Новости за 2020
Перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств
В год 75-летия Великой Победы библиотека № 11 представляет литературный час, посвященный 50-летию публикации одной из самых известных книг о войне – повести Василя Быкова «Сотников».
Автор материала Давыдова Л.А,
библиотека №11
Василь Быков (1924-2003)
О войне написано много. Для кого-то это книги «о доблести, о подвигах, о славе», для кого-то исповедь о страшной «окопной правде».
Василь Быков, дважды раненый, выживший чудом, вытянул эту войну до конца. Быков – белорус и потому военная тема – тема его жизни. Это история Белоруссии, по которой война прокатилась кровавым катком, это трагедия народа и каждого отдельного человека, оказавшегося в бесчеловечных обстоятельствах оккупации. Когда сжигались целые деревни, когда сосед – деревенский силач вдруг становился палачом, ломающим пальцы, выдирающим ногти на допросах, а безобидный работник клуба умным и жестоким следователем по борьбе с партизанами. И каждый, абсолютно каждый должен решить для себя вопрос: кто, есть кто, и кто ты – человек или «человеческое дерьмо»? И какой ценой платить за простое счастье – жить?
Быков, как когда-то Достоевский ставит своих героев в положения «почти фантастические и исключительные», требующие высшего, на пределе человеческих возможностей, напряжения физических и нравственных сил. С трагедийно-обострённой напряжённостью это показано в лучшей работе писателя – повести «Сотников».
Однажды в 1944, в освобождённой Румынии, Быков среди пленных немцев и власовцев увидел бывшего сослуживца, которого считали убитым. «Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою, он не был убит, а попал в плен. В лагере сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. Но не перебежал, а вынужден был стрелять по своим».
«Кожей и нервами» почувствовал писатель историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале жизни в оккупации». «Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно», – говорит Быков.
Итак, партизаны Рыбак и Сотников отправлены командиром за продуктами для обескровленного, истощённого отряда. Николай Рыбак – ловкий, умелый, свой в доску, смелый парень. Ему деревенскому человеку дорого то тепло, которым пахнёт на каждого входящего в крестьянский дом. Ради него, этого крестьянского дома и ещё для спасения двух девочек подставил он когда-то свое детское тельце под обвал огромного воза.
А Сотников – человек гордый и прямой, отличный стрелок и надёжный товарищ, но сейчас он Рыбаку только обуза: заболел, идти не может, беспрестанно кашляет. Непрестанный кашель за спиной вселяет в Рыбака дурные предчувствия. Да, им не повезло. Хутор, куда они направлялись, сожжён фашистами, заблудившись, они встретились с полицаями, один из полицаев ранен, но ранен и Сотников. Стремительно развиваются события. Партизаны вместе с хозяйкой дома, где они скрывались, схвачены полицаями.
«Ликвидация» – так звучало первоначальное название повести. Ликвидация партизан и их помощников – показательная акция фашистов для жителей села – итог повести. А перед ней допрос и пытки Сотникова, допросы Рыбака, старосты, девочки-еврейки Баси и крестьянки Демчихи. Каждый в последнюю ночь перед ликвидацией думает о своём. Измученный пытками и болезнью Сотников, сознающий вину перед остальными, думает, как спасти их и умереть достойно солдата. Бася горько, по-детски плачет, вспоминая допрос, а потом бесхитростно рассказывает, как она пряталась в кусте ивы, когда вели её родных на ликвидацию, как жила, пока староста не спрятал её в подвале своего дома. Староста думает, что он наконец-то реабилитирован перед своей совестью и односельчанами и умрёт, как велит «Библия», по-человечески. Демчиха – как там её малые детки, что теперь с ними будет? Только Рыбак мечтает сохранить своё достоинство, обмануть врагов и любой ценой жить, жить! Он ещё не знает – так не получится. Символично, что писатель показывает крыс, бегающих в подвале рядом со смертниками, вызывая у них чувство брезгливости и страха.
В утро ликвидации было сделано два заявления: одно очень наивное – о принятии Сотниковым всей вины на себя и просьбой отпустить невиновных. Второе, прагматичное – о желании Рыбака работать в рядах полицаев. Оно было удовлетворено, и развязаны были руки Рыбака для участия в казни. Ликвидация – кульминационный итог всей книги, наполнена напряжением до предела. К каким открытиям пришёл двадцатишестилетний офицер Красной Армии, вычислил ли для себя формулу бессмертия, мы узнаем, прочитав последние главы повести.
И вот на шею накинута петля, боялся ли он? Боялся! Как бы ища помощи и защиты, лихорадочно вглядывался Сотников в лица людей, и помощь пришла. «Его внимание остановилось на тонковатой фигурке мальчика лет двенадцати в низко надвинутой на лоб старой армейской будёновке. Тесно запахнувшись в какую-то одежду, мальчонка глубоко в рукава вбирал озябшие руки и дрожал от стужи или от страха, с детской завороженностью на бледном личике следя за происходящем под виселицей… вскоре перехватив его взгляд, Сотников уловил в нём столько безутешного горя и столько сочувствия к ним, что не удержался и одними глазами улыбнулся мальцу – ничего, браток». «Ну вот и всё», – отметил Сотников…». Колода под ним в ослабевших руках Рыбака опять пошатнулась.
А Рыбак после казни, пристроившись к колонне полицаев, с ужасом понимает, дороги из этого строя нет. И хотя его оставили в живых, в некотором отношении тоже ликвидировали. Что ему остаётся? Только вздёрнуться в вонючем туалете, и на это тоже ни сил, ни возможности нет. Придётся служить. Это тоже трагедия.
Замечательную очень жесткую драматичную книгу о смысле жизни и ответственности написал Василь Быков, но «Сотников», как всё творчество писателя – завещание будущим поколениям. "От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете, именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте...", – напишет позже В. Быков.
По числу экранизаций В. Быков среди писателей-фронтовиков, наверное, рекордсмен. Самой лучшей экранизацией писатель называл фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько. Этот фильм – прекрасная иллюстрация повести «Сотников», дополненная талантом режиссера. Не сказать о нём нельзя.
У повести два названия, Шепитько даёт третье – «Восхождение». Это обжигающе философская притча. На своих героев режиссер примеривает образы Христа, Иуды, Каифы. Ибо вечные вопросы: о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о проявлении внутренней силы человека и упоении насилием стары как мир. И каждый шаг в этой драме ведёт либо вверх, либо вниз. Блестящую команду актёров собрала Шепитько. Как всегда, непревзойдённо хорош Анатолий Солоницын. Для его героя, следователя Портнова, люди – «человеческое дерьмо», стоит только надавить, как оно выскочит. Но как жалко, скорбно и торжествующе его лицо, когда ожидания не оправдываются. Многогранна, насыщенна, трагична игра Владимира Гостюхина: Рыбак в исполнении актёра так человечен, драматичен, что невольно начинаешь сочувствовать ему. Благородно-возвышенное прекрасное лицо у Сотникова в исполнении Бориса Плотникова – лицо Христа. С пафосом и в тоже время трогательно говорит Сотников слова, которых в повести нет. «Сотников меня зовут, Борис Андреич, у меня есть отец, мать, Родина».
«Почему мы победили в этой страшной войне?», – спрашивают авторы книги и фильма. На вопрос отвечает фамилия героя. Таких Сотниковых в нашей стране были сотни.
Советуем прочитать
Произведения Василя Быкова
-
Быков, В. В. Альпийская баллада ; Сотников : повести / В. В. Быков. - Москва : Воениздат, 1986. - 256 с. - (Школьная библиотека). - 5,11.
-
Быков, В. В. Карьер : роман ; Сотников : повесть ; Обелиск в Северинке : очерк / В. В. Быков. - Москва : Правда, 1988. - 224 с. - (Библиотека журнала "Знамя"). - ЦБ,7.
-
Быков, В. В. Обелиск ; Сотников : повести : пер. с белорус. / В. В. Быков ; ил. П. Пинкисевича. - Москва : Детская литература, 2015. - 271 с. - (Школьная библиотека). - 3,10,11.
-
Быков, В. В. Повести : Дожить до рассвета ; Его батальон ; Сотников / В. В. Быков ; худож. В. Челак. - Москва : Пушкинская библиотека : АСТ : Астрель, 2005. - 525 с. - (Внеклассное чтение). - ЦДБ,3,4,5,6,9.
-
Быков, В. В. Сотников ; Дожить до рассвета ; Волчья стая : повести / В. В. Быков. - Москва : Вече, 2004. - 381 с. - ЦБ.
-
Быков, В. В. Сотников ; Обелиск ; Дожить до рассвета ; Пойти и не вернуться : повести : перевод с белорусского / В. В. Быков ; худож. Г. Поплавский . - Москва : Художественная литература, 1984. - 374 с. : ил. - ЦБ.
-
Быков, В. В. Третья ракета ; Сотников ; Обелиск ; Дожить до рассвета ; Его батальон : повести : перевод с белорусского / В. В. Быков. - Москва : Советский писатель, 1986. - 592 с. : 1 л. портр. - 5,10,11,12,ЦДБ.
Василь Быков, о нём
-
Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая ; АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва : Наука, 1983. - 191 с. - ЦБ.
-
Дедков, И. А. Василь Быков : очерк творчества / И. А. Дедков. - Москва : Советский писатель, 1980. - 288 с., 1 л. портр. - ЦБ,3,12.
-
Дедков, И. А. Василь Быков : повесть о человеке, который выстоял / И. А. Дедков. - Москва : Советский писатель, 1990. - 311 с. : 1 л. портр. - ЦБ,3,5,7,12.
-
Лазарев, Л. И. Василь Быков : очерк творчества / Л. И. Лазарев. - Москва : Художественная литература, 1979. - 208 с. - ЦБ7,10.
-
Шагалов, А. А. Василь Быков : повести о войне / А. А. Шагалов. - Москва : Художественная литература, 1989. - 302 с. - 3,7,11,12.
Публикации о жизни и творчестве Василя Быкова
-
Кутейникова, Н. Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками : размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их / Н. Е. Кутейникова // Литература в школе. - 2014. - № 5. - С. 21-27. - (Поиск. Опыт. Мастерство).
-
Холодяков, И. В. Повесть Василя Быкова "Дожить до рассвета" / И. В. Холодяков // Литература в школе. - 2014. - № 3. - С. 24-28. - (Поиск. Опыт. Мастерство).
-
Учамбрина, И. А. "Наука жить достойно" : урок по повести Василя Быкова "Альпийская баллада" / И. А. Учамбрина // Литература в школе. - 2005. - № 5. - С. 36-39.
-
Карасти, Р. "Пацан, беги!" : [о творчестве Василя Быкова] / Р. Карасти // Звезда. - 2004. - № 7. - С. 216-224.
-
Лазарев, Л. Правда останется : о Василе Быкове / Л. Лазарев // Знамя. - 2003. - № 12. - С. 113-124.
-
Ермолин, Е. Солдат и домашнее зло : памяти Василя Быкова / Е. Ермолин // Континент. - 2003. - № 117 (3(июль-сент.). - С. 372-379.
-
Дмитриева, Л. Отсекая лишнее : впечатления от спектакля "Сотников" в постановке Дмитрия Хомякова / Л. Дмитриева // Березники вечерние. - 2002. - 18 апр. - С. 3.
-
Липневич, В. Волчья яма, или Стрелок в именном окопе : [о творчестве Василя Быкова] / В. Липневич // Новый мир. - 2002. - № 4. - С. 165-170.
-
Холодяков, И. В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы XX века / И. В. Холодяков // Литература в школе. - 2004. - № 4. - С. 115-18.