэта, нет здесь и развёрнутых характеристик произведений. Лотман останавливается только на событиях переломных. Автор считает -  Пушкин был не только «гением стиха и прозы, но и гениальным мастером жизни».

Лотман понимает биографию Пушкина как факт творчества. «Полнота жизни буквально взрывала его изнутри: ему нравилось течь, как большая река, одновременно многими рукавами - быть и поэтом, и светским человеком, и ученым, и уединенным меланхоликом, и любителем шумных народных гуляний (иногда с дракой!), и семьянином, и карточным игроком, беседовать с царем и с ямщиками, с Чаадаевым и светскими дамами. Его на всё хватало, и всего ему ещё не хватало». Не потому ли так притягательна судьба Пушкина? Лотман спрашивает и отвечает - почему не приняли поэта ни в одно тайное общество? У Пушкина пространный донжуановский список, но самые проникновенные стихи посвящены неизвестной, кто она?

Книга интересная и заслуживает отдельного разговора. А мы вернёмся к теме очень близкой Лотману - домашней. Он считает, что у поэта не было того детства и дома, о котором можно было с нежностью вспомнить. Пушкин и не вспоминал, у него другого рода дом.

Видео: https://disk.yandex.ru/i/ql03_e_kORX_bA

 

 

 

Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман — Санкт-Петербург: Искусство—СПБ, 2000. — 704 с.

Лотман не был бы великим учёным, если бы не сделал значительного открытия. Он впервые ввёл понятие семиосфера. В конце 50-х годов учёный стал сторонником понимания культуры как знаковой системы.

Семиотика – наука о знаках. Закроем глаза на некоторых лиц,  что не поняли основных положений науки (это я о себе), и утешают своё невежество только тем, что интернет тоже знаковая система. Жаль, что Юрий Михайлович не дожил до господства информационной сети.

Работы Ю.М. Лотмана стали первым вкладом русской гуманитарной мысли в мировую науку. При жизни он стал классиком. Многие годы он руководил отечественной семиотической школой в Тарту. Студенты даже шутили, что их преподаватель стал «градообразующим человеком», потому что на учёные конференции стали приезжать деятели науки с мировым именем, в Тарту потянулась интеллектуальная молодёжь.

 

Но для нас важнее другое. Ю. М. Лотман обладал колоссальным, поистине энциклопедическим объёмом знаний. И тем необычайным даром рассказчика, умеющим ясно и интересно передать знания. «Юрий Михайлович был очень хорошим человеком,- пишет о нём писательница А. Лескова, ученица Лотмана, - в наше время это звучит как архаизм. Сейчас почти никто не пользуется категориями "хороший - плохой"… А Юрий Михайлович часто говорил «хороший или плохой человек». И лицо его то мрачнело, то светлело».

Юрий Михайлович был человеком в высшей степени интеллигентным и очень серьёзно относился к тому, что проповедовал. Он – великий учитель. И нам повезло!

Литературную страничку подготовила: сотрудник Библиотеки № 11 Людмила Алексеевна Давыдова.

 


Вернуться