Новости за 2022
Сокровища рифейских гор
2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Статья познакомит вас с пермским звериным стилем и с книгами по этой теме.
Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими народными промыслами, традициями и обычаями.
«…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронёс через столетия… В народе не сможет сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…»
Б. М. Неменский
Пермский край — край удивительной уральской природы, причудливых гор, пещер, быстрых и опасных рек, таежных лесов… Край народного искусства. Народные промыслы издавна были связаны с глубинными истоками бытия. Именно поэтому чаще всего народные промыслы, декоративно–прикладное искусство определяют своеобразие культуры каждого отдельного народа. И складывается такая культура на протяжении тысячелетий.
Пермское искусство своими корнями уходит в далёкую древность, где оно появилось в первых наскальных рисунках древних людей и развивалось под влиянием разных культур. Множество народов в различные исторические эпохи проживали на территории Пермского края, каждый из них вносил свой вклад.
Спросите у пермяка – чем особо славен наш край – и услышите в ответ о пермском зверином стиле, пермских Богах, изделиях уральских камнерезов. Это, пожалуй, истинно пермский стиль творчества, уникальный и своеобразный. Изделия пермского звериного стиля выполнены в бронзе, вырезаны из кости и дерева, существуют в наскальных рисунках, в рисунках–гравировках на металлических и костяных предметах.
Древние народы Прикамья, предки современных коми-пермяков, по своей языческой религии почитали небесные божества — Солнце и Луну — и верили в свое происхождение от животных и птиц. Об их миропонимании, осознании своего места на земле и в космическом пространстве рассказывают прекрасно сохранившиеся до наших дней произведения бронзового художественного литья, известного под названием «Пермский звериный стиль».
На изображениях представлены лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, птицы, змеи, даже насекомые. Есть множество комбинированных существ – полузверей, полулюдей. Сюжеты изделий пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями. Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Визитной карточкой пермского звериного стиля является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека–птицы–лося, который нигде более не встречается.
У каждого изображения, каждого животного и духа была своя сила, свои особенности. Функции вещей были схожи, все они были призваны, помочь человеку или не вредить людям.
Принято считать, что пермский звериный стиль зародился в I тысячелетие до нашей эры, на территории нижнего течения реки Камы. Племена, населявшие эти земли, получили название ананьинцев, поэтому сама археологическая культура получила название ананьинской. В наскальной живописи чаще попадаются изображения человека или человекоптицы. Повторяются они и на металлических культовых предметах. Изображение человекоптицы, очевидно, связано с представлением о способности души - вымышленного двойника человека - превращаться в птицу и улетать в неведомый мир.
Приблизительно в 3 веке до нашей эры в районе современного города Пермь складывает гляденовская культура, образы который расшифровке поддаются с трудом. Это были не просто изображения медведя или утки, а целые комплексные сюжеты, в которых скрывался непонятный современнику мотив. Главными персонажами таких предметов принято называть человеколосями, однако кем они были на самом деле, остается только гадать.
Неволинская культура сформировалась в 4 веке нашей эры. Эта археологическая культура, возникшая в бассейне реки Сылва, существовала одновременно с ломоватовской культурой. Некоторые исследователи рассматривают её как часть ломоватовской, однако, было бы правильно рассмотреть неволинскую культуру как обособленную археологическую культуру.
Родановская культура завершает эпоху дописьменных археологических эпох Прикамья. Очертания птиц обретают сухую геометричность контуров; реалистичность в передаче голов зверей и крыльев птиц сменяется линеарной орнаментацией; на груди птиц появляются грубые композиции или отдельные фигуры человека, птиц и животных.
Тысячи пластин звериного стиля, обнаруженные в земле Пермского края, представляют огромный архив средневековой финно-угорской цивилизации. Коллекции звериного стиля — одна из интереснейших страниц истории континента. Это огромная бронзовая галерея создана в эпоху, когда сказки были былью, когда боги сходили к людям в звериных обличьях. Загадки и мифы эпохи звериного стиля еще ждут своих исследователей и новых открытий.
Доминяк, А. В. Свидетельства утраченных времен. Человек и мир в пермском зверином стиле / А. В. Доминяк. - Пермь : Книжный мир, 2010. - 150 с. : ил. Пермский звериный стиль - самобытное явление в древнем искусстве металлопластики Прикамья VII в. до н.э.-IX в. н.э. Пермский звериный стиль не является иллюстрацией древних мифов, легенд и сказаний. В предлагаемой читателю книге впервые рассматривается символика и художественная специфика пермского звериного стиля, воплощающего "картину мира" древних жителей Пармы. | |
Звериный стиль / фото, текст Б. Эренбурга. - Пермь : Сенатор, 2011. - 1 обл. (16 отд. л.) ; 10 x 20 см. Книга «Звериный стиль» — самое большое по количеству иллюстраций собрание изделий сибирской и пермской металлопластики. Альбом, сопровождающий основной текст, включает изображения 339 артефактов пермского и западносибирского звериного стиля. Все эти предметы из частных коллекций опубликованы впервые. | |
Ленковская, Е. Э. Сокровища Рифейских гор : о традиционных уральских художествах - детям и взрослым / Е. Э. Ленковская ; ил. А. Шабурова. - Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. - 255 с. : ил. Это увлекательный рассказ о художественных явлениях, которыми знаменит Урал: златоустовском холодном оружии, пермском зверином стиле и пермской деревянной скульптуре, каслинском чугунном литье и нижнетагильском расписном подносе, а также о многих других уникальных культурных феноменах, которые по праву вошли в сокровищницу мирового искусства. «Сокровища Рифейских гор» — не просто энциклопедия традиционных уральских художеств, но и доверительный разговор об искусстве. | |
Оборин, В. А. Чудские древности Рифея : пермский звериный стиль / В. А. Оборин, Г. Н. Чагин. - Пермь : Книжное издательство, 1988. - 183 с. - (Искусство Прикамья). Издание посвящено урало-сибирскому звериному стилю. Эпоха звериного стиля оставила множество загадок. Автор дает свой вариант ответов на многие вопросы. Книга необычного жанра напоминает увлекательное расследование: следственные эксперименты (литературные реконструкции), очные ставки народов и культур, показания письменных источников, свидетельства этнографов и «улики» археологии ведут к разгадкам многих тайн звериного стиля. В книге содержится более 100 иллюстраций, а текст сопровождается альбомом, в котором впервые опубликовано 339 изображений пермского и западносибирского звериного стиля. | |
Эренбург, Б. А. Цивилизация Хранителей. Язык звериного стиля и значения фигур / Б. А. Эренбург. - Пермь : Сенатор, 2013. - 79 с. : ил. В книге автор создает художественный образ древней цивилизации Прикамья, смело строит гипотезы и увлекательно рассказывает о мире создателей и значениях фигур звериного стиля. Книгу необычайного жанра с условными именами персонажей можно принять за фэнтези, но рассказ опирается на сохранившиеся произведения звериного стиля и этнографические материалы о жизни уральских и сибирских народов. Книга рассчитана на всех интересующихся историческим прошлым Урала, искусством звериного стиля и культурой народов Урала и Сибири. |
Материал подготовила сотрудник Библиотеки № 6 Кашина Марина Юрьевна.