Новости за 2021
Месяц январь - зиме государь
Рубрика «Истоки». Народные приметы и традиции зимнего месяца. Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим.
Автор материала Кашина Марина Юрьевна,
библиотека №6
Любое время года, любой месяц имеет свои достоинства.
Так и январь
А знаете ли вы, как называли январь в старину?
|
В древности каждый месяц носил сразу несколько названий: славяне давали их в зависимости от собственных наблюдений. К примеру, они замечали, что в такой-то месяц чаще всего определенная погода, или особым образом ведут себя животные и птицы, или чем-то определенным занимаются люди. На основе этих жизненных заметок наши предки давали названия.
Январь - начало нового года, поэтому его называют государем. У славян месяц имел свое название – «просинец», так как лед на реках приобретал в это время синеву. Второе название - «сечень» произошло из-за традиции в это время рубить (сечь) лес. Январь - время самых сильных холодов и самых веселых праздников.
6 января
Сочельник, Рожественский Сочельник, Сопельный день — канун Рождества.
В большинстве пермских традиций именно его можно считать первым днем в зимней святочной обрядности. К этому дню приурочивался комплекс различных обрядовых действий: с Сочельником связывались обряды магии первого дня, погодные приметы, в Сочельник совершались первые святочные гадания. Больше всего обрядов этого дня совершалось с сочнем, сочником. Народные объяснения названия Сочельника также связаны с приготовлением обрядовых сочней: «Стряпают сочники, от этого и название Сочельник».
Одной из характерных особенностей Рождественского Сочельника были гадания с сочнем — «с сочнем бегать».
|
7 января
Рождество Христово
Рождество Христово (Коляда, Виноградье, Щедровка, Авсень). Рождественские морозы. У древних славян день Коляды был праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года.
В ночь на Коляду жгли костры, и священный огонь, зажженный древним способом, горел 12 дней. Вокруг плясали, с песнями скатывали с гор горящее колесо.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты.
|
13 января
Маланья
Канун старого Нового года, новогодний сочельник или «щедрый вечер». С Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений (Маланьины сборы):
|
14 января
Василий Великий
Василий Великий - Старый Новый год. Главные блюда Васильева вечера готовили из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиней и свиноводства. На Васильев день варили каши до рассвета. Вынимая горшок из печи, хозяйка говорила:
|
18 января
Крещенский сочельник
К Крещенскому Сочельнику в некоторых традициях приурочивалось приготовление пресных сочней, а иногда и обрядового печения — козулек.
В Крещенский сочельник наступал последний день Коляд. В последний раз ряженые ходили по деревне, а под вечер девушки собирались в какой-нибудь избе погадать о замужестве.
В этот день женщины собирали снег, веря в его магические и целебные свойства. Этим снегом можно было отбелить холст, излечиться от многих недугов, а также натереть лицо для пущей привлекательности.
|
19 января
Крещение
Праздник Крещения завершает двенадцать святочных дней. Главное событие праздника — Водосвятие. В одном из водоёмов с проточной водой делалась прорубь (Иордань), в которой, после молебна и крестного хода, купались все желающие, чтобы излечиться от болезней.
В Крещение определяли, каким будет лето и будущий урожай:
|
О крещенских морозах говорили:
|
придерживались и разделяли убеждение приурочить свадьбы к календарному времени от Крещения до Масленицы. Эта традиция еще раз подчеркивала отношение к Крещению как к переломному рубежу в жизни народа.
21 января
Емельян – накрути буран
В этот день было принято угощать кума с кумой (крестных родителей ребенка), чтобы дети были здоровы.
А кум и кума, приходя в гости, приносили кусок мыла и полотенце со словами: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильце для крестника».
В долгие зимние вечера – самое время рассказывать истории да сказки. Вот и говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя!»
|
23 января
Григорий – летоуказатель
В этот день пытались предсказать, каким будет лето: засушливое или дождливое.
|
31 января
Афанасий – ломонос, берегите нос
Этот день считался днем избавления от негативной энергии. Наши предки прогоняли ведьм и заговаривали трубы, так как считалось, что именно по ним нечистая сила проникает в дом.
Афанасьевские морозы:
|
Дом в культурных традициях пермского Прикамья В книге значительное место уделено этнокультурным процессам в Прикамье, семиотике дома в традиционных культурах Верхнекамья, исследована обрядность строительства дома, строительная техника зодчих Строгановской земли и планировка поселений Строгановских вотчин.
Дом в культурных традициях пермского Прикамья : материалы Всерос. науч.-практ. конференции ( "Строгановские чтения" ), 15-18 сентября 2006 г. - Усолье : [Б. и.], 2006. - 114 с. - ЦБ(аб,чз),6,10. | |
Куединские былички Сборник «Куединские былички: Мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX—XX вв.» — третье издание, посвященное традиционной культуре русских одного из южных районов Пермской области. Все они записаны у жителей Куединского района Пермской области во время этнографических и фольклорных экспедиций 1993—2004 гг. Пермского государственного университета и Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН.
Куединские былички : мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце ХIХ-ХХ вв. : сб. фольклор. материалов / сост., коммент. А. В. Черных ; вступ. ст. А. Васнева, А. В. Черных . - Пермь : Поницаа, 2004. - 113 с. - 6. | |
Народный календарь Жизнь любого человека в старину, была очень тесно связана с природой. Весь ход его обыденной жизни, работа по хозяйству, планы на будущее, отдых, решение важнейших семейных проблем, - все это зависело от смены времен года, увязывалось и соотносилось с традиционными народными праздниками.
Народный календарь / сост. А. Ф. Старовойтов ; Перм. обл. гос. б-ка. - [Б. м. : б. и.], 2006. - 39 с. - (Популярная карманная энциклопедия Пермского края). - ЦБ. | |
Черных А. В. Куединские праздники В издании содержится описание календарных праздников и обрядов русского населения Куединского района Пермской области, сделанное на основе полевых этнографических и фольклорных материалов экспедиций 1993—2003 гг. Пермского государственного университета.
Черных А. В. Куединские праздники : календарная обрядность русских Куединского района Пермской области : материалы и исследования / А. В. Черных ; Упр. культуры администрации Куединского р-она ; ПГУ. - Пермь : Поницаа, 2003. - 191 с. : ил. - 6. | |
Юрлинский край Формирование традиции островного типа, конфессиональная и природная замкнутость, слабое социально-экономическое развитие региона способствовали консервации и сохранению традиций. Именно в Юрлинском районе сохранились достаточно архаичные формы традиционной культуры, некоторые из них продолжают сохраняться в активной форме до настоящего времени.
Юрлинский край : традиционная культура русских конца ХIХ-ХХ веков : материалы и исследования / А. А. Бахматов [и др.]. - Кудымкар : Коми-пермяцкое книжное издательство, 2003. - 493 с. - ЦБ. |
Рубрика "Истоки":