Новости за 2020
«Немного волшебства на кончике кисти»
Ребята, во время каникул полезно и интересно посмотреть картины и немного почитать о русских художниках.
Час живописи
Автор публикации:
Давыдова Л.А., библиотека №11
Ребята, сегодня наш разговор о художниках. И начать его я хочу со сказки. Жил – был мальчик, он любил рисовать и научился рисовать довольно хорошо, потому что очень хотел писать такие же прекрасные картины, как его дядя – знаменитый художник. Однажды он подошёл к дяде и сказал: «Я хочу быть таким же Настоящим художником, как ты». Дядя грустно усмехнулся и ответил мальчику: «Писать хорошие картины можно научиться, а Настоящим художником стать очень, очень трудно, мне даже немного жаль тебя. Тебе придётся много работать. Ты будешь работать, работать и мечтать написать картину, которую никто до тебя не писал, может быть, тогда строгая волшебница – Муза затронет своей палочкой кончик твоей кисти и подарит ей немного волшебства». Вот такая немного грустная сказка. И мой рассказ о настоящих художниках и их замечательных картинах.
Давайте вернёмся к сказке. Вернее, к сказочнику, художнику Виктору Васнецову, который показал русскую сказку во всей её красе.
Васнецов родился в маленькой деревне со смешным названием Лопьял. Семья была большая и дружная, но очень бедная. На шестерых мальчиков - всего одни валенки. Зимой не погуляешь! Папа старался занять детей: днём учил их рисовать, а темными зимними вечерами собиралась семья – слушать сказки. Витя запомнил их на всю жизнь. И потом нарисовал в картинах. Папа мальчика был священником, и дедушка, и прадедушка все были священники. Судьба Виктора была решена, быть ему священником. Он был отправлен учиться в духовную семинарию. Но мальчик хотел рисовать. Он копил деньги, чтобы поехать учиться и стать художником. Долго пришлось ждать Виктору, но он добился своего, поступил учиться в Академию художеств, стал художником.
Давайте посмотрим на картины художника. Безутешно плачет Алёнушка, она потеряла, не уберегла единственного родного человечка – брата Иванушку. Природа притихла, сочувствуя девушке и как бы предупреждая, что и с Алёнушкой случится несчастье, утащит её в омут злая старуха Баба Яга. Грустная сказка, но мы знаем, добро восторжествует над злом.
Знаете ли вы сказку «Иван Царевич и Серый Волк»? Выполнил Иван все задания царя-батюшки, и несёт теперь его и Елену Прекрасную могучий Серый волк. Дремучий лес обступил их со всех сторон, и вдали уж слышатся голоса погони. Но вот почему среди темного дремучего леса появилось цветущее яблоневое деревце? Оно, наверное, говорит нам и героям сказки о надежде на спасение. Потому так решительно лицо Ивана, он верит в свои силы.
А теперь послушаем весёлую песенку, она расскажет нам, что такое пейзаж, портрет, натюрморт.
Итак, природа на картине называется пейзаж, человек на картине – портрет. А теперь представим, что мы пришли в школу искусств - учиться рисованию. Что поставит перед нами учитель? Самые простые вещи, которые нас окружают. Давайте поставим перед собой, то что будем рисовать. Книжка, ручка, тетрадка, кисти. Это будет наш натюрморт. Ребята, предметы, что мы подобрали живые? Нет, конечно, слово натюрморт так и переводится - неживая природа. Книжку и ручку нарисовать легче всего. А вот попробуйте нарисовать цветок, он же живой! Оказывается, есть живая натура для рисования, её тоже называют натюрморт.
Жил в начале 19 века архитектор Фёдор Петрович Толстой, он проектировал и строил дома. А в свободное время любил рисовать ягоды, фрукты, цветы. Свои картины называл он ботаническими, и задача у него была – нарисовать так, чтоб были как настоящие. Посмотрите на картины художника, они действительно настоящие, живые, соблазнительные, смородину хочется прямо сейчас съесть.
Часто натюрморт художник делал частью своей картины. Вот работа художника Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем». Белолицая, чернобровая, вальяжная красавица степенно и с удовольствием восседает за вечерним чаепитием. Да как же без удовольствия, когда всё так вкусно и красиво? Перед тобой прямо радужное изобилие Самовар поблёскивает пузатым боком, румяные кренделя, сладкие булочки, кекс, фрукты. А какой арбуз, только задень, так и брызнет хрустящей розовой мякотью! Много радости можно получить от чаепития, если не торопиться и хорошо присмотреться к обыденным вещам - говорит своей картиной художник Кустодиев.
Ребята, мы живём в России. Знаете ли вы, кого россияне назвали самым русским художником? Ивана Ивановича Шишкина. Почему, спросите вы, ведь писал художник только пейзажи. А потому, что он создал такие картины природы, что каждый русский узнаёт в них свою Родину – Россию. Какая она Россия? Прежде всего она очень большая. Давайте посмотрим одну из картин художника, называется она «Рожь». Бескрайнее поле ржи расстилается перед нами, какой простор! Рожь спелая, золотистая, сколько хлеба можно испечь из неё, сколько людей накормить. Это русское богатство! Во времена, когда художник писал картину, хлеб был основным богатством страны. Им нужно было накормить народ и заработать деньги на продаже хлеба.
Иван Иванович родился в Прикамье, в городе Елабуга. Вокруг города на многие километры простирались дремучие сосновые леса. Художник любил эти прикамские леса. Много картин написано близ родной Елабуги. Но учиться он поехал в столицу, в Санкт-Петербург. Учился хорошо. После окончания Академии художеств, для совершенствования мастерства Шишкин был направлен заграницу, в Германию. Вначале он даже заскучал, затосковал по русским лесам. Поделился своим несчастьем с наставником И. Колером. «О, скучаете по лесам, так это легко поправить, достаточно увидеть Тевтобургский лес», - говорит Колер. Шишкин последовал совету учителя, поехал. Но лес показался ему парком. В письме к отцу он поделился впечатлениями от путешествия. «Тятенька, был я в Тевтобургском лесу, но деревья там разговаривают по-немецки».
Ребята, как вы думаете, почему Шишкину не понравился Тевтобургский лес? Наверное, он показался художнику не настоящим, прибранным, маленьким. То ли дело наш русский лес, он настоящий, там легко дышится, там много ягод и грибов, и даже водятся дикие звери, например, медведи. Самая знаменитая картина Шишкина называется «Утро в сосновом лесу». Однажды друг Ивана Ивановича художник Савицкий предложил Шишкину: «Давай, напишем картину вместе». Так и решили: Шишкин пишет лес, а Савицкий – медведей. Иван Иванович мог и сам написать мишек, просто он был очень добрый, решил помочь другу - заработать денег. На картине утро, ещё не рассеялся ночной туман, воздух свеж и прохладен. Но солнце уже золотит верхушки деревьев вдали. Как вы думаете, почему художник не показывает полностью всё дерево на переднем плане? Это такой художественный приём. Шишкин хочет показать нам: деревья такие большие, что не вмещаются на полотно картины. Дремучий лес, здесь не ступала нога человека, а мишкам здесь хорошо, малыши играют, это их дом.
Ну вот, ребята, мы знаем, что такое натюрморт и пейзаж. Теперь обратимся к портрету. «Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас…» Смотрит на нас с картины Валентин Серов – самый знаменитый русский портретист. Говорят, всё начинается с детства. Валентоша, так звала его мама, начал рисовать очень рано. Мальчик родился в музыкальной семье: папа сочинял музыку, мама играет на фортепьяно. «Он должен стать музыкантом, но постоянно рисует, даже когда приходят гости», - удивлялась мама. Валентина Семёновна любила знаменитых людей, часто её гостями были художники. В один из музыкальных вечеров Валя в сторонке тихонько рисовал, а знаменитый скульптор Антокольский тихонько наблюдал за мальчиком. Уходя он заметил: «У вашего мальчика большой талант, надо бы ему хорошего учителя». «Хорошо, если из Валентоши не получится знаменитый музыкант, то пусть он будет великим художником, ведь сам Илья Репин согласен заниматься с мальчиком», - решила Валентина Семёновна.
Ученик увлечённо рисовал, учитель был доволен. Мама часто уезжала на вечера и спектакли, мальчика оставляла одного, чтоб больше работал. Скоро она стала замечать, сын становится нелюдимым. И взгляд его стал каким-то особенным: строгим, внимательным, цепким - взгляд волчонка. Этот хмурый взгляд отличал Серова и после, многие боялись проницательного взгляда художника. Но среди близких Антон, так звали его друзья, был весёлым, смешливым, гораздым на выдумки. Наступило счастливое лето 1887 года. Молодой художник в гостях у богача Саввы Мамонтова. Вот вбежала в комнату веселая девочка – Верочка Мамонтова, схватила персик, сейчас убежит, щеки шалуньи розовеют как персики. «Не убежишь, буду писать тебя и персики», - весело говорит художник. Трудно пришлось молодому художнику, не хотелось Верочке сидеть спокойно. Может, благодаря девочке картина получилась такой жизнерадостной, и наполненной светом, она принесла художнику известность. На Серова посыпались заказы.
Художник любил писать детей, они такие непосредственные. Перед нами портрет Миши Морозова, Мика называли его дома. Черноглазый малыш с нетерпением схватился за ручки кресла, кажется, ещё секунда и он сорвётся и побежит прочь от скучного дяди. Как вы думаете, чем удерживал Серов маленького непоседу? Рядом с собой он ставил закрытую коробку с подарком, коробка одна и та же, а подарки разные. Что же там спрятано? Мальчик с нетерпением ждал, когда же Валентин Александрович закончит сеанс и откроет заветную коробку.
Ребята, я рассказала о настоящих мастерах кисти, в их картинах действительно есть волшебство. Художники открыли его и теперь дарят нам.
Понравилась публикация - поделись с друзьями!