Новости за 2020
Загадочный мир фотографии: история фотоискусства
Желание сохранить красоту стремительной жизни сотворило поразительный вид искусства – фотографию. Прошлое фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения мечты в реальность. Она помогает фиксировать и сохранять изображения окружающих нас явлений и предметов. Фотография, как вид изобразительного искусства позитивно влияет на развитие современной культуры.
«В наше время все существует ради того, чтобы окончиться фотографией.
Фотография мумифицирует время».
Анри Базен
Автор материала Кашина М.Ю.
Библиотека №6
Желание сохранить красоту стремительной жизни сотворило поразительный вид искусства – фотографию. Прошлое фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения мечты в реальность. Она помогает фиксировать и сохранять изображения окружающих нас явлений и предметов. Фотография, как вид изобразительного искусства позитивно влияет на развитие современной культуры.
Ее историю многие сравнивают с интересным романом, действие которого разворачивается в декорациях многообразных исторических времен и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. Началом для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до нашей эры он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисовал на стене тот пейзаж, который был виден за окном.
Советуем почитать: Головня, И. А. С чего начиналась фотография
Головня, И. А. С чего начиналась фотография / И. А. Головня. - Москва : Знание, 1991. - 175 с. : ил. - ЦБ,10,12. |
Изображение получалось перевернутым и очень тусклым, но воспроизводило картину без искажений. В конце X века в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (в переводе с латинского языка, « темная комната») – приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Ее конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку.
Изображения стали гораздо ярче, поэтому устройство назвали camera lucina (в переводе с латинского языка, «светлая комната»). Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.
Впервые это удалось сделать лишь в XIX веке французу Жозефу Нисефору Ньепсу, который начал покрывать металлические пластинки битумным лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени – в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравюре. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6–8 часов на ярком солнце.
Советуем почитать: Чибисов, К. В. Очерки по истории фотографии
Чибисов, К. В. Очерки по истории фотографии / К. В. Чибисов ; вступ. ст. В. И. Шеберстова. - Москва : Искусство, 1987. - 255 с. : ил. - ЦБ,2,5,10,12. |
Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3–4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагерротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.
Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот. Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал «калотипией» (с греческого языка, «прекрасный отпечаток»). Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. Так же большой вклад в развитие русской фотосъемки внесли: Сергей Левицкий, (предложивший ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков). В Перми в начале 1860 года работал лишь один мастер-фотограф с помощником.
Советуем почитать: Чибисов, К. В. Фотография в прошлом, настоящем и будущем
Чибисов, К. В. Фотография в прошлом, настоящем и будущем / К. В. Чибисов, В. И. Шеберстов, А. А. Слуцкин ; отв. ред. и авт. предисл. Ю. А. Бреслав. - Москва : Наука, 1988. - 175 с. : ил. - (Наука и технический прогресс). - ЦБ,11. |
Кем же он был, пионер фотографии Перми? На приоритет в этой сфере может претендовать Константин Федорович Чайковский. Этот предприимчивый выходец из крестьян сумел открыть новое дело еще в 1855 году, то есть, на три года раньше дагеротипии господина Вольфа, проезжего фотографа, который изготовлял по заказам состоятельных пермяков изображения (портреты) на зеркальной амальгаме.
В шестидесятых годах появились уже настоящие фотографии (фотоателье) - мещанина Степана Васильевича Рылова (1860 г.), Морица Гейнриха (1861) и других. Самые известные фотографии оставлены потомкам как раз этими мастерами-первопроходцами. Степан Рылов, например, сделал оригинальный «стерео-портрет» (один человек в разном возрасте) инженера-технолога Николая Новокрещенных, который стал еще и археологом и одним из организаторов научно-промышленного музея. Вслед за портретами получили широкую популярность пейзажи, в этом жанре особенно преуспели К. Чайковский и А. Якунин.
Зарождение пермской фотографии тесно связано с именем необычной личности – Морица Григорьевича Гейнриха-Ротони, выходца из венгерских графов, участника национально-освободительного восстания 1848 года. Приехав в Пермь, этот вольнодумец задумал создать «стеклянную фотографическую галерею» под названием «Идеал» еще в конце 1860-х, но разрешение получил в 1877 году. Его фотокарточки украшал герб рода Ротони с надписью HUNGARIA. Мориц шутил по поводу своего происхождения: «Стал фотографом, чтобы быть хоть каким-то графом». Фотограф из него получился лучший на Урале. Дом Любимова (на углу улицы Сибирской-Пермской), в которой находилась фотография графа, был перестроен.
Советуем почитать: Гладышев, В. Да будет светопись!
Гладышев, В. Да будет светопись! : [о становлении фотографии в Перми, о вкладе наших мастеров в развитие этого вида искусства] / В. Гладышев // Мы - земляки. - 2013. - № 9. - С. 30-33. - (290-летию Перми посвящается). |
В период бурного развития промышленности, в Перми появилось почти одновременно сразу несколько фотографий. Одну из первых, хорошо оснащенных и профессиональных мастерских (салонов) создал Александр Якунин. Он начал свою деятельность с 1875 года, еще «бродячим» фотографом. Центральная фотография Якунина была известна каждому пермяку, находилась она в одном квартале, сначала в доме на ул. Петропавловская, 20, а затем в двух деревянных зданиях, построенных А.А. Якуниным по ул. Покровская (Ленина), 17. К старейшинам пермской художественной фотографии относился и Анатолий Москвин.
В начале века появились первые цветные (на самом деле только подкрашенные снимки). В 1910 году в Перми и на Урале побывал фотограф Сергей Прокудин-Горский, который по заказу императорского двора снимал виды городов. Главной целью фотографа было, конечно, посещение Ныроба, где он запечатлел исторические места, связанные с боярином Михаилом Никитичем Романовым, дядей первого царя. С этого исторического заказа начинается отсчет цветной фотографии как искусства. В дальнейшем фотография приобретала все большее и большее влияние. К делу присоединились братья Люмьер (создатели кинематографа), выпустившие специальные фотопластины для получения цветных фотографий, которые вошли в широкое распространение и вывели фотодело за пределы лабораторий и дали ему дорогу в жизнь.
ВИКТОРИНА!
Приглашаем принять участие!
ВЕРНУТЬСЯ НА НОЧЬ ИСКУССТВ