Новости за 2022
Пушкин в НЭБе
10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года погиб Александр Сергеевич Пушкин. Предлагаем вашему вниманию уникальные материалы из собрания Национальной электронной библиотеки (НЭБ) о дуэли и последних днях жизни А. С. Пушкина.
Количественно литература о дуэли и смерти поэта весьма велика, но качественное ее значение прямо ничтожно. Кажется, ни об одном периоде жизни поэта нет такого множества рассказов, воспоминаний современников, писем, но материалов характера документального в этом обилии крайне мало, а критические исследования имеющихся материалов просто отсутствуют в пушкинианской литературе; из-за скудности материалов, из-за их отсутствия оказывалось невозможным построение фактической истории дуэли Пушкина с Дантесом, и биографы поэта, писавшие о конце его жизни, вынуждались таким положением дела ко внесению в свою работу непроверенных россказней очевидцев и анекдотов современников…
Щёголев Павел Елисеевич
(1877-1931)
историк литературы и общественного движения, пушкинист
Литература о Пушкине растёт с каждым днем. Пушкиноведение стало поистине органической потребностью науки истории русской литературы. НЭБ – Национальная электронная библиотека РФ – крупнейшее собрание оцифрованных материалов – один из источников уникальных сведений, в данном случае – о дуэли, последних днях жизни и воспоминаний об А. С. Пушкине.
Национальная электронная библиотека (НЭБ) – проект Министерства культуры Российской Федерации, призванный предоставить пользователям интернет-доступ к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской федерации в отношении соблюдения авторских прав. В фонде библиотеки находятся редкие издания, различные рукописи, диссертации, ноты, патенты, периодическая литература и многое другое. Пользователи имеют свободный доступ ко всем объектам НЭБ, включая охраняемые авторским правом. Также библиотека имеет мобильные приложения на операционных системах Android и iOS. |
Со всеми представленными в этом материале документами можно ознакомиться, перейдя по ссылке (кликнув на заглавие) на сайт НЭБ. И даже сохранить их себе в формате pdf!
В качестве аннотаций к документам использованы оригинальные предисловия к изданиям.
Подборка будет интересна и полезна учителям-словесникам, учащимся и всем интересующимся жизнью Александра Сергеевича Пушкина.
Последние дни жизни и горестная кончина Александра Сергеевича Пушкина давно уже были описаны многими. Тем не менее мы положительно можем сказать, что описания эти в некоторых отношениях не совершенно верны и лишены многих подробностей, которые, касаясь Пушкина, не могут не быть интересны. Мы говорим это не в укор писавшим, они были лишены возможности написать точно и подробно.
К. К. Данзас был товарищ по Лицею и один из самых коротких друзей покойного Aлександра Сергеевича. Всем известно, что Данзас был секундантом Пушкина при его дуэли с Дантесом, но может быть не все знают, что Пушкин вполне доверялся ему и что г. Данзас до самой кончины Пушкина не отходил от его постели.
Имея честь близко и давно знать глубоко уважаемого нами г. Данзаса и беседуя с ним, при частых встречах, мы не редко старались незаметно наводить разговор наш на обстоятельства, сопровождавшие кончину Пушкина.
Рассказы Константина Карловича, тотчас по окончании наших бесед, старались мы записывать, по возможности слово-в-слово, и сделанные нами заметки прочитывали потом ему. Собранными нами таким образом со слов очевидца сведениями о последних днях и кончине Пушкина намерены мы поделиться с читающей публикой, в той уверенности, что все, касающееся нашего великого поэта, не может не интересовать ее.
Приложения: письма на фр. языке (с переводом) А. С. Пушкина, барона Гекерена, и других причастных лиц: Виконта д'Аршіака, К. К. Данзаса, графа Бенкендорфа.
Публикуемые записи Петра Ивановича Бартенева рассказов о Пушкине, относящиеся к 1850-ым годам, обращают нас к начальным временам пушкиноведения, к его, так сказать, истокам, превратившимся за протекшие с тех пор семьдесят лет в такую широкую, полноводную реку...
Главная заслуга Бартенева перед пушкиноведением, это – собирание и публикация материалов по биографии поэта. В этом отношении не было и, конечно, не будет среди пушкинистов ему равного.
Первыми по Бремени, важности содержания и размерам являются записи бесед П. И. Бартенева о Пушкине с Павлом Воиновичем Нащокиным (в большей части) и его женой Верой Александровной.
Второй цикл рассказов о Пушкине, записанных Бартеневым, это – рассказы Н. А. Елагина, И. Ф. Мойера, П. и И. Киреевских и А. П. Елагиной-Киреевской, передававших, кроме своих личных воспоминаний о поэте, рассказы о нем Е. А. Боратынского, В. А. Жуковского и Е. А. Протасовой. Кроме этого, в запись рассказа А. П. Елагиной-Киреевской Бартенев вставил рассказ Ф. Ф. Вигеля о встрече его с Пушкиным в 1827 г.
Третью группу записей составляют выписки из "Московского Телеграфа" за 1827 г., "Современника" и "Москвитянина" за 1853 г. мест, представлявших для Бартенева интерес, как материал для биографии Пушкина.
Наконец, особняком стоят: рассказ (датирован 30 октября 1853 г., Москва) О. М. Бодянского о посещении Пушкиным Московского Университета в 1832 г. (стр. 90), рассказы (дата записи – 17 января 1860 г.) о Пушкине В. И. Даля (стр. 1-2) и запись слов о Пушкине архимандрита Макария Волховского (стр. 9).
Таким образом, в тетради Бартенева мы имеем записи рассказов о Пушкине двадцати одного лица, лично знавших поэта.
Кроме этого, в тетради имеются сообщения о Пушкине А. А. Мея, П. В. Анненкова, M. Н. Лонгинова и H. Н. Титова, лично поэта не знавших.
Как уже сказано, наиболее ценными являются рассказы П. В. Нащокина, друга Пушкина, может быть, в последние годы жизни поэта самого близкого к нему человека.
И тем не менее сообщенное Бартеневу о Пушкине Нащокиным полно интереса, смеем думать, не только для специалистов.
М. Цявловский
Необычайный интерес, проявленный, но поводу истекшего столетия со дня рождения А. С. Пушкина, не только в России, но и далеко за её пределами, ко всему, что имело какое-либо отношение к творениям и личности отечественного нашего поэта, создал особую многотомную литературу о Пушкине, в которую кто, чем мог, внес свой вклад, в виде научных монографий, воспоминаний, заметок, документов и автографов, извлеченных из архивной пыли правительственных и частных хранилищ. Обилия старания к исследованию Пушкинской старины подали и мне мысль о своевременности оглашения подлинного военно-судного дела о дуэли Пушкина с Дантесом-Геккереном. Мысль эту мне удалось исполнить, благодаря любезному содействию попечителя Императорского Александровского лицея графа Н. А. Пратасова-Вахметева, Военного Министра А. Н. Куропаткина и начальника главного военно-судного управления H. H. Маслова, давших мне возможность разыскать это дело и получить право на его издание; А. О. Суворина и С. П. Шубинскаго, облегчивших условия издания, а также Е. С. Шумигорского, П. Я. Дашкова и И. А. ІІІляпкина, не отказавших мне в своих опытных советах и указаниях.
На военно-судное дело о дуэли Пушкина в литературе попадаются ссылки; им пользовался для своего сборника "Русские уголовные процессы" Спб. 1866 Г. Любавский; некоторые находящиеся в нем документы уже были опубликованы, частью буквально, частью в пересказах, но в подлиннике и в полном объеме оно до сих пор публике неизвестно.
Между тем, независимо от исторического интереса самого события, подлежавшего судебному расследованию, издаваемое дело дает характеристику некоторых принимавшим в нем участие лиц и рисует любопытную картину военно-судебной процедуры того времени.
Дело это состоит из трех производств: 1) канцелярии аудиториатского департамента о предании военному суду поручика Кавалергардскаго Ея Величества полка барона Геккерена, 2) военно-судной комиссии, учрежденной при Л.-Гв. Конном полку и 3) переписки аудиториатского департамента и определения генерал-аудиториата. Все производства, пронумерованы и прошнурованы, сохранились в порядке и целости, за исключением двух листов – дела военно-судной комиссии (л. 67 и 68), на которых, по-видимому, было изложено собственноручное показание секунданта Пушкина инженер-подполковника Данзаса, данное им комиссии военного суда, при Л.-Гв. Конном полку учрежденной и заслушанное комиссией в заседании 10 февраля 1837 г. Эти листы утрачены.
Все печатаемые документы воспроизводятся с дословною точностью и сохранением подлинного правописания.
В приложении помещаются автографы кн. П. А. Вяземскаго, д'Аршиака и б. Геккеренов, отца и сына.
П. фон-Кауфман
19 октября 1899 г.
С.-Петербург
Дуэль и смерть Пушкина никогда не перестанут интересовать и волновать всех, кому дорога память о "Солнце Русской поэзии". Детальная и документальная разработка обстоятельств, сопровождавших печальные события последней дуэли и кончины поэта, началась уже давно, но и теперь, после недавних монографических исследований П. Е. Щеголева и А. С. Полякова, многие вопросы, связанные с этими событиями, неясны и нуждаются в дальнейшем обследовании. В настоящей книжке ее составители и издатель сообщают несколько соображений и материалов, касающихся дуэли и вносящих некоторые поправки и подробности в изложение описанных предыдущими исследователями происшествий.
Книжка посвящается памяти безвременно скончавшегося 4-го октября 1923 г. Александра Сергеевича Полякова, автора изданной в начале 1922 года, в серии "Трудов Пушкинского Дома", книги "О смерти Пушкина".
К столетию со дня смерти "великого русского поэта, создателя русского литературного языка и родоначальника новой русской литературы Александра Сергеевича Пушкина, обогатившего человечество бессмертными произведениями художественного слова".
Из постановления ЦИК Союза ССР
16 декабря 1933 г.
об учреждении Всесоюзного пушкинского комитета
и связи со столетием со дна смерти А. С. Пушкина.
40 февраля 1937 года народы Союза Советских Социалистических Республик отмечают столетие со дня гибели своего гениального соотечественника Александра Сергеевича Пушкина, убитого послушным агентом самодержавия и реакционного дворянства. Пуля наемного убийцы прервала благородный творческий путь того, кто на протяжении всей своей жизни клеймил российских венценосцев и их вельможно-поповскую челядь...
Развилась и окрепла несокрушимая дружба народов СССР. Растет и расцветает культура многочисленных народов Советского Союза – национальная по форме и социалистическая по содержанию.
И свободные народы Страны Советов с любовью и благодарностью принимают богатейшее литературное наследство Пушкина – великого русскою поэта – поэта народов СССР, создателя прекрасного русского литературного языка, основоположника и родоначальника новой русской литературы.
Замечательная русская литература – литература Пушкина, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Щедрина, Толстого и Чехова, Горького и Маяковского – стала достоянием всех наций, всех народов нашей великой социалистической родины. То, о чем мечтал Пушкин, когда писал –
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык, –
– пророчески сбылось.
Великий русский национальный поэт стал родным и близким для рабочих, колхозников, интеллигенции всех народов нашего Советского Союза. Столетний юбилей Пушкина – великий праздник советской социалистической культуры.
[Календарь содержит даты жизни и творчества А. С. Пушкина, иллюстрации, литературоведческие материалы, отрывки из воспоминаний современников и произведений великого русского поэта].
Настоящее, третье, издание значительно отличается от предшествующих. Текст книги просмотрен, исправлен и дополнен.
Новые материалы, ранее мне недоступные и раскрытые революцией в 1917 году, введены в состав второй части книги – документов и материалов. Широко использован неизданный и ценный фактическими данными дневник А. И. Тургенева… Увеличено число воспроизведений – портретов и факсимиле. Дан указатель собственных имен.
Текст исследования не подвергся изменениям, но новые материалы и новые возможности их разработки, созданные освобождением от цензурных и условных пут, побудило меня к пересмотру истории дуэли. Результатом пересмотра явился новый взгляд на возникновение дуэли и новое освещение темной роли Николая I в истории последних месяцев жизни Пушкина. Изложению произведенных мною разысканий посвящена написанная заново IX глава второй части книги "Анонимный пасквиль и враги Пушкина". Наконец, мной была поставлена судебная экспертиза почерков переписчика пасквиля и подозреваемых в составлении его лиц, тщательно выполненная судебным экспертом Ленинградского губсуда А. А. Сальковым и открывшая достоверного негодяя, чьей собственной рукой написан гнусный пасквиль. Протокол судебной экспертизы составил X главу второй части книги.
П. Щеголев
15 ноября 1927 года
В предлагаемом сборнике помещены пять статей о Пушкине, напечатанные в разное время в различных изданиях.
Первая из этих статей – "Радищев и Пушкин" – была помещена в первой книжке "Чтений в Обществе Истории и Древностей Российских" за 1886 г. и тогда же вышла отдельным оттиском.
Статья "Кончина Пушкина", написанная по поводу пятидесятилетия со дня смерти великого поэта, была напечатана в "Русских Ведомостях" 1887 г. 29 января.
К тому же времени относится "История Пушкинского текста с 1814 по 1887 г." ("Русские Ведомости": 1887 г.).
Вслед за тем помещена статья об изданиях Пушкина 1887 г. ("Русская Старина" 1887 г., декабрь): с 1887 г. у нас не появилось ни одного самостоятельного собрания сочинений Пушкина, и только теперь начинается академическое издание сочинений великого поэта под редакцией Л. H. Майкова; таким образом разбор изданий 1887 г. напомнил, в каком положении находится Пушкинский текст до сих пор, в каком виде получаем мы его в различных новых перепечатках по случаю столетнего юбилея поэта, покажет, с чего начинает новое академическое издание.
Последняя статья сборника, заключает выдержки из неизданных бумаг Пушкина, приведённые в очерке, напечатанном по поводу шестидесятилетия со дня кончины поэта ("Русские Ведомости" 1897 г.): здесь повторены эти отрывки, так как они не вошли в собрание сочинений Пушкина.
Другие интересные экземпляры
Пионерская правда. 1936. № 145 (1787).
На первой странице газеты размещено фото, подходящее нам по теме. Читаем надпись под фото:
"Снег Нина Акимова сделала из ваты, а фигурки – из бумаги, разрисовав их тушью. Так она изготовила макет дуэли Пушкина и Дантеса. Сой макет Нина показывает подругам Розе Бариновой и Кате Анохиной (19-я школа Москвы). Фото А. Морозова".
Кликните по картинке для её увеличения
Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккерен : с картины Наумова // Нива. - 1885. - № 1-26. - с. 108-109.
"Нива: иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни" – один из самых популярных образцов русской периодической печати дореволюционного периода. Журнал выходил в свет еженедельно в Петербурге, в издательстве А. Ф. Маркса с 1870 по 1918 г. "Нива" позиционировалась как журнал для семейного чтения и была ориентирована на массового читателя. Основными критериями при выборе материалов для публикации были известность темы, занимательность, доступность, энциклопедичность, информативность. Журнал имел чрезвычайный успех, который не смогло превзойти ни одно современное ему российское издание.
Основное место на страницах "Нивы" занимают литературные произведения: романы, очерки, повести, рассказы, поэзия. Также здесь можно найти статьи, посвященные вопросам истории, географии и этнографии России, всеобщей истории, археологии, естествознанию, медицине, спорту, искусству и многие другие. В издании широко представлены биографии знаменитых русских деятелей, научные очерки различной тематики, известия о последних происшествиях.
Среди основных авторов "Нивы" были М. Н. Волконский, П. Н. Гнедич, А. А. Коринфский, А. Н. Майков, Н. С. Лесков, Вс. С. Соловьев, Я. П. Полонский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, Д. С. Мережковский и многие другие.
Иллюстрации являются неотъемлемой частью журнала. Это графические изображения, фотографии, олеографии в различных жанрах и различной тематики.
|
Вечный Пушкин : диафильм в 2 ч. Ч. 2.
Диафильм – разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, которая использовалась в образовательных и развлекательных целях до конца XX века.
Диафильмы были особенно любимы в СССР. Были созданы многочисленные диафильмы – иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения.
Диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности. Это еще и времяпрепровождение, сопровождаемое чтением вслух и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.
[Дуэль Пушкина и Дантеса. 26 мая 1799-1899] : памятная открытка
Ленинград. Памятник, поставленный в 1937 г. на месте дуэли А.С. Пушкина : открытка
Кроме того, коллекция НЭБ содержит
397 диссертаций
459 экспонатов Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации
по теме "Дуэль Пушкина"