Новости за 2022
Сокровища рифейских гор
2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Статья познакомит вас с пермским звериным стилем и с книгами по этой теме.
Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими народными промыслами, традициями и обычаями.
«…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронёс через столетия… В народе не сможет сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…»
Б. М. Неменский
Пермский край — край удивительной уральской природы, причудливых гор, пещер, быстрых и опасных рек, таежных лесов… Край народного искусства. Народные промыслы издавна были связаны с глубинными истоками бытия. Именно поэтому чаще всего народные промыслы, декоративно–прикладное искусство определяют своеобразие культуры каждого отдельного народа. И складывается такая культура на протяжении тысячелетий.
Пермское искусство своими корнями уходит в далёкую древность, где оно появилось в первых наскальных рисунках древних людей и развивалось под влиянием разных культур. Множество народов в различные исторические эпохи проживали на территории Пермского края, каждый из них вносил свой вклад.
Спросите у пермяка – чем особо славен наш край – и услышите в ответ о пермском зверином стиле, пермских Богах, изделиях уральских камнерезов. Это, пожалуй, истинно пермский стиль творчества, уникальный и своеобразный. Изделия пермского звериного стиля выполнены в бронзе, вырезаны из кости и дерева, существуют в наскальных рисунках, в рисунках–гравировках на металлических и костяных предметах.
Древние народы Прикамья, предки современных коми-пермяков, по своей языческой религии почитали небесные божества — Солнце и Луну — и верили в свое происхождение от животных и птиц. Об их миропонимании, осознании своего места на земле и в космическом пространстве рассказывают прекрасно сохранившиеся до наших дней произведения бронзового художественного литья, известного под названием «Пермский звериный стиль».
На изображениях представлены лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, птицы, змеи, даже насекомые. Есть множество комбинированных существ – полузверей, полулюдей. Сюжеты изделий пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями. Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Визитной карточкой пермского звериного стиля является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека–птицы–лося, который нигде более не встречается.
У каждого изображения, каждого животного и духа была своя сила, свои особенности. Функции вещей были схожи, все они были призваны, помочь человеку или не вредить людям.
Принято считать, что пермский звериный стиль зародился в I тысячелетие до нашей эры, на территории нижнего течения реки Камы. Племена, населявшие эти земли, получили название ананьинцев, поэтому сама археологическая культура получила название ананьинской. В наскальной живописи чаще попадаются изображения человека или человекоптицы. Повторяются они и на металлических культовых предметах. Изображение человекоптицы, очевидно, связано с представлением о способности души - вымышленного двойника человека - превращаться в птицу и улетать в неведомый мир.
Приблизительно в 3 веке до нашей эры в районе современного города Пермь складывает гляденовская культура, образы который расшифровке поддаются с трудом. Это были не просто изображения медведя или утки, а целые комплексные сюжеты, в которых скрывался непонятный современнику мотив. Главными персонажами таких предметов принято называть человеколосями, однако кем они были на самом деле, остается только гадать.
![]() |
![]() |
Неволинская культура сформировалась в 4 веке нашей эры. Эта археологическая культура, возникшая в бассейне реки Сылва, существовала одновременно с ломоватовской культурой. Некоторые исследователи рассматривают её как часть ломоватовской, однако, было бы правильно рассмотреть неволинскую культуру как обособленную археологическую культуру.
![]() |
![]() |
Родановская культура завершает эпоху дописьменных археологических эпох Прикамья. Очертания птиц обретают сухую геометричность контуров; реалистичность в передаче голов зверей и крыльев птиц сменяется линеарной орнаментацией; на груди птиц появляются грубые композиции или отдельные фигуры человека, птиц и животных.
![]() |
![]() |
Тысячи пластин звериного стиля, обнаруженные в земле Пермского края, представляют огромный архив средневековой финно-угорской цивилизации. Коллекции звериного стиля — одна из интереснейших страниц истории континента. Это огромная бронзовая галерея создана в эпоху, когда сказки были былью, когда боги сходили к людям в звериных обличьях. Загадки и мифы эпохи звериного стиля еще ждут своих исследователей и новых открытий.
![]() |
Доминяк, А. В. Свидетельства утраченных времен. Человек и мир в пермском зверином стиле / А. В. Доминяк. - Пермь : Книжный мир, 2010. - 150 с. : ил. Пермский звериный стиль - самобытное явление в древнем искусстве металлопластики Прикамья VII в. до н.э.-IX в. н.э. Пермский звериный стиль не является иллюстрацией древних мифов, легенд и сказаний. В предлагаемой читателю книге впервые рассматривается символика и художественная специфика пермского звериного стиля, воплощающего "картину мира" древних жителей Пармы. |
![]() |
Звериный стиль / фото, текст Б. Эренбурга. - Пермь : Сенатор, 2011. - 1 обл. (16 отд. л.) ; 10 x 20 см. Книга «Звериный стиль» — самое большое по количеству иллюстраций собрание изделий сибирской и пермской металлопластики. Альбом, сопровождающий основной текст, включает изображения 339 артефактов пермского и западносибирского звериного стиля. Все эти предметы из частных коллекций опубликованы впервые. |
![]() |
Ленковская, Е. Э. Сокровища Рифейских гор : о традиционных уральских художествах - детям и взрослым / Е. Э. Ленковская ; ил. А. Шабурова. - Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. - 255 с. : ил. Это увлекательный рассказ о художественных явлениях, которыми знаменит Урал: златоустовском холодном оружии, пермском зверином стиле и пермской деревянной скульптуре, каслинском чугунном литье и нижнетагильском расписном подносе, а также о многих других уникальных культурных феноменах, которые по праву вошли в сокровищницу мирового искусства. «Сокровища Рифейских гор» — не просто энциклопедия традиционных уральских художеств, но и доверительный разговор об искусстве. |
![]() |
Оборин, В. А. Чудские древности Рифея : пермский звериный стиль / В. А. Оборин, Г. Н. Чагин. - Пермь : Книжное издательство, 1988. - 183 с. - (Искусство Прикамья). Издание посвящено урало-сибирскому звериному стилю. Эпоха звериного стиля оставила множество загадок. Автор дает свой вариант ответов на многие вопросы. Книга необычного жанра напоминает увлекательное расследование: следственные эксперименты (литературные реконструкции), очные ставки народов и культур, показания письменных источников, свидетельства этнографов и «улики» археологии ведут к разгадкам многих тайн звериного стиля. В книге содержится более 100 иллюстраций, а текст сопровождается альбомом, в котором впервые опубликовано 339 изображений пермского и западносибирского звериного стиля. |
![]() |
Эренбург, Б. А. Цивилизация Хранителей. Язык звериного стиля и значения фигур / Б. А. Эренбург. - Пермь : Сенатор, 2013. - 79 с. : ил. В книге автор создает художественный образ древней цивилизации Прикамья, смело строит гипотезы и увлекательно рассказывает о мире создателей и значениях фигур звериного стиля. Книгу необычайного жанра с условными именами персонажей можно принять за фэнтези, но рассказ опирается на сохранившиеся произведения звериного стиля и этнографические материалы о жизни уральских и сибирских народов. Книга рассчитана на всех интересующихся историческим прошлым Урала, искусством звериного стиля и культурой народов Урала и Сибири. |
Материал подготовила сотрудник Библиотеки № 6 Кашина Марина Юрьевна.