МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Урок народной правды для Достоевского

8 ноября 2021

«Совершенно новый мир, до сих пор неведомый…», - так охарактеризовал Ф. М. Достоевский мир, который он нарисовал в «Записках из Мертвого дома». Этим неведомым тогдашнему русскому обществу миром была царская каторга, на которой Достоевский провел четыре года, как участник революционного общества петрашевцев.

 

Творческая биография Федора Достоевского началась в ранние 40-е годы. На этот период приходятся первые литературные опыты начинающего автора. Ближе к середине десятилетия молодой писатель начинает работу над серьезным произведением. В 1845-м из-под пера Достоевского выходит роман «Бедные люди». Первый же творческий опыт оказался более чем успешным. Высокого мнения о дебюте Ф. М. Достоевского был Виссарион Белинский. Молодого писателя приняли в литературный кружок. В 1847 г. Федор Михайлович Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. Он посещал кружок Петрашевского, где обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян.

Полиции удалось внедрить в организацию своего агента,через него содержание бесед попало к властям. За сравнительно короткий срок аресту подверглись около четырех десятков человек. Это были молодые офицеры, чиновники, литераторы, служащие, помещики и студенты в возрасте от 19 до 39 лет.

За Достоевским тоже следили. Полицейский агент доносил о том, что «к сочинителю заходил Петрашевский», кроме этого Достоевский присутствовал при чтении агитационной «Солдатской правды», призывавшей к расправе над царем. Главным обвинением стало чтение письма В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю. Это письмо считалось преступным, так как в нем Белинский высказывал мысли против русского правительства и духовенства.

В конце апреля 1849 г. писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного письма о религии и правительстве литератора В. Белинского» и приговорил к расстрелу.

22 декабря 1849 г. Ф. М. Достоевский вместе с другими ожидал на Семеновском плацу исполнения смертного приговора. О том, что казнь будет инсценировкой, а арестанты отправятся на каторжные работы, осужденным объявили в самый последний момент. Чувства человека, приговоренного к смерти, Федор Достоевский позже описал в романе «Идиот».

Федора Михайловича Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск.

Прибывшего в острог Достоевского отвели в караульную, где ему придали новое обличие арестанта. Достоевскому обрили голову, он был облачен в двухцветную куртку с желтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Он носил их на протяжении четырёх лет.

Достоевский вспоминал об условиях жизни на каторге: «Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Нас как сельдей в бочонке… Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескивают водою. Выйти за нуждою уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь».

Интересно, что до каторги Федор Достоевский никогда не работал руками. Он считал, что странно было требовать с человека, который раньше не трудился, таких же показателей, как и от остальных арестантов. Писатель с другими арестантами ходил работать на кирпичный завод. Каждому арестанту необходимо было выполнить «урок» — изготовить 2−2,5 сотни кирпичей, причем самому выполнить весь подготовительный цикл: вывезти и вымесить глину, наносить воды, а затем складировать готовую продукцию. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске было обдумывание своих будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

О том, что это была за жизнь, Достоевский подробно поведал в книге «Записки из Мертвого Дома». Выдающийся ум вдруг оказался среди уголовников, насильников, грабителей. Тут же содержались и «политические». Достоевский был нелюдим, и его, как барина, не любили. Мера неприязни и ненависти была для писателя открытием. Все угнетало, все было направлено на то, чтобы человек забыл, что он человек. Повествование в книге ведётся от лица Александра Петровича Горянчикова, дворянина, оказавшегося на каторге за убийство жены. Он оборвал все связи с родственниками и остался на поселении в сибирском городе К., ведет замкнутый образ жизни и зарабатывает на жизнь репетиторством. Одним из немногих его развлечений остаётся чтение и литературные записи о каторге.

Повесть пострена в виде небольших зарисовок. Подробно описываются быт и нравы заключённых, отношения каторжан друг к другу, вере и преступлениям. Из повести можно узнать, на какие работы привлекались каторжане, как зарабатывали деньги, как проносили в острог вино, о чём мечтали, как развлекались, как относились к начальству и работе. Что было запрещено, что разрешено, на что начальство смотрело сквозь пальцы, как происходило наказание каторжан. Рассматривается национальный состав каторжан, их отношения к заключению, к заключённым других национальностей и сословий.

Публикация "Записок" была подобна взрыву. Ничего подобного до этого не писали - в произведении была описана жизнь каторжан в мельчайших подробностях. О жанре «Записок» литературоведы спорят до сих пор: с одной стороны, произведение строится на воспоминаниях автора и могло бы считаться мемуарами, с другой — Достоевский ввел в повесть вымышленного героя и не всегда придерживался фактической и хронологической точности.

«Вот бы вам на каторгу! Как жаль, что вы там не были», – с искренним сожалением, и вполне всерьёз говорил Достоевский знакомым. Фёдор Михайлович считал, что для него самого каторга была счастьем, имея в виду нравственный переворот, который с ним там случился. Если в молодости Достоевский никак не мог определиться в своем жизненном пути, метался из стороны в сторону в поисках правды и истины, то после каторги он стал зрелой личностью, с устоявшимися жизненными взглядами и принципами. Эти нелегкие годы каторги сделали из него глубоко религиозного человека, каким он и оставался до конца своих дней.


 
Материал подготовлен библиотекарем Библиотеки № 5 Еленой Николаевной Хитриной на основе информации из открытых источников интернета.

 


Вернуться