Новости за 2021
Крым. Судак. Страшно? – «Как бы не так!»
С 5 по 11июня 2021 года в республике Крым проходил Шестой международный профессиональный форум «Книга. Культура. Образование. Инновации». На форуме с докладом «Об опыте реализации культурного проекта «Стеклышки»» блестяще выступила заведующая читальным залом Центральной городской библиотеки Юшкова А.А.
Чтобы увеличить фото, кликните по нему мышкой
Автор публикации заведующая читальным залом
Центральной городской библиотеки им.Н.Островского
Анастасия Александровна Юшкова
Местом действия стал город Судак, название которого в дословном переводе означает «крепость у воды». Крепость, кстати, стала одним из пунктов экскурсионной программы, которую каждый выбрал для себя ещё «на берегу». Кроме крепости предложена была экскурсия в город-порт Феодосию и «винная» экскурсия, призванная раскрыть для участников все оттенки крымского винного послевкусия.
На второй день после приезда мы отправились к воротам Судакской крепости «дикарями»: добрались до крепостных стен и посетили краеведческий музей города Судак. Но всё величие и монументальность крепостного комплекса открылось мне на экскурсии с экскурсоводом, когда мы попали за ворота крепости.
Двигаясь от башни к башне по горным склонам, мы удивлялись древней архитектуре (ещё бы: 14-ый век перед глазами), во внутренних двориках архитектурного ансамбля заглянули в музей крымских древностей, откопанных во время археологических экспедиций или вынесенных морем на берег. На одной из «стоянок» увидели «пыточную»: орудия и приспособления для наказаний удивляют жестокостью мучений, уготованных для тех, кто попадёт в их «цепкие объятия». Экскурс жуткий для восприятия, но дополняющий картину «крепостной» жизни.
Образовательная программа началась с выставок.
Каждая выставочная площадка была уникальна по своему: демонстрировала книжные новинки; санТехнические гаджеты, приобретшие свою актуальность в период пандемии коронавируса.
Как Вам, например, книжный солярий со встроенным вентилятором?
Я, например, искренне удивилась, увидев его в действии!
И даже случайная лотерея, участие в которой предлагала Государственная Публичная Научно-Техническая Библиотека (ГПНТБ). Эта мудрёная аббревиатура, кстати, звучала на полях форума ежедневно по несколько сотен раз, поскольку именно эта библиотека была заявлена как один из организаторов форума.
«Библиометрия»
Это площадка, на которой ГПНТБ предлагала участникам форума повысить свою квалификацию. «Библиометрия» - дисциплина предполагает овладение знаниями в области того:
-
как войти в учёное сообщество;
-
как представить в нём итоги своих научных трудов;
-
как пользоваться результатами труда и научным открытиями, уже сделанными в науке;
-
как понять и повысить свой рейтинг в научном сообществе.
Научная дискуссия «Уроки пандемии для социума: настоящее и будущее» показала живучесть библиотеки, её необходимость для населения и переходящий приоритет бумажной книги над электронной.
Отдельным крупным культурным мероприятием стала театральная постановка о судьбах библиотек и книг в годы Великой отечественной войны.
Секция, на которой прозвучало моё выступление,
была посвящена интересным практикам работы региональных библиотек
-
чем наполнить передвижную библиотеку;
-
что предложить читателю в онлайн-формате так, чтобы библиотека не потеряла своей актуальности;
-
как поддержать интеллектуальную активность населения;
-
как сохранить периодику «давно минувших дней» для потомков;
-
как представить свою территорию через портреты знаменитых писателей, поэтов и учёных;
-
как оставить библиотеку «открытой» для читателя, когда на дворе «бушует пандемия»;
-
какой должна быть техническая начинка современной библиотеки;
-
как сломать стереотип о непрестижности, бесполезности и закостенелости профессии;
-
на что потратить «проектные» средства, если они появились у библиотеки…
На эти и многие другие вопросы пытались ответить участники, опыт работы каждого из которых уникален тем, что при грамотном подходе и детальном рассмотрении может быть транслирован на любую территорию.
Отрадно заметить, что темой моего выступления заинтересовались библиотеки северного региона, а обращённость к теме детства, которая поначалу пугала меня в контрасте с уровнем мероприятия, оказалась выигрышным вариантом, потому что «все мы родом из детства», а значит…
На вопрос о том, что это может означать, каждый из присутствующих на секции был волен ответить по-своему.
Общим итогом от посещения форума стали мысли о том, что:
-
читателя надо ВЫРАСТИТЬ;
-
удержать связь со своим читателем библиотека сможет, ТОЛЬКО ИЗМЕНЯЯСЬ под его потребности;
-
точки развития читательского интереса С ВОЗРАСТОМ МЕНЯЮТСЯ, а задача библиотеки – ПРОЛОЖИТЬ МАРШРУТ ДИАЛОГА С ЧИТАТЕЛЕМ именно через них (обходные тропинки могут оказаться длиннее и менее эффективны);
-
развитие технологий существование библиотеки НЕ ОТМЕНЯЕТ, а ФОРМАТ ЕЁ РАЗВИТИЯ МЕНЯЕТ;
-
библиотекарь – не умирающая профессия, а универсальная многофункциональная штатная единица – единственная и уникальная в своей ипостаси, но универсальная по своей сути. Библиотекарь может и умеет ПОЧТИ ВСЁ;
-
мы привыкли делиться своими «успешными шагами» в достижении поставленной цели, но не менее (а может быть и более) ценным оказывается опыт «наступания на грабли» - описание трудностей и преград, возникающих на пути к цели и опыт их преодоления;
А путь ПРОБ и ОШИБОК – это всего лишь дорога,
с каждым шагом по которой заплечный мешок ОПЫТА становится только ТЯЖЕЛЕЕ
Бенефис Анастасии Юшковой:
"Здравствуйте! Это снова я!"