МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Гений русской науки

18 ноября 2021

19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – первого русского учёного-естествоиспытателя, получившего мировое признание.

 

М. В. Ломоносов – энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. Работал в области молекулярно-кинетической теории тепла, географии, металлургии, геологии, истории. Ему принадлежит открытие атмосферы у планеты Венеры. Ломоносов является основоположником науки о стекле, а также разработчиком проекта Московского университета, который в будущем назвали его именем. Занимался приборостроением, генеалогией.

Основными целями его жизни было развитие российской науки, а также просвещения и экономики. Работал на должности статского советника. В 1745 году получил звание профессора химии. В Санкт-Петербургской Императорской академии наук являлся действительным членом, а также был почётным членом в Королевской академии наук Швеции. Один из самых ярких представителей «универсального человека».

Михаил родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец - Василий Дорофеевич владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился – он должен был продолжить семейное дело.

Без грамоты было невозможно вести дела. С Ломоносовым стал заниматься дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась ему легко. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан Ломоносов брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Юный Михаил понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Ломоносов решил уехать из родного села в Москву – учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В декабре 1730 года Михаил сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году – в третий.

Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Михаила направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.

В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию – изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.

В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.

В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством – писал стихи о государственных событиях.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. После выступления с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне» он был удостоен в 1749 чина коллежского советника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К началу 1760-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно Ломоносов  занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Михаил Васильевич создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений – до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.

Если мы говорим о Михаиле Васильевиче Ломоносове, то употребляем одно слово - первый, то есть первый во всём. Не зря А.С. Пушкин писал о нем: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он сам был первым университетом». Даже современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии.
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверное, такие люди, как Ломоносов, рождаются раз в столетие. Он был как Солнце для русской науки и искусства. И его личность может служить примером для современных молодых людей, жалующихся на трудные обстоятельства жизни. Ломоносов пробился из самых низов только силой собственного стремления к знаниям и жаждой деятельности на пользу Отечества.

Советуем прочитать:

Астафуров, В. И. Ломоносов. Самородок Русской земли / В. И. Астафуров. - Москва : АСТ-Пресс Школа, 2013. - 33 с. : ил. - (Путеводитель по истории России).

Гордеев, Д. И. М. В. Ломоносов – основоположник геологической науки / Д. И. Гордеев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Московского университета, 1961. - 204 с. : ил.

Дик, Н. Е. Деятельность и труды М. В. Ломоносова в области географии / Н. Е. Дик. - Москва : Издательство МГУ, 1961. - 210 с. - (К 250-летию со дня рождения М. В. Ломоносова).

Карпеев, Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов : книга для учащихся / Э. П. Карпеев. - Москва : Просвещение, 1987. - 96 с. : ил.

Куликовский, П. Г. Ломоносов М. В. – астроном и астрофизик / П. Г. Куликовский. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Наука, 1986. - 96 с. : ил.

Лебедев, Е. Н. Ломоносов / Е. Н. Лебедев. - Москва : Молодая гвардия, 1990. - 602 с. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр.).

Ломоносов : краткий энциклопедический словарь / ред.-сост. Э. П. Карпеев ; РАН ; Музей М. В. Ломоносова. - Санкт-Петербург : Наука, 2000. - 258 с.

Ломоносов : хрестоматия / авт.-сост. С. А. Минеева, О. Л. Лейбович ; Запад.- Урал. учеб.- науч. центр. - Пермь, 1994. - 212 с.

Марков, А. Я. Михайло Ломоносов : поэма / А. Я. Марков. - Москва : Детская литература, 1984. - 95 с. : ил.

Михаил Васильевич Ломоносов : книга для чтения взрослыми детям / авт. текста И. А. Маневич. - Москва : Белый город, 2014. - 15 с. : ил. - (Рассказы по истории для детей).

Михайло Ломоносов : жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. - Москва : Современник, 1989. - 493 с. : ил. - (Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах).

Муратов, М. В. Юность Ломоносова / М. В. Муратов. - Москва : Детская литература, 1955. - 156 с. - (Школьная библиотека).

 

Материал подготовлен сотрудником Центральной городской библиотеки Марией Александровной Коротковой


Вернуться