МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

Перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств

15 октября 2020

Перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельствВ год 75-летия Великой Победы библиотека № 11 представляет литературный час, посвященный 50-летию публикации одной из самых известных книг о войне – повести Василя Быкова «Сотников».

 

Василь Быков Л. Шепитько на съемках фильма Кадр из фильма

 

Автор материала Давыдова Л.А,
библиотека №11

Василь Быков (1924-2003)

О войне написано много. Для кого-то это книги «о доблести, о подвигах, о славе», для кого-то исповедь о страшной «окопной правде».

Василь Быков, дважды раненый, выживший чудом, вытянул эту войну до конца. Быков – белорус и потому военная тема – тема его жизни. Это история Белоруссии, по которой война прокатилась кровавым катком, это трагедия народа и каждого отдельного человека, оказавшегося в бесчеловечных обстоятельствах оккупации. Когда сжигались целые деревни, когда сосед – деревенский силач вдруг становился палачом, ломающим пальцы, выдирающим ногти на допросах, а безобидный работник клуба умным и жестоким следователем по борьбе с партизанами. И каждый, абсолютно каждый должен решить для себя вопрос: кто, есть кто, и кто ты – человек или «человеческое дерьмо»? И какой ценой платить за простое счастье – жить?

Быков, как когда-то Достоевский ставит своих героев в положения «почти фантастические и исключительные», требующие высшего, на пределе человеческих возможностей, напряжения физических и нравственных сил. С трагедийно-обострённой напряжённостью это показано в лучшей работе писателя – повести «Сотников».

Однажды в 1944, в освобождённой Румынии, Быков среди пленных немцев и власовцев увидел бывшего сослуживца, которого считали убитым. «Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою, он не был убит, а попал в плен. В лагере сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. Но не перебежал, а вынужден был стрелять по своим».

«Кожей и нервами» почувствовал писатель историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале жизни в оккупации». «Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно», – говорит Быков. 

Итак, партизаны Рыбак и Сотников отправлены командиром за продуктами для обескровленного, истощённого отряда. Николай Рыбак – ловкий, умелый, свой в доску, смелый парень. Ему деревенскому человеку дорого то тепло, которым пахнёт на каждого входящего в крестьянский дом. Ради него, этого крестьянского дома и ещё для спасения двух девочек подставил он когда-то свое детское тельце под обвал огромного воза.

 А Сотников – человек гордый и прямой, отличный стрелок и надёжный товарищ, но сейчас он Рыбаку только обуза: заболел, идти не может, беспрестанно кашляет. Непрестанный кашель за спиной вселяет в Рыбака дурные предчувствия. Да, им не повезло. Хутор, куда они направлялись, сожжён фашистами, заблудившись, они встретились с полицаями, один из полицаев ранен, но ранен и Сотников. Стремительно развиваются события. Партизаны вместе с хозяйкой дома, где они скрывались, схвачены полицаями.

 

Василь Быков. Книги Василь Быков. Книги Василь Быков. Книги Василь Быков. Книги Василь Быков. Книги Василь Быков. Книги

 

«Ликвидация» – так звучало первоначальное название повести. Ликвидация партизан и их помощников – показательная акция фашистов для жителей села – итог повести. А перед ней допрос и пытки Сотникова, допросы Рыбака, старосты, девочки-еврейки Баси и крестьянки Демчихи. Каждый в последнюю ночь перед ликвидацией думает о своём. Измученный пытками и болезнью Сотников, сознающий вину перед остальными, думает, как спасти их и умереть достойно солдата. Бася горько, по-детски плачет, вспоминая допрос, а потом бесхитростно рассказывает, как она пряталась в кусте ивы, когда вели её родных на ликвидацию, как жила, пока староста не спрятал её в подвале своего дома. Староста думает, что он наконец-то реабилитирован перед своей совестью и односельчанами и умрёт, как велит «Библия», по-человечески. Демчиха – как там её малые детки, что теперь с ними будет? Только Рыбак мечтает сохранить своё достоинство, обмануть врагов и любой ценой жить, жить! Он ещё не знает – так не получится. Символично, что писатель показывает крыс, бегающих в подвале рядом со смертниками, вызывая у них чувство брезгливости и страха.

В утро ликвидации было сделано два заявления: одно очень наивное – о принятии Сотниковым всей вины на себя и просьбой отпустить невиновных. Второе, прагматичное – о желании Рыбака работать в рядах полицаев. Оно было удовлетворено, и развязаны были руки Рыбака для участия в казни. Ликвидация – кульминационный итог всей книги, наполнена напряжением до предела. К каким открытиям пришёл двадцатишестилетний офицер Красной Армии, вычислил ли для себя формулу бессмертия, мы узнаем, прочитав последние главы повести.
И вот на шею накинута петля, боялся ли он? Боялся! Как бы ища помощи и защиты, лихорадочно вглядывался Сотников в лица людей, и помощь пришла. «Его внимание остановилось на тонковатой фигурке мальчика лет двенадцати в низко надвинутой на лоб старой армейской будёновке. Тесно запахнувшись в какую-то одежду, мальчонка глубоко в рукава вбирал озябшие руки и дрожал от стужи или от страха, с детской завороженностью на бледном личике следя за происходящем под виселицей… вскоре перехватив его взгляд, Сотников уловил в нём столько безутешного горя и столько сочувствия к ним, что не удержался и одними глазами улыбнулся мальцу – ничего, браток». «Ну вот и всё», – отметил Сотников…». Колода под ним в ослабевших руках Рыбака опять пошатнулась.

А Рыбак после казни, пристроившись к колонне полицаев, с ужасом понимает, дороги из этого строя нет. И хотя его оставили в живых, в некотором отношении тоже ликвидировали. Что ему остаётся? Только вздёрнуться в вонючем туалете, и на это тоже ни сил, ни возможности нет. Придётся служить. Это тоже трагедия.

 

Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько

 

Замечательную очень жесткую драматичную книгу о смысле жизни и ответственности написал Василь Быков, но «Сотников», как всё творчество писателя – завещание будущим поколениям. "От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете, именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте...", – напишет позже В. Быков.

По числу экранизаций В. Быков среди писателей-фронтовиков, наверное, рекордсмен. Самой лучшей экранизацией писатель называл фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько. Этот фильм – прекрасная иллюстрация повести «Сотников», дополненная талантом режиссера. Не сказать о нём нельзя.

У повести два названия, Шепитько даёт третье – «Восхождение». Это обжигающе философская притча. На своих героев режиссер примеривает образы Христа, Иуды, Каифы. Ибо вечные вопросы: о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о проявлении внутренней силы человека и упоении насилием стары как мир. И каждый шаг в этой драме ведёт либо вверх, либо вниз. Блестящую команду актёров собрала Шепитько. Как всегда, непревзойдённо хорош Анатолий Солоницын. Для его героя, следователя Портнова, люди – «человеческое дерьмо», стоит только надавить, как оно выскочит. Но как жалко, скорбно и торжествующе его лицо, когда ожидания не оправдываются. Многогранна, насыщенна, трагична игра Владимира Гостюхина: Рыбак в исполнении актёра так человечен, драматичен, что невольно начинаешь сочувствовать ему. Благородно-возвышенное прекрасное лицо у Сотникова в исполнении Бориса Плотникова – лицо Христа. С пафосом и в тоже время трогательно говорит Сотников слова, которых в повести нет. «Сотников меня зовут, Борис Андреич, у меня есть отец, мать, Родина».

«Почему мы победили в этой страшной войне?», – спрашивают авторы книги и фильма. На вопрос отвечает фамилия героя. Таких Сотниковых в нашей стране были сотни.

 

Советуем прочитать

 

Произведения Василя Быкова

  • Быков, В. В. Альпийская баллада ; Сотников : повести / В. В. Быков. - Москва : Воениздат, 1986. - 256 с. - (Школьная библиотека). - 5,11.
  • Быков, В. В. Карьер : роман ; Сотников : повесть ; Обелиск в Северинке : очерк / В. В. Быков. - Москва : Правда, 1988. - 224 с. - (Библиотека журнала "Знамя"). - ЦБ,7.
  • Быков, В. В. Обелиск ; Сотников : повести : пер. с белорус. / В. В. Быков ; ил. П. Пинкисевича. - Москва : Детская литература, 2015. - 271 с. - (Школьная библиотека). - 3,10,11.
  • Быков, В. В. Повести : Дожить до рассвета ; Его батальон ; Сотников / В. В. Быков ; худож. В. Челак. - Москва : Пушкинская библиотека : АСТ : Астрель, 2005. - 525 с. - (Внеклассное чтение). - ЦДБ,3,4,5,6,9.
  • Быков, В. В. Сотников ; Дожить до рассвета ; Волчья стая : повести / В. В. Быков. - Москва : Вече, 2004. - 381 с. - ЦБ.
  • Быков, В. В. Сотников ; Обелиск ; Дожить до рассвета ; Пойти и не вернуться : повести : перевод с белорусского / В. В. Быков ; худож. Г. Поплавский . - Москва : Художественная литература, 1984. - 374 с. : ил. - ЦБ.
  • Быков, В. В. Третья ракета ; Сотников ; Обелиск ; Дожить до рассвета ; Его батальон : повести : перевод с белорусского / В. В. Быков. - Москва : Советский писатель, 1986. - 592 с. : 1 л. портр. - 5,10,11,12,ЦДБ.

Василь Быков, о нём

  • Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая ; АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва : Наука, 1983. - 191 с. - ЦБ.
  • Дедков, И. А. Василь Быков : очерк творчества / И. А. Дедков. - Москва : Советский писатель, 1980. - 288 с., 1 л. портр. - ЦБ,3,12.
  • Дедков, И. А. Василь Быков : повесть о человеке, который выстоял / И. А. Дедков. - Москва : Советский писатель, 1990. - 311 с. : 1 л. портр. - ЦБ,3,5,7,12.
  • Лазарев, Л. И. Василь Быков : очерк творчества / Л. И. Лазарев. - Москва : Художественная литература, 1979. - 208 с. - ЦБ7,10.
  • Шагалов, А. А. Василь Быков : повести о войне / А. А. Шагалов. - Москва : Художественная литература, 1989. - 302 с. - 3,7,11,12.

Публикации о жизни и творчестве Василя Быкова

  • Кутейникова, Н. Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками : размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их / Н. Е. Кутейникова // Литература в школе. - 2014. - № 5. - С. 21-27. - (Поиск. Опыт. Мастерство).
  • Холодяков, И. В. Повесть Василя Быкова "Дожить до рассвета" / И. В. Холодяков // Литература в школе. - 2014. - № 3. - С. 24-28. - (Поиск. Опыт. Мастерство).
  • Учамбрина, И. А. "Наука жить достойно" : урок по повести Василя Быкова "Альпийская баллада" / И. А. Учамбрина // Литература в школе. - 2005. - № 5. - С. 36-39.
  • Карасти, Р. "Пацан, беги!" : [о творчестве Василя Быкова] / Р. Карасти // Звезда. - 2004. - № 7. - С. 216-224.
  • Лазарев, Л. Правда останется : о Василе Быкове / Л. Лазарев // Знамя. - 2003. - № 12. - С. 113-124.
  • Ермолин, Е. Солдат и домашнее зло : памяти Василя Быкова / Е. Ермолин // Континент. - 2003. - № 117 (3(июль-сент.). - С. 372-379.
  • Дмитриева, Л. Отсекая лишнее : впечатления от спектакля "Сотников" в постановке Дмитрия Хомякова / Л. Дмитриева // Березники вечерние. - 2002. - 18 апр. - С. 3.
  • Липневич, В. Волчья яма, или Стрелок в именном окопе : [о творчестве Василя Быкова] / В. Липневич // Новый мир. - 2002. - № 4. - С. 165-170.
  • Холодяков, И. В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы XX века / И. В. Холодяков // Литература в школе. - 2004. - № 4. - С. 115-18.
     
Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько

 

 


 


Вернуться