МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Под знаменем "Знамени"

15 октября 2021

Продолжаем знакомить наших читателей с журналами-юбилярами 2021 года из фонда ЦГБ. Здесь хранится немало периодических изданий, связанных с художественным словом. У журнала "Знамя" очень интересная история, в которой отразились все этапы отечественного  литературного процесса. Поэтому посвящаем журналу отдельную статью.

 

Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал "Знамя" выходит с 1931 года.

Произведения, напечатанные в "Знамени", неоднократно отмечались Государственными, Букеровскими, Пушкинскими и иными престижными премиями, вызывали и продолжают вызывать интерес литературной критики, просвещенных читателей, российских и зарубежных средств массовой информации.

Главный редактор журнала с 1993 года – литературный критик и публицист Сергей Чупринин.

 

Журнал "Знамя" появился накануне окончательного включения литературы в партийно-государственную пропагандистскую машину. Задуман первоначально как "ЛОКАФ" – издание Литературного Объединения Красной Армии и Флота.

Название "Знамя" появилось в 1933 году, а в 1934 его редактором  стал Всеволод Вишневский.

Существенный пласт произведений разных жанров, опубликованных в "Знамени" в 30-е годы, связан предвоенной эпохой, когда в Европе происходили бурные события.

Особое внимание журнал уделял западной литературе: переводам произведений Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, романам Л. Фейхтвангера, рассказам Д. Г. Лоуренса, Р. Олдингтона, Э. Синклера, Матэ Залки, стихам И. Р. Бехера, Р. Гиля, Р. Киплинга, Г. Гупперта и многим другим.

Отмечено и обилие очерков на международные темы. Так, здесь была впервые опубликована "Одноэтажная Америка" Ильфа и Петрова, многие очерки И. Эренбурга, путевые дневники Вс. Вишневского  и т. д.

Советская проза, публиковавшаяся в "Знамени" в 30-е годы, была связана с войной – или с прошедшими мировой и гражданской, или с будущей. Представлена военно-патриотическая, военно-историческая тема, которая станет особенно популярной в литературе следующего десятилетия.

В поэтическом разделе много печатались Н. Асеев, М. Алигер, П. Антокольский, М. Голодный, Е. Долматовский, С. Кирсанов, В. Луговской, А. Прокофьев, М. Светлов, И. Сельвинский, К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский, Н. Тихонов, И. Уткин, С. Щипачев и многие другие. Здесь начинали публиковаться поэты, которых позднее отнесут к "фронтовому поколению" – М. Луконин, А. Недогонов, А. Лебедев.

В годы войны журнал "Знамя", хотя и в сокращенном объеме, продолжал выходить и стал едва ли не первым литературным журналом страны.

Война меняла приоритеты, отходила на второй план партийная идеология, открыто прославлялась русская военная история. На этой волне получили возможность "вернуться" в литературу писатели репрессированные, отлученные от печати или просто молчавшие.

В военные годы были опубликованы произведения, ставшие этапными и знаковыми для истории советской литературы. В разделе поэзии – главы из поэмы "Василий Тёркин" А. Твардовского, поэмы П. Антокольского "Сын" и М. Алигер "Зоя". Здесь печатались военные лирические циклы К. Симонова, И. Сельвинского, М. Дудина, М. Луконина, А. Межирова, М. Львова, О. Берггольц, М. Исаковского и др. Здесь же опубликованы подборки стихов А. Ахматовой, М. Петровых и Н. Крандиевской-Толстой, переводы М. Цветаевой.

В разделе прозы были опубликованы "Падение Парижа" И. Эренбурга, "Волоколамское шоссе" А. Бека, "Дни и ночи" К. Симонова, первый вариант "Молодой гвардии" А. Фадеева. Здесь печатались рассказы и очерки А. Платонова, В. Гроссмана, Евг. Габриловича, П. Нилина. Особо стоит отметить публикацию последнего, незавершенного романа Ю. Тынянова "Пушкин".

В произведениях о войне, появившихся «по горячим следам», отчетливо прослеживалась документальная основа. Военная проза и поэзия этого периода росли из очерка, из репортажа, их создавали военные журналисты. В первые же месяцы войны в "Знамени" появился раздел "С фронта", где печатались не только очерки профессиональных писателей и журналистов, но и записи непосредственных участников боевых действий.

Годы с 1946 по 1953 – один из самых интересных и самых противоречивых периодов в истории советской литературы, и в частности, журнала "Знамя". Война оказала огромное влияние на литературное сознание, дала писателям возможность почти открыто говорить о многих проблемах. В литературу пришло новое поколение писателей с уникальным фронтовым опытом. Появился и новый читатель – народ-победитель, чье чувство достоинства резко повысилось.

И правящий режим, чувствуя давление "снизу", начал откровенно "закручивать" идеологические "гайки". В одном из постановлений ЦК ВКП (б) 1949 г. говорилось: "В течение 1948 года журнал "Знамя" снизил идейно-художественное качество публикуемых материалов. В журнале напечатан ряд идейно-порочных и неполноценных в художественном отношении произведений".

Состав произведений, печатавшихся в "Знамени" в 1946-1953 гг., действительно очень противоречив. На страницах одного журнала соседствуют представители разных литератур. С одной стороны, публикуются "Спутники" и "Кружилиха" В. Пановой, вызвавшие живой отклик читателей и бурную критическую полемику, а с другой – в жанре безразмерной, схематичной советской эпопеи печатаются "Жатва" Г. Николаевой. То же самое наблюдается и в поэтическом разделе журнала. Мощно обозначает себя "фронтовое поколение" (А. Межиров, Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Левитанский, М. Львов, Д. Самойлов, К. Ваншенкин, С. Орлов, М. Дудин), но большую часть журнальной площади съедает лирический официоз Н. Тихонова, С. Михалкова, А. Жарова, А. Суркова, А. Софронова, Н. Грибачева.

Десятилетие 1954-1963 гг. для "Знамени" началось с публикации повести И. Эренбурга "Оттепель", давшей, как потом выяснилось, название целому историческому этапу.

Стихи из романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" были впервые напечатаны в апрельском номере 1954 г. Одна из первых публикаций стихов лауреата многих отечественных и зарубежных премий Г. Айги состоялась в сентябрьском номере 1962 г. (в переводе Б. Ахмадулиной). В том же году появился в журнале роман Д. Гранина "Иду на грозу", оказавший огромное влияние на сознание и мировидение послевоенного поколения.

Наиболее значимыми публикациями в те годы были романы К. Симонова, повести Г. Бакланова и Л. Леонова, рассказы В. Богомолова, Ю. Трифонова, А. Бека, Ю. Нагибина, П. Нилина, В. Солоухина, Г. Семенова, Эм. Казакевича.

Смена власти в конце 1964 г. характеризовалась поворотом в сторону ужесточения режима. В сентябре 1965 г. были арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль, органами госбезопасности был изъят архив А. Солженицына, отбывал ссылку И. Бродский.

Появляется "деревенская проза", в то же время все явственнее становится доминирование "производственной" темы в литературе, а столетний юбилей Ленина накладывает существенный отпечаток на жизнь литературы и искусства и в течение ряда предшествующих лет.

Тем не менее, на страницах журнала появлялись произведения, сыгравшие заметную роль в истории отечественной литературы – стихи В. Шаламова, роман А. Бека "На своем веку", "Деревенский детектив" В. Липатова. Печатались также романы Ю. Бондарева "Горячий снег", А. Чаковского "Блокада", повести Ю. Нагибина, Ю. Рытхэу, рассказы А. Гладилина, В. Богомолова, В. Конецкого, М. Ганиной, М. Слуцкиса, С. Баруздина, Д. Гранина, В. Шкловского, "Забытые рассказы" И. Бабеля.

Эти годы характеризуются широким общественным интересом к зарубежной литературе. Список иностранных авторов, представленных переводами в "Знамени", весьма широк, включая не только обязательных "друзей" из стран народной демократии и развивающихся стран, но и Г. Белля, Э. Базена, Э. Маламуда, Дж. Апдайка, Э. Шритматтера, И. Шоу, Дж.К. Оутс, У. Фолкнера.

В поэтическом разделе журнала публиковались стихи А. Вознесенского и Ю. Мориц, Н. Матвеевой и Н. Панченко, Б. Слуцкого и Ю. Кузнецова, Л. Озерова и М. Синельникова, А. Городницкого и Н. Горбаневской, К. Кулиева и И. Лиснянской.

1970-80-х годы принято характеризовать как "застойные". Таковыми они были и для "Знамени". С одной стороны, происходило стремительное развитие жанров, появлялись новые талантливые имена, на общемировой уровень выходили литературы советских республик. С другой – и писателям, и критикам приходилось ограничиваться лишь частью правды, обходиться полунамеками… А. Солженицын, И. Бродский, В. Аксенов, В. Войнович оказались за границей, многие другие – в тюрьмах и ссылках, и даже имен их упоминать было нельзя.

"Пегий пёс, бегущий краем моря" Ч. Айтматова, повести и рассказы В. Кондратьева, повесть А. Приставкина "Солдат и мальчик", произведения молодых тогда Р. Киреева и А. Русова – таковы, наиболее заметные публикации этих лет. Из иностранных авторов можно выделить С. Лема, рассказы и новеллы Э. Базена, А. Моравиа, И. Шоу, Ф.С. Фитцджеральда.

Вторая половина 1980-х было началом качественно новой эпохи в истории "Знамени". С публикации романа А. Бека "Новое назначение" практически произошло его новое рождение. Сразу же следом были "По праву памяти" А. Твардовского, "Пашков дом" Н. Шмелёва, рассказы Ф. Искандера, один из лучших рассказов А. Битова "Фотография Пушкина", повесть "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина. В июне 1986 г. было опубликовано "Ювенильное море" А. Платонова, а уже в следующем году – "Повесть непогашенной луны" Б. Пильняка и "Собачье сердце" М. Булгакова, повести В. Маканина и А. Генатулина, рассказы В. Гроссмана, Е. Попова, А. Кима, В. Конецкого, Б. Окуджавы, "Из неопубликованного" О. Берггольц, рассказы и стихи А. Тарковского, роман "Крестный отец" М. Пьюзо. И это лишь самая малая часть из замечательных произведений, опубликованных в те годы!

"Черные камни" А. Жигулина и "Верный Руслан" Г. Владимова, "Воспоминания" А. Сахарова, "Омон Ра" В. Пелевина, повести А. Адамовича, М. Палей, рассказы Т. Толстой, М. Харитонова, Б. Улановской,  И. Полянской Ф. Искандера, Б. Екимова, а из наследия – "Мы" Е. Замятина, "Колымские рассказы" В. Шаламова, материалы из архивов О. Мандельштама, В. Ходасевича, Н. Клюева, А. Твардовского, Д. Самойлова, К. Симонова, В. Некрасова – вот весьма сокращенный перечень "знаменских" публикаций этих лет.

Поэтический раздел ничуть не уступал вышеназванным и по именам, и по художественному качеству: И. Бродский, Н. Коржавин, В. Высоцкий, В. Корнилов, Ю. Кублановский, А. Кушнер, Ю. Кузнецов, Ю. Ким, Н. Горбаневская, Е. Рейн, Г. Русаков, Ю. Айхенвальд, В. Соснора, И. Ратушинская, А. Вознесенский, Б. Кенжеев, Л. Лосев, Д. Самойлов, Б. Чичибабин, Ю. Арабов… Впервые за многие десятки лет журналы прочитывались практически от первой и до последней страницы, в метро, в электричках, в библиотеках у каждого второго в руках была журнальная книжка, и у многих – именно "Знамени". Но наступало постперестроечное время…

90-е годы стали для новой России временем демократических перемен и экономических потрясений. Это сказалось и на материальном положении журнала. В 1993 году при активном участии друзей журнала был создан и фонд поддержки литературы и культуры "Знамя".

В 2000-е годы "Знамя", подобно прочим литературным журналам, существует на деньги подписчиков. Часть тиража приобретает Министерство культуры с целью рассылки в российские библиотеки. Министерство печати даёт журналу дотацию на приобретение бумаги и покрытие типографских расходов.

Среди авторов последнего времени – Ю. Давыдов, Г. Владимов, Ю. Буйда, Э. Герштейн, А. Дмитриев, И. Полянская, М. Вишневецкая, В. Маканин, Е. Попов, Л. Петрушевская, М. Кураев.

Официальный сайт журнала "Знамя" >>>


В читальном зале Центральной городской библиотеки г. Березники хранится архив журнала "Знамя" 1974 по 2013 гг
.

 

Задать вопрос о наличии журнала или статей в нём можно в службу
"ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВКА"

Запросить фрагмент статьи можно через службу
"ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ"

Материалы о журналах-юбилярах прошлых лет

Удивительный мир знаний: журналу "Знание-сила" – 95 лет

Вокруг света – за 160 лет

Журналы-юбиляры 2020 г.: научно-популярные журналы
Журналы-юбиляры 2020 г.: журналы по психологии
Журнал "Библиотека"

Журналы-юбиляры 2020 г.: "толстые" журналы – литературно-художественные
Журналу "Дошкольное воспитание" – 95 лет
Журналы-юбиляры 2017 г.
О журнале "Крестьянка"
О журнале "Моделист-конструктор"


Вернуться