Новости за 2020
Как не проиграть свою жизнь?
К 90-летию публикации самого популярного русского романа В.В. Набокова «Защита Лужина», библиотека №11 предлагает читателям отправиться в литературное путешествие «Как не проиграть свою жизнь?». 16+
Набоков Владимир Владимирович
10 [22] апреля 1899 — 2 июля 1977
Автор публикации Давыдова Л.А.,
библиотека №11
Старый маэстро сидел согнувшись,
Пепел ронял на пикейный жилет,—
И нападал, пузырями раздувшись,
Неудержимый шахматный бред.
Пили друзья за здоровье маэстро,
Вспоминали, как с этой сигарой в зубах
Управлял он вслепую огромным оркестром
Незримых фигур на незримых досках
В. Набоков
«С понедельника ты будешь Лужиным», - сказал сыну писатель, автор второсортных детских книг. Что это значило? Только то, что обласканный и выпестованный сонмом гувернанток и учителей, отпрыск богатой дворянской семьи вступает во взрослую жизнь и будет учиться в училище. Этот шаг в неизвестность был страшен. И предчувствия не обманули, сверстники не признали мальчика за «своего». Он чувствовал «вокруг себя такую ненависть и такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью».
Везде он был лишним, даже дома. Там шли бесконечные разборки о рыжеволосой тёте, в которую мальчик, как и его папа, был немного влюблён. Всё изменилось в один миг, когда смешливая рыжая красавица научила мальчика играть в шахматы. Он почувствовал - таинственный кто-то наполнил его жизнь возвышенным смыслом и музыкой. Наблюдая за игрой сверстников, не зная ещё правил, мальчик неясно чувствовал, что понимает игру лучше, чем эти двое, и знает, как без потерь проникнуть в лагерь чужого короля. Вскоре незаметный Лужин обыграл лучшего игрока училища, поразив учителя географии в самое сердце.
А когда имя Лужина стало мелькать в газетах, юный вундеркинд предъявил отцу ультиматум – больше ему эта унизительная действительность в училище не нужна. Отец согласился, он понял, кто настоящий талант в семье, даже не талант – гений. И началось бесконечное триумфальное путешествие по городам Европы в сопровождении отца и жестокого антрепренёра Валентинова. Но Лужин прекрасных городов не видел, в его сознании жила только умозрительная чёрно-белая доска и комбинации, комбинации фигур на ней. Его стихия - игра, здесь он может воплотить силу, волю, нереализованную агрессию. «Стройна, отчётлива и богата приключениями была подлинная жизнь, шахматная жизнь, и с гордостью Лужин замечал, как легко ему в этой жизни властвовать, как всё в ней слушается его воли и покорно его замыслам». Особенно любил он игру вслепую, здесь он чувствовал себя гением.
Лужину нет и сорока, но он неповоротлив и сумрачен, беспомощен, одежда неопрятна, он много курит, молчалив, а если скажет, то невпопад. «У него удивительные глаза, полуприкрытые тяжёлыми веками, как бы запылённые чем-то. Но сквозь эту пыль пробивался синеватый влажный блеск, в котором было что-то безумное и привлекательное». Таким Лужина увидела сердечная, умная и красивая девушка. Никогда не встречала она подобных людей и ничего не знала о шахматах. Но глядя на тяжёлый профиль почувствовала рядом возвышенный и таинственный свет. Да, они не пара, но она твёрдо решила стать женой Лужина.
Блистательны партии гроссмейстера Лужина. Но он так устал от перенапряжения в турнирах! «Шахматы безжалостны, они держали и втягивали его. В этом был ужас, но в этом была и единственная гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат?»
Блистательно ведёт Набоков своего героя к кульминации – игре с великим Турати. Они равны, но кто победит? Набоков показывает игру так близко. И мы вместе c героем слушаем божественную музыку! «Ни с того, ни с сего, нежно запела струна. Это одна из сил Турати заняла диагональную линию. Но сразу и у Лужина тихохонько наметилась какая-то мелодия. На мгновение протрепетали таинственные возможности, … мгновенное виртуозное движение пальцев, и Лужин снял и поставил рядом на стол уже не бесплотную силу, а тяжелую желтую пешку; сверкнули в воздухе пальцы Турати, и в свою очередь опустилась на стол косная черная пешка с бликом на голове ... Но этим звукам не удалось войти в желанное сочетание, - какая-то другая, густая, низкая нота загудела в стороне… Трубными голосами перекликнулись несколько раз крупнейшие на доске силы и сразу какая-то музыкальная буря охватила доску, и Лужин упорно в ней искал нужный ему отчетливый маленький звук, чтобы в свою очередь раздуть его в громовую гармонию. Теперь все на доске дышало жизнью, все сосредоточилось на одном; на мгновение полегчало от исчезновения двух фигур, и опять - фуриозо».
Этот день был роковым. Игра прервана, Лужину сказали: «Идите пока домой». Лужин пошёл, ему казалось, что идёт в старинную русскую усадьбу, в которой счастлив был когда-то давным-давно. От перенапряжения он упал в обморок, а очнулся в больнице. Доктор и жена запрещают играть. И тогда он решил выстроить свою прошлую и нынешнюю жизнь, как шахматную игру. Это трудно, ибо противник попался достойный. С кем Лужин играет? С кем-то таинственным, кто всегда стоял за спиной. Это судьба, рок. А судьба готовит настоящую шахматную атаку, борются две сильные фигуры. Любящая жена с одной стороны и бывший антрепренёр Валентинов с другой: «Я уже договорился с Турати, это будет турнир века», - говорит соблазняющий вампир. Лишь бы не проиграть жизнь!...
Прав был когда-то И. А. Бунин говоря, что главный герой литературного произведения всегда часть личности автора. Набоков, как его герой, старался подменить гармонию жизни гармонией творчества. Ведь даже в любимом Пушкине писатель видел не символ России, не дыхание народа, а лишь феномен стиля. А что им оставалось молодым и талантливым, оставшимся без Родины, без почвы – лишь умозрительное, далёкое от жизни искусство! Ведь и одному из прототипов Лужина, четвёртому чемпиону мира по шахматам А. А. Алёхину казалось, что заграницей только шахматы дают иллюзию полнокровной жизни.
Многие скажут, что нелепый, не от мира сего, «бесчувственный» герой Набокова не вызывает сочувствия. Вызывает! Вызывает участие своей неудержимой талантливостью, артистизмом и таинственным светом, который он дарит не только невесте, но и нам читателям. Как скучна, невыносима была бы наша жизнь, не встреться нам в жизни или в литературе талантливый герой-одиночка. И ещё один тонкий юноша, писавший под певучим псевдонимом Сирин, рассказавший эту историю так виртуозно. Не случайно Бунин после прочтения «Защиты Лужина» сказал: «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня».
Советуем прочитать:
Произведения В. В. Набокова
-
Набоков, В. В. (Сиринъ В.). Собрание сочинений русского периода : в 5 т. Т. 2 : 1926-1930 : Машенька ; Король, дама, валет ; Защита Лужина ; Рассказы ; Стихотворения ; Драма ; Эссе ; Рецензии / В. В. Набоков ; сост. Н. И. Артеменко-Толстой ; предисл. А. А. Долининой ; примеч. М. Э. Маликовой. - Санкт-Петербург : Симпозиум, [Б. г.]. - 234 с. - ЦБ.
-
Набоков, В. В. Машенька ; Король, дама, валет ; Защита Лужина ; Подвиг ; Отчаяние : романы / В. В. Набоков ; сост. В. П. Старк ; худож. В. В. Медведев ; Ин-т "Открытое о-во". - Москва : Слово / Slovo, 1999. - 580 с. - (Пушкинская библиотека). - ЦБ.
-
Набоков, В. В. Романы : Машенька ; Защита Лужина ; Камера обскура ; Приглашение на казнь / В. В. Набоков ; сост., подгот. текстов, предисл. А. С. Мулярчика ; коммент. В. Л. Шохиной. - Москва : Современник, 1990. - 541 с. - ЦБ,2,3,4,5,6,7,10,12.
В. В. Набоков, о нём
-
Агеносов, В. В. Литература Russkogo зарубежья : учебник для вузов / В. В. Агеносов. - Москва : Терра : Спорт, 1998. - 543 с. : ил. - Указ имен : с. 512-539. - ЦБ.
-
Берберова, Н. Н. Бородин ; Мыс Бурь ; Повелительница ; Набоков и его "Лолита" / Н. Н. Берберова. - Москва : Издательство им. Сабашниковых, 1998. - 368 с. - ЦБ.
-
Бло, Ж. Набоков / Ж. Бло. - Санкт-Петербург : Блиц, 2000. - 238 с. - 10,12.
-
Е. Замятин, А. Н. Толстой, А. Платонов, В. Набоков : в помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам / сост. Г. Г. Красухин. - Москва : Издательство Московского государственного университета, 1997. - 136 с. - (Перечитывая классику). - ЦБ,3.
-
Зангане, Л. А. Волшебник. Набоков и счастье / Лила Азам Зангане ; пер. с англ. А. Степанова. - Москва : КоЛибри, 2013. - 253 с. - (Персона. Биографии, автобиографии, мемуары). - ЦБ,3,5,11,12.
-
Носик, Б. Мир и дар Набокова : первая русская биография писателя / Б. Носик. - Москва : Пенаты, 1995. - 550 с. : ил. - ЦБ.
-
Шаховская, З. А. В поисках Набокова. Отражение / З. А. Шаховская. - Москва : Книга, 1991. - 319 с. - ЦБ,7,12.
О романе В. В. Набокова "Защита Лужина"
-
Злочевская, А. В. "Защита Лужина": загадка героя и проблемы творчества / А. В. Злочевская // Вопросы литературы. - 2017. - № 5. - С. 288-318.
-
Бобырева, Н. Н. Художественные функции шахматной терминологии в романе В. Набокова "Защита Лужина" / Н. Н. Бобырева // Филология и культура. - 2016. - № 4 (46). - С. 123-128.
-
Белоусова, Е. Г. Стиль романов В. В. Набокова "Машенька" и "Защита Лужина" / Е. Г. Белоусова // Русская речь. - 2014. - № 3. - С. 26-31.
-
Вострикова, А. В. Бегство от жизни : роман В. В. Набокова "Защита Лужина" / А. В. Вострикова // Литература в школе. - 2007. - № 1. - С. 21-24.
-
Карпов, Н. А. Фабула об игроке в "Защите Лужина" В. Набокова / Н. А. Карпов // Русская литература. - 2002. - № 1. - С. 206-210.