МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

Литературный час: «Автобиография вымышленного лица»

2 октября 2020

Беседа по книге И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»К 150-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина предлагаем вашему вниманию литературный час, рассказывающий о самом откровенном и сложном произведении писателя «Жизнь Арсеньева».

 

К 150-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина предлагаем вашему вниманию литературный час, рассказывающий о самом откровенном и сложном произведении писателя «Жизнь Арсеньева».

К 150-летию со дня рождения писателя.

Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

Материал подготовлен
Давыдовой Л.А.,
библиотека №11

Иллюстрации художника Константина Сомова

«Жизнь Арсеньева»

 

Иван Алексеевич Бунин – первый русский писатель - Нобелевский лауреат. Удостоен он высочайшей премии по литературе за роман «Жизнь Арсеньева» - самое большое, откровенное и сложное произведение Бунина. Многие считают книгу биографической, но сам писатель называл роман «автобиографией вымышленного лица». И даже «поэтическим преображением прошлого». Почему, ведь основные события жизни Алексея Арсеньева и его окружения параллельны авторским? Бунин, также как Арсеньев, отпрыск древнего обедневшего рода, живёт в хуторе, потом в небольшом имении. И окружение совпадает. Отец, яркий артистичный вспыльчивый, ждущий от жизни непрерывной радости, расточительный во всём, а после мучительно сознающий, что «пустил по миру всё семейство». Мать - «самая горькая любовь» Бунина, мечтательная и «чрезмерно чувствительная», полная противоположность отцу. Домашний учитель – талантливый и независимый человек, быстро научивший мальчика читать по сложной книге Сервантеса «Дон Кихот». Алексей, как и Бунин обладает обострённым зрением и слухом и, наверное, поэтому страстной любовью и сверхчувствительностью к природе. Почему же Бунин так негодовал, когда роман называли биографическим?

Потому что память человеческая необъяснима. Иногда и мы ловим себя на мысли, вспоминая прошлое: я ли это или совсем чужой человек? Так и Бунин пишет: «Какие далёкие дни! Я теперь с усилием чувствую их своими собственными. И была ли в этой навсегда погибшей России весна, и был кто-то с тёмным румянцем на щеках, с синими яркими глазами, день и ночь таивший в себе тоску о своем будущем, где, казалось, ожидала его вся прелесть и радость мира». Чей это образ? - спрашивает писатель. «Он как некое подобие моего вымышленного младшего брата, уже давно исчезнувшего из этого мира вместе со своим бесконечно далёким временем». Шестидесятилетний писатель смотрит в прошлое и возвращается в настоящее, виртуозно определяя явления казалось бы необъяснимые, которые двадцатилетнему юноше объяснить не под силу – что такое музыка, и почему дарит она нам «музыкальное счастье»? Почему мы можем слушать шум моря бесконечно?

В первых четырех книгах романа нет диалогов, очень мало действия, только чувства и впечатления, впечатления… Сначала они очень просты: освещённая предосенним солнцем комната, пустынные поля и одинокая усадьба среди них. Воспоминания обыденны и точны – дом, усадьба, близкие люди. Затем город, гимназия, страх неизвестности и одиночества. Но вскоре городская жизнь и учёба становятся также обыденны и конкретны, даже вызывают улыбку, а порой и скуку.

Алёша Арсеньев – необычный ребёнок, это будущий поэт. Бунин показывает рост, становление творческого человека. «Помню: однажды осенней ночью увидел лёгкий и таинственный полусвет в комнате, а в окно – бледную и грустную луну, исполненную такой неземной прелести от своей грусти и одиночества, что сердце моё сжали какие-то несказанно-сладкие и горестные чувства - я заплакал».

Главное, что удивляет при чтении романа, герой и автор не совпадают в возрасте, Арсеньев всегда моложе, а значит он интенсивнее живёт и чувствует. К шестнадцати годам мальчик думает, как князь Андрей Болконский Толстого: «Ничего нет в жизни кроме ничтожества всего понятного мне, и величия чего-то непонятного, но важнейшего…» И мир тесен! Хочется путешествий, любви, хочется определить всё словом. И будут путешествия - Харьков, Крым, Севастополь, страстная горькая, мучительная любовь. И ещё одно тайное страдание, еще одна горькая «неосуществимость». «Я опять стал кое-что писать и печатать. Но думал не том, что писал и печатал. Я мучился желанием писать что-то другое, совсем не то, что мог писать и писал: что-то, чего не мог. Образовать в себе нечто истинно достойное писания – какое это редкое счастье! – какой душевный труд!» Алексею Арсеньеву предстояло ещё многому научиться.

Редким этим счастьем обладал писатель Иван Бунин, создавший книгу горькую и трепетную, страстную и волнующую, написанную таким прекрасным русским языком, что даже дыхание перехватывает от восхищения.

Первые четыре книги «Жизни Арсеньева» очень отличаются от пятой книги, которая в первом варианте называлась «Лика». Она сумбурная, полная чувств и событий. Она о любви. О любви Бунин умел писать, как никто. Это его любимая тема.

Алексей Арсеньев, как и автор книги отличается характером страстным и решительным, необыкновенно чувственным и чутким к красоте. Он влюбчив, хорош собой и пользуется успехом у женщин.
«Жизнь Арсеньева» После полугода одиноких странствий по России Алексей решил провести лето в родной усадьбе – Батурино. А прежде заехать в Орёл, в редакцию газеты «Голос», решил попробовать жить оседло и зарабатывать самому. Редактором оказалась молодая приветливая и очень хорошенькая женщина, которая сразу предложила работу в газете, аванс и пригласила к утреннему чаю. И тут вошла она –Лика, нарядная, очень молодая и очень красивая, внимательно и дружелюбно поглядела в глаза. «Удивительна была та быстрота и безвольность, лунатичность, с которой я отдался всему тому, что так случайно свалилось на меня, и началось с такой счастливой беззаботностью, лёгкостью, а потом принесло столько мук, горестей, отняло столько душевных и телесных сил», -  исповедально пишет Бунин, потому что любовь, испытанная Арсеньевым полностью совпадает с чувствами Бунина, вызванными когда-то Варварой Владимировной Пащенко. «Россия, Орёл, весна… Целая жизнь прошла с тех пор», но он помнил её всю жизнь.

Лика поначалу вела себя как-то ветрено. То сидела с Алексеем целыми вечерами в гостиной, на маленьком диванчике, то вдруг исчезала неизвестно куда и тогда Алексей ожидая её на этом же диванчике, целый вечер мучился ревностью. Сопровождая Лику на балы, Алексей не танцевал, только любовался ею, смотрел издали, как она вальсирует и опять ревновал. И все-таки она любила Алексея, хотя они часто ссорились. Тогда Арсеньев был нетерпим и они расстались надолго. Уезжая Лика всё плакала, плакала, надеясь, что Алексей её остановит. А вновь встретив Алексея, Лика горестно и беспомощно сказала: «Что ты со мной делал, что ты со мной делал!» И начались счастливые дни и месяцы, когда невенчанная пара приехала по приглашению брата Георгия в Полтаву работать в городском отделе статистики. Рядом с Ликой Алексей почувствовал умиротворение и спокойствие и даже перестал ревновать. Но скоро семейное счастье стало Арсеньеву тесно, хотелось путешествий, впечатлений, он ездил в командировки, приходил за полночь, застав Лику заплаканной, обещал не оставлять её одну, но через неделю всё повторялось.

Алексей Арсеньев и Бунин, как все страстные и решительные люди не жалели любимых. Вспомним гибель любимой лошадки Кабардинки, которую герой загнал до жестокого пота, а потом бросил на морозе, даже не расседлав.

Почему вдруг любящая женщина бежит от любимого даже не собрав вещей?

Арсеньев страдал, братья даже боялись за его жизнь, догонял Лику, но его даже не пустили на порог, сказав, что она уехала.

Варвара Пащенко покинув Бунина, вышла замуж. Судьба Лики более трагична. Почему я рассказываю сюжет известной повести? Читать эту историю любви не менее увлекательно и волнующе, даже когда знаешь содержание книги. Хочется поразмышлять, не оправдывая героя.

Действие романа заканчивается двадцатилетием Арсеньева. «А что же дальше, будет ли продолжение книги?» – спрашивали современники писателя. Бунин всегда отвечал –нет. «Жизнь Арсеньева» - это прежде всего книга о России – выражение его любви и восторга перед ней. Вся Россия предстаёт здесь перед нами в прелести сереньких деньков, в лучезарности лета, в мягком манящем свете весны. Под его зорким взглядом проходит череда русских людей – крестьян, разорившихся помещиков, нищих, революционеров, студентов, написанных с ошеломляющей убедительностью. Другой России для писателя не было.

О романе Бунина лучше всего сказал писатель К. Паустовский. «Жизнь Арсеньева» - это одно из замечательнейших явлений мировой литературы. К великому счастью, оно в первую очередь принадлежит литературе русской. Это не повесть, не роман, не рассказ. Это вещь нового, ещё не названного жанра. Жанр этот изумительный, единственный, берущий человеческое сердце в мучительный и, вместе с тем, светлый плен».

 

«Господин из Сан-Франциско»

 

Рекомендуем почитать

"Жизнь Арсеньева" И. А.  Бунина

  • Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева ; Окаянные дни : романы / И. А. Бунин. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 446 с. : ил. - (Русская классика). - 3.
  • Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева : повести и рассказы / И. А. Бунин ; сост. и вступ. ст. А. А. Саакянц ; худож. Е. И. Дягилева. - Москва : Правда, 1989. - 606 с. : ил. - 11,12.
  • Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева ; Рассказы и повести / И. А. Бунин. - Москва : Пресса, 1996. - 560 с. - ЦБ,3,5,6,12.
  • Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева ; Темные аллеи : рассказы / И. А. Бунин ; вступ. ст. и примеч. О. Михайлова. - Москва : Мир книги : Литература, 2007. - 495 с. - (Бриллиантовая коллекция). - ЦБ.


И. А Бунин, о нём

  • Бабореко, А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917) / А. К. Бабореко. - 2-е изд. - Москва : Художественная литература, 1983. - 351 с. - 5.
  • Бунин, И. А. Рассказы : избранное, анализ текста, сочинения : 11 кл. : справочное пособие / И. А. Бунин ; авт.-сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леднев. - Москва : Дрофа, 1997. - 144 с. - (Школьная программа). - 12.
  • Бунин, И. А. Рассказы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / И. А. Бунин ; авт.-сост. Е. М. Болдырев, А. В. Леденев. - 7-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2007. - 143 с. - (Школьная программа). - ЦБ,ЦДБ,9,10.
  • Горелов, А. Е. Три судьбы : Ф. Тютчев. А. Сухово-Кобылин. И. Бунин / А. Е. Горелов. - Ленинград : Советский писатель, 1980. - 624 с. - ЦБ,3,5,7,12.
  • Ильин, И. А. О тьме и просветлении : книга художественной критики : Бунин. Ремизов. Шмелев / И. А. Ильин. - Москва : Скифы, 1991. - 216 с. - 10.
  • Колобаева, Л. А. Проза И. А. Бунина : в помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям / Л. А. Колобаева. - 3-е изд. - Москва : Издательство Московского государственного университета : Учебная литература, 2004. - 88 с. - (Перечитывая классику). - ЦБ,3,5,6,10,12.
  • Лавров, В. В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции, 1920-1953 гг. : роман-хроника / В. В. Лавров. - Москва : Молодая гвардия, 1989. - 384 с. - ЦБ,3,7,10,11,12.
  • Линков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина / В. Я. Линков. - Москва : Издательство Московского университета, 1989. - 173 с. - ЦБ.
  • Муромцева-Бунина, В. Н. Жизнь Бунина : беседы с памятью, 1870-1900 / В. Н. Муромцева-Бунина. - Москва : Советский писатель, 1989. - 512 с. - 5,6,7.
  • Паустовский, К. Г. Близкие и далекие / К. Г. Паустовский. - Москва : Молодая гвардия, 1967. - 400 с. - 7,11.
  • Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин : жизнь и творчество : книга для учителя / Л. А. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. - 192 с. : ил. - ЦБ,3,5,12.

"Жизнь Арсеньева"



Вернуться