МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

НА РАДОСТЬ ДЕТЯМ!

10 июня 2020

10 июня – день рождения "Союзмультфильма". Наш рассказ – о киностудии, мастерах мультипликации, о книгах, созданных по мультфильмам и даже о их влиянии на психологию и воспитание детей.

 

 

"Союзмультфильм" – крупнейшая в СССР и России мультипликационая студия, выпустившая более тысячи добрых и чудесных мультфильмов. Вместе с героями этих мультфильмов росли и учились любви и добру и мы, и наши мамы и папы, и наши бабушки и дедушки.

Киностудия была создана 10 июня 1936 года, чтобы поставлять рисованную кинопродукцию для детей в целях воспитания "нового человека". Одной из первых сняли черно-белую историю "В Африке жарко" по сценарию Сергея Михалкова. Это веселый рассказ о том, как выдалось на далеком континенте особенно жаркое лето и все животные – от обезьян до бегемотов – очень страдали. Одна находчивая мартышка решила отправиться на Северный полюс, чтобы привезти оттуда "что-то ледяное". Вернулась она в сопровождении моржа и с целым ящиком эскимо. Изнывающие от зноя африканские зверушки были спасены, а морж с горой экзотических фруктов отправлен домой. Первые опыты авторов молодой студии тогда, в тридцатые, не дошли до широкого зрителя, однако студия продолжила работу, пробуя свои силы как в цветной, так и в черно-белой палитре.

Все фото из открытых источников

"В Африке жарко"

"Пропавшая грамота"

"Конёк-Горбунок"

Поначалу учились на американской мультипликации. "Дисней был нашим учителем: и как режиссер, и как сценарист, и как автор многих персонажей. Мы очень много взяли у него", – вспоминает Леонид Шварцман, художник-постановщик фильмов "Снежная королева", "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Варежка" и "38 попугаев".

Великая Отечественная война стала для молодой студии нелегким временем. Сначала всех художников переориентировали на создание агитационных "кино-плакатов", которые предполагалось использовать для поднятия боевого духа населения. Студию решили эвакуировать в Самарканд. Работать там оказалось практически невозможно, через год студия вернулась в Москву. В год Победы вышли цветные мультфильмы "Пропавшая грамота", "Теремок", "Зимняя сказка".

Замечательные ленты конца 40-х годов – "Конек-Горбунок", "Цветик-семицветик", "Серая шейка" – уже демонстрировали индивидуальный язык советской анимации, а главное, абсолютную непохожесть на зарубежную продукцию. Это оценил и Уолт Дисней – "Конька-Горбунка" одного из отцов-основателей отечественной мультипликации Иванов-Вано он разослал своим сотрудникам в качестве учебного пособия. К слову, Иван Петрович создал еще много прекрасных сказок – "Гуси-лебеди", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Снегурочка", "Двенадцать месяцев", "Сказка о царе Салтане", "Приключения Буратино". И старый добрый "Мойдодыр", в котором "умывальников начальник и мочалок командир" осторожно и доходчиво учил советских детей основам гигиены.

Вышеперечисленные рисованные фильмы стали самыми яркими образцами мультипликационных картин того времени, а картина "Песенка радости" удостоилась бронзовой медали на Венецианском кинофестивале 1947 года. Это был первый шаг к международному признанию.

"Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях"

"Мойдодыр"

"Песенка радости"

Советские мультипликаторы умели воссоздавать этнографическую правду далёких стран в фильмах, созданных по мотивам сказок народов мира. Среди самых удачных работ этого направления – вечно злободневный "Дракон" Александры Снежко-Блоцкой, северные сказки Ольги Ходатаевой – "Таёжная сказка", "Сармико" и "В яранге горит огонь". А в 1955 году В. Полковников и А. Снежко-Блоцкая создали "Заколдованного мальчика" – удивительную рисованную сказку по повести С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".  Наших мультипликаторов вдохновляли и вьетнамские, и африканские, и испанские сказки, и мифы классической Греции и, разумеется, сказки народов СССР. Этот яркий мир, в котором поучительность не была прямолинейной, придал яркости нашему детству.

Абсолютным шедевром студии стала "Снежная королева" с полыхающим северным сиянием и санями, увозящими Кая в царство вечного холода, упавшим от усталости благородным оленем и отважной Гердой, бредущей сквозь колючие белые вихри спасать названого братца. История, снятая Львом Атамановым в 1957 году, до сих пор считается одной из лучших экранизаций сказки Андерсена. Примечательно, что в это время на студии мультфильмы часто создавались в технике ротоскопирования: первоначально снималась пленка с живыми актерами, движения которых затем покадрово прорисовывались художниками.

"Цветик-семицветик"

"Заколдованный мальчик"

"Снежная королева"

"Союзмультфильм"  стал главной кузницей советских мульт-талантов. Сёстры Брумберг, Владимир Сутеев, Федор Хитрук, Борис Дёжкин, Владимир Полковников, Борис Степанцев, Эдуард Назаров, Вячеслав Котёночкин, Роман Качанов, Юрий Норштейн – всех и не перечислить. Совсем юными они поначалу устраивались подмастерьями: прорисовщиками, ассистентами художников и режиссеров. Поднабравшись опыта, кто-то шел в мультипликаторы и (в святая святых!) режиссуру. Все были преданы своей "несерьёзной" профессии, в каждый кадр вкладывали душу, несмотря на то что работа в анимации – огромный труд, требующий терпения и внимательности на пределе возможностей.

Маленькое тон-ателье студии перевидало немало знаменитостей. Среди них – Ростислав Плятт, Евгений Леонов, Зиновий Гердт, Анатолий Папанов, Георгий Вицын Олег Табаков и многие другие. Магия не состоялась бы и без голосов Василия Ливанова и Клары Румяновой. Корифеи не считали анимацию для себя мелковатой и на озвучку соглашались с радостью. Маститые актёры прибегали между съемками и репетициями на "Союзмультфильм" и принимались отчаянно дурачиться, чтобы войти в роль: пищали, каркали, мяукали, рычали, приплясывали, крутили воображаемыми хвостиками. И чем ярче была актерская импровизация, тем интереснее получался мультяшный персонаж. Свою лепту актеры вносили и в создание образа – придумывали походку, пластику, жесты, дарили героям свои характеры, привычки и даже настроение.

В конце 60-х – начале 70-х родилось множество персонажей: Маугли, Умка, Волк и Заяц из "Ну, погоди!", крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, Бременские музыканты, Карлсон... Это была золотая пора "фабрики по производству шедевров".

"Ну, погоди!"

"Малыш и Карлсон"

"Винни-Пух"

Когда на студии началась работа над экранизацией культовой книги Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", непростой задачей оказалось найти голос главного героя. Мультипликаторам хорошо известно: голос – важнейшая составляющая образа. Режиссер Борис Степанцев осознавал, что Карлсон не так прост, как кажется. На родине, в Швеции, его явно недолюбливали, считая, что он врун, хвастун и подстрекатель. А наш герой, созданный художниками Анатолием Савченко и Юрием Бутыриным, – веселый любитель приключений, неутомимый выдумщик, обжора, симулянт и проказник – получился невероятно обаятельным. Популярности второй части "Карлсон вернулся" добавил голос Раневской, которым говорит фрекен Бок.

Характерным благодаря актерской озвучке стал и "Винни-Пух" Федора Хитрука. Забавный медвежонок долго не давался творческой группе. "Это был не медвежонок, а взбесившийся одуванчик, существо неопределенной формы: шерстяное, колючее, будто сделанное из старой швабры, потерявшей форму..." – вспоминал работавший в группе второй художник фильма Эдуард Назаров. Хитрук схватился за голову. Образ пережил множество перерисовок, однако окончательные черты обрел, только когда ему подарил свой голос Евгений Леонов.

Режиссеры "Союзмультфильма" экспериментировали с множеством авторских стилей, создавая персонажей из всевозможных материалов. Так, оскароносный Гарри Бардин собирал своих героев из проволоки, спичек, веревок, посуды. Собственный киноязык разрабатывал и Юрий Норштейн. Его "Ёжик в тумане", родившийся из "невесть откуда прилетевшего сухого осеннего листа, царапающего землю", был признан в 2003 году на анимационном фестивале в Токио лучшим мультипликационным фильмом всех времен и народов. Фильм незаметно вышел за пределы милой наивности детской сказки, получив глубину философской притчи, которую каждый трактует по-своему.

"Ёжик в тумане"

"Жил-был пёс"

"Каникулы в Простоквашино"

Колдуя над сложными декорациями в серых и ржавых тонах, Норштейну пришлось придумывать, а затем делать вручную и необходимые спецэффекты – компьютеров в арсенале студии еще не имелось. Изображая реку, в которую угодил Ежик, снимали настоящую воду и с помощью проектора помещали в неё нарисованные листья. Затем, добиваясь единой фактуры, воду заштриховывали. Туман создавали при помощи обыкновенной кальки.

Особое место в истории мультипликации занял вышедший в 1982 году рисованный фильм Эдуарда Назарова "Жил-был пёс". Историю о простодушном Псе, изгнанном хозяевами со двора, потому что постарел и больше не может нести службу, и побитом жизнью незлобивом Волке, решившем помочь бедолаге, полюбили решительно все советские граждане – от мала до велика. Изюминку действию придал национальный колорит – картина снята по мотивам украинской народной сказки. Полным попаданием в образ несчастного Пса оказался голос Георгия Буркова. Как нельзя кстати пришелся и низкий баритон с хрипотцой Армена Джигарханяна. История дружбы двух "стариков" получилась, как и хотел режиссер, и уморительно смешной, и до слез трогательной, особенно в последних кадрах, когда изрядно отяжелевший от обильного свадебного застолья Волк снес часть хозяйского плетня и заковылял обратно в лес, не забыв, впрочем, бросить провожавшему его Псу: "Ты заходи, если что..."

Колоритное, хотя и немногословное общение неподражаемой парочки давно разлетелось на цитаты: "Бог в помощь. Ты шо, по деревьям лазишь?" – "Да вот... птичку хотел...", "Дите не помял?" – "Да шо ему сделается?", "Шо, опять?!", "Ты... это... есть хочешь?", "Сы-па-си-ба!" И бессмертное "Щас спою!"

"Бременские музыканты"

"Чебурашка"

"Гофманиада"

К слову сказать, многие песенки из мультфильмов тоже "ушли в народ". Мы напеваем их, уже подзабыв, откуда они. Многие композиторы специализировались на мультиках и писали к ним замечательную музыку! Например, Евгений Крылатов (м/ф "Умка", "Каникулы в Простоквашино", "Дед Мороз и лето"). Всесоюзную известность Геннадию Гладкову принесла работа над музыкальным мультфильмом "Бременские музыканты". Рекордсмен по написанию "мультяшной" музыки – Владимир Шаинский ("Антошка", "Песня мамонтенка" из м/ф "Мама для мамонтенка", песенки из м/ф "Чебурашка", "Улыбка" из м/ф "Крошка Енот", "В траве сидел кузнечик" из м/ф "Приключения Незнайки").

Когда в стране наступили трудные времена и кино практически не снимали, былая слава "Союзмультфильма" также пошла на спад. Однако в 2017 году легенда возродилась, и на базе "фабрики сказок" создали анимационный технопарк, призванный стать центром отечественной мультипликации.

Важным событием последних лет стал выход на экраны кукольного мультфильма "Гофманиада", в котором режиссер Станислав Соколов соединил четыре произведения великого сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана: "Щелкунчик и Мышиный король", "Золотой горшок", "Песочный человек" и "Крошка Цахес". Уникальный проект создавался в технике традиционной кукольной анимации. По эскизам Михаила Шемякина было выполнено более ста кукол. Каждая создавалась вручную больше месяца, при этом для каждого персонажа было изготовлено несколько сменных голов и тел в разных костюмах – так всегда делается при съемке кукольного фильма. "Гофманиада" получила приз "Золотой орёл" как лучший анимационный фильм 2018 года.

Сегодня старейшая в России анимационная студия продолжает активно развиваться. А любимые с детства персонажи – Маугли, Умка, Волк и Заяц, Бременские музыканты вновь готовится выйти на  широкий экран. Для одних лент будут снимать продолжение, другие вновь оживут в модных граффити, комиксах, интернет-проектах.

Что читать по теме >>>

Книги
Константинович, В. С. Вселенная мультфильма / В. С. Константинович. - Омск : Весть, 2006. - 80 с. - ЦБ.
Мудрость вымысла : мастера мультипликации о себе и своем искусстве / сост., авт. вступ. ст. С. В. Асенин. - Москва : Искусство, 1983. - 207 с. : 40 л. ил. - ЦБ.
Художники советского мультфильма : сост. альбома, авт. вступ. ст. А. А. Волков. - Москва : Советский художник, 1978. - 128 с. : ил. - ЦБ.
Статьи
Белова, Н. Страна сказок / Н. Белова // Караван историй. - 2020. - № 4. - С. 176-191.
Данилова, Д. Сделано на "Союзмультфильме" : как возродилась главная мультипликационная киностудия страны / Д. Данилова // Русский репортер. - 2019. - № 13-14. - С. 58-65.
Сабова, А. С новым Гофманом! : в прокат выходит "Гофманиада" - первый полнометражный кукольный мультфильм в новейшей истории "Союзмультфильма" / А. Сабова, Е. Гурко // Огонек. - 2018. - № 38. - С. 34-35.
Суриков, В. Человек отчаяния Юрий Норштейн : почему эскизы к советским мультипликационным фильмам сейчас расцениваются как объекты высокого искусства / В. Суриков // Эксперт. - 2016. - № 38-39. - С. 90-93.
Замостьянов, А. Дидактика-невидимка : мир детства в литературе: труд, семья, школа : [детская литература СССР и советская мультипликация] / А. Замостьянов // Народное образование. - 2006. - № 10. - С. 237-240.
Ларионов, В. Пусть всегда будет солнце : [беседа с В. М. Назаруком, художником-мультипликатором] / В. Ларионов // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 2. - С. 83-89.

 

Мультипликационные фильмы создавались по известным литературным произведениям. В свою очередь, сценарии мультиков превратились в истории в книжках. В библиотеках города Березники собрана коллекция видео-сборников и книг, созданных по любимым мультфильмам.

СПИСОК КНИГ СКАЧАТЬ >>>

СПИСОК МУЛЬТФИЛЬМОВ СКАЧАТЬ >>>

"Чебурашка", "Винни-Пух", "Летучий корабль", "Бременские музыканты", "Простоквашино" – на этих мультиках росли все дети сначала СССР, а потом и постсоветской России. Эти сюжеты зашиты в нашу подкорку и стали культурным кодом. До сих пор ответственные родители твердо уверены: если и показывать детям мультфильмы, то только советские. То есть – сделанные на "Союзмультфильме". Представление о сказке и о реальности ребята получают из их добрых и талантливых рук. Более ненавязчивого и результативного эстетического воспитания и представить себе нельзя!

Что читать по теме >>>

Книги
Красный, Ю. Е. Мультфильм руками детей : кн. для учителя / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. - Москва : Просвещение, 1990. - 176 с. : ил. - ЦДБ,3,5,11.
Почивалов, А. В. Пластилиновый мультильм своими руками : [как оживить фигурки и снять свой собственный мультик] / А. В. Почивалов, Ю. Е. Сергеева. - Москва : ЭКСМО, 2015. - 62 с. : ил. - (Подарочные издания. Досуг). - ЦДБ.
Халатов, Н. В. Мы снимаем мультфильмы / Н. В. Халатов. - Москва : Молодая гвардия, 1986. - 159 с. - (Мир твоих увлечений). - ЦБ,ЦДБ,11.
Статьи
Бакулина, Т. Мультфильмы для дошкольников : круглый стол для родителей детей 5-8 лет / Т. Бакулина // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 11. - С. 51-53.
Грошенкова, В. Коррекция недостатков речи дошкольников в процессе работы с мультфильмами / В. Грошенкова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 7. - С. 27-35. - (Речевое развитие).
Бакулина, Т. Мультфильмы – вредные и полезные : педагогический проект / Т. Бакулина // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 5. - С. 4-12.
Маслова, А.  "Фабрика мультфильмов" : для детей 5–8 лет / А. Маслова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 1. - С. 73-78.
Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками / Е. О. Смирнова [и др.] // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 33-45.

 

Мультипликация – одна из новых форм продвижения книги и чтения  в  библиотеках. Создание  мультфильмов в  библиотеке способствует организации полезного и интересного досуга детей и подростков, развитию их творческих способностей.

Соединить книгу с современными технологиями, чтобы получить "продукт", понятный детям и подросткам, решили в  Книжной лаборатории "МультиСлово", которая будет создана в рамках проекта "Стёклышки" Центральной городской библиотеки. Подробнее о проекте читайте в статье на сайте "Стёклышки" станут калейдоскопом культурных событий города".


Вернуться