МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

Чудодейственные мелодии Яна Френкеля

3 ноября 2020

Загадочный мир фотографии: история фотоискусства21 ноября исполняется 100 лет со дня рождения советского композитора-песенника, певца и музыканта, народного артиста СССР – Яна Абрамовича Френкеля. Ян Френкель оставил о себе добрую память, и не только в музыке. Все, кто его знал, говорили: более душевного и теплого человека не найти.

 

Ян Френкель (1920 - 1989)

Автор материала Погадаева Т. А.,
библиотека №11


Над загадкой его песен бились многие критики. Почему эти мелодии, вроде бы простые и незамысловатые, так трогают душу, почему их хочется слушать вновь и вновь? Возможно, все дело в том, что чуткий слух Яна Френкеля улавливал звучание самой жизни, музыку своей эпохи.

Чудодейственные мелодии Яна ФренкеляОтец Яна был парикмахером и увлекался игрой на скрипке. Когда 21 ноября 1920 (по другим данным - 1925-го) года на свет появился долгожданный наследник, Абрам Натанович решил: мальчик будет великим скрипачом. Поначалу обучал его сам по жесткой и оригинальной методике. С четырех лет Ян дни напролет проводил в парикмахерской: отец стриг клиентов в одной комнате, а он играл на скрипке в соседней. Дверь была приоткрыта, и родитель слышал каждый звук. Если сын фальшивил, отец извинялся перед клиентом, шел к Яну и давал оплеуху.

Ян рос болезненным ребенком - у него были слабые легкие. Детство прошло в больницах и санаториях, что, впрочем, не мешало ему продолжать занятия музыкой. В Киеве, куда семья переехала из Запорожской области, Яна без экзаменов приняли в музыкальную школу сразу в третий класс. А в 1938 году он поступил в Киевскую консерваторию.

Окончить ее не дала война. Френкель решил отправиться на фронт добровольцем, однако комиссию не прошел: врачи обнаружили у долговязого скрипача множество проблем со здоровьем. И все же он добился своего - стал курсантом Оренбургского зенитного училища и в 1942 году попал на фронт.

Всего год он провел под пулями и снарядами, после чего получил тяжелейшее ранение. Военврач в госпитале лишь вздыхал, осматривая безнадежного пациента, но произошло чудо: боец пошел на поправку и даже стал артистом фронтовой концертной бригады. Играл на аккордеоне, скрипке и фортепиано, пел - поддерживал боевой дух солдат как мог. Тогда же он написал и свою первую песню - «Шел пилот по переулку». Она родилась сама собой, а у Френкеля словно выросли крылья. Ян понял: это то, чему он хотел бы посвятить жизнь.

Чудодейственные мелодии Яна ФренкеляПосле войны Ян переехал в Москву. В крошечной комнатке в коммуналке, где он поселился, главным предметом мебели был рояль, взятый напрокат. Начинающий композитор по вечерам играл в ресторанах, а днем писал аранжировки чужих песен. Он готов был взяться за любую работу, лишь бы обеспечить приемлемое существование семье. А женился Ян почти на принцессе: актриса Наталия Лорис-Меликова происходила из старинного армянского дворянского рода. Вскоре в семействе случилось пополнение - родилась дочь Нина.

Создавая мелодию, Ян Френкель был полностью сосредоточен, ему требовалась абсолютная тишина. Он выгадывал моменты, когда дочка отправлялась в детский сад, жена же старалась в это время уйти из дома или сидела на кухне. Порой ей часами приходилось  ждать у двери в комнату, но потревожить мужа она не могла - знала, насколько для него важна работа.

Конечно, соседи по коммуналке были недовольны тем, что за стеной то и дело звучит музыка. Но, когда к композитору пришла слава и «на огонек» стали заходить известные певцы, музыканты и даже космонавты, они начали гордиться таким соседством. В комнатушке с огромным роялем родилось немало шедевров, любимых народом до сих пор. И через много лет, когда Ян Абрамович наконец получил отдельную квартиру, его провожали всем домом.

Аранжировки у Яна Френкеля получались превосходные, известные композиторы буквально передавали его «из рук в руки». Когда он решил писать собственную музыку и оставил аранжировку, некоторые из бывших заказчиков затаили обиду. И их можно понять: где еще они найдут человека, так тонко чувствующего оркестр?

 

 

Карьера Френкеля набирала обороты постепенно. Сначала его приглашали на озвучивание радиоспектаклей, позже он стал создавать музыку к мультфильмам, а в 1965 году написал щемящий и трогательный «Вальс расставания» для картины «Женщины». Режиссер фильма Павел Любимов, впервые прослушав песню, произнес: «Мотив простой, но какой-то чудодейственный». Эти слова можно отнести ко всем мелодиям Яна Френкеля.

Чудодейственные мелодии Яна ФренкеляДальше была работа над «Новыми приключениями неуловимых», которые уже не представить без тревожной и жизнеутверждающей музыки Френкеля. Потом последовали «Приключения желтого чемоданчика», «Неисправимый лгун», «Анискин и Фантомас», «Вылет задерживается» и многие другие. Композитор писал для нескольких фильмов в год, не забывая и о песнях. Некоторые из них рождались за одну ночь, над другими приходилось корпеть месяцами.

Сочинив песню, Ян Абрамович немедленно должен был поделиться с коллегами, друзьями. О его ночных звонках ходило немало забавных историй. Он мог позвонить под утро бывшему соседу по коммуналке и, смущаясь и волнуясь, сказать: «Песню написал. Хочешь послушать?» После этого клал трубку на рояль и начинал играть или, когда боялся разбудить домашних, просто напевал мелодию своим глубоким, грустным баритоном.

Музыка Яна Френкеля отличается мелодичностью, искренностью и задушевностью интонации. В 1968 году в фильме «Новые приключения неуловимых» впервые прозвучала знаменитая песня «Русское поле». Там же сам композитор сыграл скрипача. Фильм полюбился зрителям, а вместе с ним запала в душу и песня на слова Инны Гофф. Интересно, что мелодию «Русского поля» композитор создал до того, как были написаны стихи. Музыкой он передал и звенящий солнечный полдень, разлившийся над бескрайним полем, и радость от встречи с родиной, и пение степных птиц. В фильме песня звучала из уст белогвардейского офицера Перова, после революции собиравшегося бежать из России. Первая запись песни «Русское поле» была сделана в исполнении певца Юрия Гуляева и стала его визитной карточкой.

 

 

Люди редко знают в лицо авторов любимых песен, но Френкеля узнавали всегда. Поклонники подходили к нему на улице, благодарили, просили автограф. А он держал себя с истинно королевским величием и благодушием. Двухметровый статный великан, с роскошными густыми усами, живым взглядом и улыбкой мгновенно располагал к себе окружающих. Эдуард Успенский признавался, что именно с него написал доброго и деликатного крокодила Гену.

Народ его обожал, а чиновники постоянно ставили палки в колеса - обвиняли в примитивности, мещанстве, идеологической беспомощности. Многие из песен приходилось утверждать с боем. Однажды его чуть не исключили из Союза композиторов. Песню «Текстильный городок» разгромили на заседании в пух и прах. Автор уже и не надеялся на благополучный исход, но пришел Дмитрий Шостакович и произнес: «Очень мелодично…»

 

 

Одной фразы мэтра хватило, чтобы Яна Френкеля на некоторое время оставили в покое. Позже партийные функционеры едва не запретили реквием по погибшим солдатам - трогательную и печальную песню «Журавли», напоминающую молитву. Она появилась благодаря Марку Бернесу. Как-то в журнале «Новый мир» ему на глаза попалось стихотворение Расула Гамзатова «Журавли» в переводе  Наума Гребнёва. Артист сразу понял: из этого произведения может получиться искренняя, пронзительная песня, и обратился к Яну Абрамовичу, с которым прежде не раз сотрудничал.

Фронтовик Ян Френкель, потерявший на войне многих друзей, сразу почувствовал нерв стихотворения. Работа шла тяжело. Бернес подгонял композитора, а тот перебирал вариант за вариантом, прежде чем остановился на том, который стал достойным таких стихов. Марк Наумович торопился не просто так: он знал, что умирает, и хотел успеть записать последнюю в своей жизни песню. Она звучала и на похоронах певца. А через 20 лет под песню «Журавли» провожали в последний путь самого Френкеля.

В конце 1980-х врачи обнаружили у композитора скоротечный рак легких. Болезнь прогрессировала быстро, Ян Абрамович терял силы, с трудом передвигался, не мог нормально спать и принимать пищу. Но страстно хотел жить, хотел продолжать писать музыку. В надежде на лучшее он решил сменить климат - перебрался в Латвию, к Балтийскому морю, которое любил всегда. Но в этот раз чуда не случилось: 25 августа 1989 года Яна Френкеля не стало.

 

 
 
Советуем почитать:
 
Журбинская, Т. К.
   Ян Френкель / Т. К. Журбинская. - Москва : Советский композитор, 1988. - 109 с. : ил., нот. - (Портреты советских композиторов). - ЦБ.
 

Подготовлено по материалам сайта: https://biography-life.ru/

 

ВЕРНУТЬСЯ НА НОЧЬ ИСКУССТВ

Ночь искусств 2020


Вернуться