Новости за 2021
«Сказки дедушки Иринея». Жизнь и творчество В. Ф. Одоевского (1803-1869)
Всем нам с детства знакомы произведения Владимира Федоровича Одоевского – «Городок в табакерке» и сказка «Мороз Иванович», ставшие классикой отечественной детской литературы. Значительно меньше мы знаем другие стороны творчества выдающегося российского мыслителя и просветителя.
Автор публикации Хитрина Елена Николаевна,
библиотека №5
Владимир Фёдорович Одоевский был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. Занимался меценатством, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.
Владимир Федорович Одоевский родился 13 августа в 1803 году (по другим данным – в 1804 году). Его отец, князь Федор Одоевский, был представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей и был более родовит, чем царствующие в России Романовы. Мать, Екатерина Алексеевна Филиппова была дочерью прапорщика. Она играла на фортепьяно, свободно говорила по-французски и имела прекрасные манеры. Несмотря на это, родовитые родственники мужа ее презирали за низкое происхождение. В. Ф. Одоевскому не было и пяти лет, когда умер его отец, мать вторично вышла замуж, а мальчик остался в семье родственников отца, которые были назначены его опекунами.
В 1816 году в 12-летнем возрасте Одоевский стал посещать Московский университетский благородный пансион, он с удовольствием изучал гуманитарные и естественные науки.
В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество «Любомудрия», так они перевели на русский язык слово «философия». Молодые люди изучали немецких философов, обсуждали прочитанные книги и зачитывали собственные сочинения на возвышенные темы.
«Перо пишет плохо, если в чернильницу не прибавить хотя бы несколько капель собственной крови» - эти слова Одоевского можно поставить эпиграфом ко всем его произведениям. Одоевского можно считать одним из родоначальников интеллектуальной прозы.
При публикации произведений он использовал более 20 псевдонимов, опасаясь «уронить» имя княжеского рода. Псевдонимы писателя: Дедушка Ириней, Ириней Модестович Гомозейко, Московский обыватель, Господин Пуф, Любитель церковного пения, В. Безгласный. В 1831 года был напечатан рассказ «Последний квартет Бетховена» подписанный странным псевдонимом: «ь, ъ, й», эта загадочная подпись означает «Князь Владимиръ Одоевский».
В. Одоевский начинает публиковать одну за другой книги, хотя и не вполне оцененные, но заставившие говорить о нем, как об одном из заметных и своеобразных русских авторов. Это была совершенно новая русская проза: сатирическая, психологическая и причудливо-фантастичная. Первую писательскую славу Одоевскому принесли его «Пестрые сказки», опубликованные в 1833 году. Ими восхищался Н. В. Гоголь, произведение очень тепло приняли и простые читатели. Здесь автор придумал псевдоним Ириней Модестович Гомозейка. Сборник включил в себя ряд ироничных повестей, которые сказочным образом встречаются в реальной жизни.
В. Ф. Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. В 1834 году выходит «Городок в табакерке» и быстро становится популярным. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и действительность в одном повествовании. Его маленький герой, оказавшись в сказочном мире табакерки, воспринимает его всерьез и узнает много интересного. Второй популярной книгой стали «Сказки дедушки Иринея». События в них происходят на улицах Петербурга, в домах и в учреждениях. Сказки поучительны, учат трудолюбию, любознательности и доброте. Их высоко оценил Белинский, сказав, что такому воспитателю, какого имеют русские дети в лице дедушки Иринея, могут позавидовать дети всех наций.
В 1835 году Одоевский написал роман «4338 год: Петербургские письма» — первую в своем роде отечественную утопию. Это одно из наиболее значимых фантастических произведений первой половины XIX века. Главный герой, современник автора, перемещает свое сознание в тело китайского студента, которому предстоит жить через 2500 тысячи лет. Выясняется, что в будущем мир поделили две державы (Россия и Китай), Москва и Петербург объединились в один мегаполис, люди управляют климатом, летают в космос и добывают полезные ископаемые на Луне. В этом произведении можно найти отдаленные предсказания грядущего. Например, возможности удаленного общения между людьми с помощью магнетических телеграфов. Также подробно описываются "домашние газеты", которыми заменяется обычная переписка. «Домашние газеты» издаются «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства. Работает это так: хозяева диктуют дворецкому семейные новости и самые разные мысли, тот записывает, делает копии и рассылает знакомым».
Среди повестей и рассказов, написанные В.Ф Одоевским выделяются «Косморама», «Саламандра», «Сильфида». Успех имели и его светские повести - «Княжна Мими» и «Княжна Зизи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена».
В 1844 году был опубликован роман "Русские ночи». Это один из самых философских и удивительных трудов автора, так говорят читательские отзывы. "Русские ночи" стали важным итоговым произведением, в котором автор воплотил все разочарования, испытанные от современной литературы и общества. После этого он начинает все меньше времени уделять сочинительству, больше занимаясь работой и помощью окружающим.
Одоевский был не только писателем и мыслителем, он очень любил музыку, писал о ней интересно и увлекательно, сам был блестящим исполнителем и сам сочинял музыку, но его музыкальное творчество не получило широкого признания.
Одоевский был страстным кулинаром и угощал гостей порой весьма необычными блюдами. Его лекции о кулинарном искусстве доктора Пуфа тоже были довольно известны. Кулинарные пристрастия писателя были своеобразными. Он обожал острую пищу, в особенности разные экзотические соусы, рецепты для которых Одоевский собирал по всему миру. Его друзья даже насмешливо называли эти его соусы ядами, намекая на их чудовищную остроту.
Владимир Федорович много времени уделял благотворительности и участию в общественной жизни страны. Он был ярым противником крепостного права. Благодаря участию Одоевского были построены больницы, приюты для сирот. На протяжении всей жизни он всячески поддерживал малоимущих, не отказывал в помощи тем, кто остро в ней нуждался, и считал что самое важное для человека – быть милосердным и сострадательным к другим.
Считая, что человек должен честно исполнять свой долг везде, где бы ни находился, Одоевский всю жизнь свою добросовестно служил: и в Цензурном комитете, и в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, и в комиссиях министерства внутренних дел.
Его энциклопедические знания и огромная любовь к книге нашли, наконец, настоящее применение, когда он был назначен помощником директора Публичной библиотеки и руководителем Румянцевского музея. 25 лет трудился Одоевский в библиотечной сфере, из них 15 — в Императорской публичной библиотеке.
Последние годы жизни Одоевский провел в Москве, и смерть его застала за усиленными заботами об устройстве в Москве съезда археологов.
Одоевский умер 27 февраля 1869 г. в Москве и погребен на кладбище Донского монастыря.
После себя он не оставил ни детей, ни какого-либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена Ольга Степановна.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников интернета.
Книги В. Ф. Одоевского в библиотеках города
-
Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказка / Одоевский В. Ф. ; рис. Н. Гольц. - Санкт-Петербург : Амфора, 2011. - 39 с. - (Библиотека младшего школьника).
Библиотеки: ЦБ, ЦДБ, 4. -
Одоевский, В. Ф. Из сказок дедушки Иринея : сказка / Одоевский В. Ф. ; рис. Н. Гольц. - Москва : Детская литература, 1978. - 31 с. - (Школьная библиотека).
Библиотеки: 11. -
Одоевский, В. Ф. Мороз Иванович : сказка / Одоевский В. Ф. ; рис. И. Кузнецова. - Москва : Детская литература, 1984. - 16 с. - (Мои первые книжки).
Библиотеки: ЦДБ, 5, 12. -
Одоевский, В. Ф. Пестрые сказки ; Сказки дедушки Иринея / Одоевский В. Ф. ; вступ. ст. и коммент. В. Грекова ; худож. А. Семенов. - Москва : Художественная литература, 1993. - 272 с. - (Забытая книга).
Библиотеки: 4, 5, 7, 10, 12. -
Одоевский, В. Ф. Последний квартет Бетховена : повести, рассказы, очерки ; Одоевский в жизни / Одоевский В. Ф. - Москва : Московкий рабочий , 1987. - 399 с.
Библиотеки: ЦБ, ЦДБ, 10, 11. -
Одоевский, В. Ф. Русские ночи / Одоевский В. Ф. ; изд. подгот. Б. Ф. Егоров [и др.]. - Ленинград : Наука, 1975. - 319 с. - (Литературные памятники).
Библиотеки: ЦБ.
Что читать о В. Ф. Одоевском
-
Турьян, М. А. Странная моя судьба : о жизни Владимира Федоровича Одоевского / Турьян М. А. - Москва : Книга, 1991. - 400 с. - (Писатели о писателях).
Библиотеки: ЦБ, 3, 12. -
Шаров, А. И. Волшебники приходят к людям : книга о сказке и сказочниках / Шаров А. И. ; рис. Н. Гольц. - Москва : Детская литература, 1985. - 317 с.
Библиотеки: ЦДБ, 3, 7, 10, 11. -
Закревский, Ю. Из России в Бентамино : [фантасты ХIХ века А.Чулков, О.Сенковский, В.Одоевский] / Ю. Закревский
// Российские вести. - 2000. - 19 апр. - С. XIII прил. "Древо". -
Кулишкина, О. Н. Жанр афоризма в художественно-философском творчестве В. Ф. Одоевского 1820-х годов / О. Н. Кулишкина
// Русская литература. - 1997. - № 2. - С. 32-39.
Почитать другие публикации библиотеки №5