Новости за 2020
Сквозняки – как глоток свежего воздуха…
Принято считать, что пишущему человеку из провинции (не важно, поэту или прозаику) совсем непросто найти дорогу к своему читателю, а уж тем более дорогу в большие столичные издательства. Но героине нашей сегодняшней встречи это удалось. Знакомьтесь, Татьяна Сергеевна Леванова.
Виртуальная литературная гостиная
ЛЕВАНОВА ТАТЬЯНА
Об авторе
Родилась 30.08.77 г. Пермь, в Березниках жила с 1979 года, в 2014 году переехала в Калининград. Мать троих детей.
Издавалась с 1996 года в местной периодике (Соликамск, Березники, Пермь), с 2005 года в издательствах “Дрофа”, “ЭКСМО”, “АСТ”, “Рипол-классик”, некоторые книги переведены на болгарский язык.
Книги: Серия “Сквозняки”, два переиздания, доп.тиражи. Выходила в издательствах “ЭКСМО” и “АСТ”. Жанр волшебной повести, для детей среднего школьного возраста (9-13 лет). Вышло шесть книг, готовится седьмая. Один сквозной персонаж - Маша Некрасова - и ее приключения на разных планетах в разных мирах. Элементы русской волшебной сказки, научной фантастики, киберпанка.
“Море, мечты, Марина и ее рыбки” - школьная повесть для детей среднего и старшего школьного возраста. Одно переиздание.
Несколько десятков рассказов для взрослых опубликованы в газетах, журналах (в том числе “Если”), альманахах (в том числе “Мю Цефея”, “Пермский писатель”) и книжных сборниках.
Рассказ "Нормальная человеческая жизнь" в 2012 году удостоен литературной премии им.А.Л. Решетова в номинации "Мастер»
Автор цикла книг для подростков «Сквозняки».
Зададим автору несколько вопросов:
- Сквозняки грозят простудой. Сквозные темы в творчестве отличают автора глубокого и опытного. Есть ли в Вашем творчестве сквозные темы и если да, то как Вы к ним пришли?
- Сквозные темы нашего времени - их выявление и анализ требуют глубокого исследования. Если навскидку вспомнить произведения современных авторов, то актуальные сквозные темы - довольно острые, и в социальном, и в политическом смысле, и не очень подходят к тому, что я пишу. Что же касается только детской литературы, то, как и в прошлом веке, одна из сквозных тем - это школа, особенно с точки зрения взросления и отношений в коллективе сверстников и учителей. К этой теме я время от времени обращаюсь, потому что это актуально как для моих читателей, так и для меня, и как бывшего ученика, и как матери, и как специалиста, потому что по моему основному образованию я учитель русского языка и литературы.
В моей книге “Море, мечты, Марина и ее рыбки” эта тема раскрывается и с точки зрения семьи и школы, и дружбы, и взросления. В “Сквозняках” каждая книга начинается с одной проблемы, с одного конфликта Маши, в школе, с друзьями, с родителями, и потом развивается и раскрывается в фантастических условиях, меняя героиню и ее отношение к проблеме, и подсказывая ей решение. Тема школы очень часто встречается у современных детских писателей, таких, как Тамара Крюкова, Дмитрий Емец и других. Даже популярность различных книг коммерческой направленности про необычные школы - тоже свидетельствует в пользу того, что эта тема сквозная для детской литературы.
Что же касается моих произведений для взрослых, то вечные темы, такие, как “любовь” и “противостояние личности и общества”, в наше время получили развитие, благодаря определенным тенденциям в социальной сфере. Появилась, как мне видится, такая сквозная тема, как равноправие и равноценность любовных отношений в современном мире. А тема противостояния личности и общества в наше время часто рассматривается с точки зрения развития и сохранения индивидуальности, самопознания, и защиты аутентичности личности от чужого давления.
Именно об этом, в частности, мой рассказ “Нормальная человеческая жизнь”, это актуальная для меня тема, к которой я обращаюсь сама, и которую люблю встречать в произведениях других современных авторов, например, у Линор Горалик или Мариам Петросян.
- Почему Вы стали писать для подростков и почему именно в жанре фэнтези? Кто Вас вдохновил?
- Для начала уточню, что я не пишу для подростков в жанре фэнтези. Это исторически сложившийся жанр со своими законами, героями, сюжетами, аллюзиями, я очень любила книги в этом жанре в школе и даже писала сочинения по особенностям этого жанра в старших классах (на что учителя мне говорили, что такого жанра не существует). Мои первые опыты тоже были в жанре фэнтези, однако специалисты мне убедительно и доброжелательно объяснили, что лично мне это не подходит (например, Татьяна Соколова из пермского Союза писателей), что девочке, которая взрослела в русском рабочем городе - фальшиво писать про эльфов и орков. Но мне всегда нравились волшебные сказки, как авторские, так и народные, и в институте я с охотой углубилась в их изучение.
По своим законам они отличаются от жанра фэнтези. Например, магия в волшебной сказке является не решением проблем, а скорее испытанием персонажа, благодаря которому он развивается. Она не всемогуща, у нее есть свои пределы и противостояния, у жанров-предтеч фэнтези этот закон не нарушаем.
Мой интерес к волшебству и фольклору не случаен - я росла в своеобразной семье с глубокими корнями, которой удалось сохранить свою аутентичность и верность традициям, есть определенные поверья, заговоры, предметы, которые передавались из поколения в поколение. Это часть истории моей семьи, я не могу ее игнорировать, хоть мой опыт в этой области чисто теоретический. Поэтому, когда наконец я сделала паузу в работе - ушла в декрет - и муж убедил меня, что я должна попытаться написать книгу, пока у меня есть на это время, я задумалась, где, в какой области литературы я смогу приложить свой реальный опыт.
Дети школьного возраста, книги, волшебство, педагогика, путешествия, медицина - вот то, чем я всегда увлекалась. Так и появились “Сквозняки” - моя первая книга. Опять же я старалась для собственного ребенка, для дочки, которая была и остается моей главной музой.
- В 2012 году Вы стали обладателем лит.премии им.Решетова за рассказ «Нормальная человеческая жизнь»: О чём рассказ и что такое по-Вашему НОРМАЛЬНАЯ жизнь?
- Этот рассказ изначально был написан на сетевой литературный конкурс “Рваная грелка”, где тему дал Майкл Суэнвик «У холмов одни боги, у долин — другие» («The gods of the valleys are not the gods of the hills»). То есть нужно было написать о непонимании между разными группами людей.
Формально я писала о том, что люди, выросшие на планете, не понимают людей, выросших в космосе. На самом деле это как раз и была моя любимая тема о праве личности сохранить свою индивидуальность.
Девушку, выросшую в космосе, возвращают на планету, где она родилась, и заставляют жить по чужим правилам. Есть, спать, одеваться, общаться она обязана не так, как обычно, а как ей диктуют со стороны, причем буквально под угрозой лишения всех человеческих прав.
Считается, что только один образ жизни - нормален, и любое подозрение в отклонении преступно, несмотря на то, что девушка физически и психологически отличается от всех, и диктуемые условия для нее не полезны. Кроме того, свои особенности героиня не выбирала, это результат многолетнего жертвенного труда на благо планеты.
С поддержкой любящей семьи умной девушке удается мимикрировать под требования общества, но когда речь зашла о первой любви, а именно - о жизни любимого человека, возник конфликт.
Думаю, каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда тебя могут осудить буквально за все - образ жизни, отношения, физические особенности. Хорошо, если человек может противостоять, а если нет? Если то, какой ты есть, служит для лишения тебя работы, прав, несмотря на то, что твои особенности - не твой выбор, а закономерное следствие врожденного здоровья, условий жизни, труда? Хотелось, чтобы читатель с первых строк проникся эмпатией к инопланетянке, на себе ощутил все, что она испытывает и с чем справляется. Нормальная жизнь - это когда к тебе относятся адекватно и не мешают полноценно жить и трудиться в соответствии с твоими возможностями.
- Мы знаем, что Ваш папа – человек пишущий. А передаётся ли писательство по наследству? Если да – то как долго ждать 2-ое поколение писателей, если нет – то почему?
- Я думаю, что когда говорят о писательстве по наследству, это исходит исключительно из образа жизни семьи. В семье пишущего человека всегда много книг и творчество не считается чем-то из ряда вон выходящим, здесь занимаются литературой во всех смыслах - читают, пишут, анализируют. А все остальное зависит от самого человека.
Если отец - Сергей Михайлович Белоглазов - всегда был очень увлечен театром и играл на сцене, то и писал он пьесы. Меня всегда гипнотизировало слово, структура языка.
Мои дети очень разные. Если старшая дочь больше увлекалась образами и сюжетом, то она от первых попыток писать ушла в художники. Мы очень рады, что свою дипломную работу к выпуску в художественной школе она делает как иллюстрации к своей книге, по своему сюжету.
Средний сын предпочитает науку и цифры, он никогда не пытался писать сам, и предпочитает энциклопедии и справочники.
А младший в детстве часто подражал мне, мастерил и писал собственные книги, сочинял миниатюрные сказки, а в двенадцать написал свою первую повесть о приключениях хомячка и его друзей.
- Есть ли какой-то писательский секрет того, как выбраться из провинции, как сделать так, чтобы тебя заметили в крупных издательствах?
- Да, я всегда охотно делилась своим способом, но в нашем городе это почему-то было принято многими пишущими людьми с недоверием. “Разве может быть, чтобы печатали всех, еще и деньги платили, да ну, нет, бред какой-то”. А ведь в то время - до кризиса 2008 года - попасть в крупное издательство было в сто раз легче, чем теперь.
Теоретически и в наши дни можно поступить, как я в 2005 - просто изучить требования издательства (на сайте) и всего лишь оформить свою рукопись так, чтобы секретарю было легче определить, в какой отдел направить рукопись из самотека, а редактору было легче прочитать (программа, размер шрифта, краткое содержание и пр.).
Только обязательно надо созвониться, уточнить, взяли вас на рассмотрение, или отвергли сразу, и можно не ждать ответа. Очень поможет, если вы выиграете какой-нибудь литературный конкурс, такие проводятся и в издательствах, нередко победителей публикуют. Если теперь с бумажным книгоизданием стало сложнее, зато появилось множество интернет-площадок, где тоже можно выложить свою рукопись и привлечь читателей. В интернете нет “провинции”, все авторы равны.
- Как относятся близкие к Вашему писательству? Часто ли критикуют? Советуют? А Вы прислушиваетесь?
- Родные моими изданиями гордятся, но практически не читают, просто потому, что у них здоровое отношение к чтению - у каждого человека есть свои литературные предпочтения, и читать детскую литературу в шестьдесят лет не всем интересно. Мои родители относились к чтению и писательству как к отдыху, поэтому всегда считалось, что существуют более полезные занятия.
Это отношение вошло в привычку и у меня, приходится с этим бороться в душе даже теперь, когда книги стали моей профессией и моим доходом. Если бы не это, писала бы больше. Муж более серьезно относится к моему творчеству, он убедил меня заняться книгами, не тратить время на что-то другое, и, пока зрение ему позволяло, регулярно вычитывал мои рукописи.
Я часто советуюсь с ним по техническим и научным вопросам, обращаюсь также к жизненному опыту моих родителей. И очень часто советуюсь с моими детьми по поводу их отношений с друзьями и внимательно выслушиваю их точку зрения на какие-то школьные ситуации. Иногда и с друзьями детей, но реже, чем с читателями.
- Татьяна Сергеевна, скажите пожалуйста, кто привёл Вас с библиотеку?
- Записали в школе. А вне школы вроде бы мама приводила. Она большая поклонница библиотек, в школе проводила в них все свое время, часто помогала работникам добровольно.
- Что даёт библиотека лично Вам как альтернатива проведения свободного времени?
- У нас дома была очень богатая библиотека, а читаю я с трех лет. К моменту, когда я попала в настоящую библиотеку, прочитано уже было много, и я помню смешанные чувства - что в книгах можно копаться сколько угодно, но нечитанных нет.
Я просто приходила в библиотеку, брала книгу, даже если ее читала, потом приходила вернуть ее, и так по кругу, просто потому что считала, что это очень хорошее занятие - посещать библиотеку. Лучше, чем гулять.
Понятно, что когда детские и школьные библиотеки сменились на взрослые, это было большое событие, в мире оказалось больше книг, чем дома, удивительно!
А к институту оказалось, что и в библиотеках маловато, нужно больше книг, и всех авторов, каких хочется, найти невозможно, хоть оббегай библиотеки нескольких городов.
- Есть ли будущее у библиотеки в век компьютеров? Если есть, то какое оно и от кого зависит?
- Хороших книг и авторов много, в миллионы раз больше, чем модных, как разобраться в этом многообразии, если повсюду реклама, а книги стоят дорого? Лучше, чем библиотека, для этого не придумано. Далеко не все, что ты хочешь и успеваешь прочитать, ты полюбишь настолько, чтобы хранить это и перечитывать.
В наше время бумажная книга стала предметом роскоши, она стоит дороже, чем цифровая. И те, и другие нужно где-то хранить, нужно пространство дома и на жестком диске. А в библиотеке есть место для хранения книг, и просто прочитать книгу стоит гораздо дешевле, чем ее купить.
Хорошо бы, чтобы библиотеки были более обеспеченными, чтобы поступало много новинок, чтобы можно было провести все свое свободное время в читальном зале. Зависит это прежде всего от читателей. А вот читателей статистически становится меньше, потому что люди выбирают другие виды досуга.
Татьяна Черниговская говорит, что мозг лучше развивается и дольше противостоит возрастным болезням у тех, кто проводит отдых за сложным интеллектуальным занятием. Что лучше читать более сложную книгу, чем привык, смотреть более сложный фильм и так далее.
А в наше время даже легкое чтение считается слишком тяжелым для уставшего человека. Забавно, что самыми читающими и самыми вовлеченными в библиотечную жизнь остаются дети, школьники, от которых требуется для учебы навык осознанного чтения, хоть они и максимально загружены в наши дни - и школой, и домашними заданиями, и дополнительным образованием, и спортом, и хобби, и необходимостью уделять время для развития разных навыков, в том числе социальных.
- 27 мая отмечается Всероссийский День библиотек. Ваши пожелания библиотекарям в их профессиональный праздник.
- Больше читателей, и не только тех, кто учится - больше людей, которые считают интеллигентный досуг более достойным и важным для себя, тогда и работать библиотекарю веселее, и оплата будет достойная. И поклон вам за то, что благодаря вам читатель не останется интеллектуально голодным, а писателю не обязательно быть модным и острым, чтобы чувствовать эмоциональную отдачу от читателя.
Книги Татьяны Левановой в библиотеке ЛитРес
Понравилась встреча - поделись с друзьями!
Книги Татьяны Левановой
Леванова, Т. С. Море, мечты, Марина и ее рыбки : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2008. - 187 с.
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,9,11.
Леванова, Т. С. Сквозняки : Аквамариновая звезда ; Ночные Птицы Рогонды : повести / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2013. - 587 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: 7,9.
Леванова, Т. С. Сквозняки. Аквамариновая звезда : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2009. - 347 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,3,4,5,6,7,9.
Леванова, Т. С. Сквозняки. Ледяной рыцарь : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2012. - 412 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,3,5,6,9,10,11.
Леванова, Т. С. Сквозняки. Ночные Птицы Рогонды : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2011. - 415 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,5,6,7,9,10,11.
Леванова, Т. С. Сквозняки : Первая миссия ; Повелитель Иллюзий ; Ледяной рыцарь : повести / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2013. - 588 с. - (Сквозняки).
Библотеки: 9.
Леванова Т. С. Сквозняки. Первая миссия : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : АСТ, 2017. - 381 с. - (Сквозняки между мирами).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,9.
Леванова, Т. С. Сквозняки. Первая миссия : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2012. - 413 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,5,7,10,11.
Леванова, Т. С. Сквозняки. Повелитель иллюзий : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : АСТ, 2018. - 348 с. - (Сквозняки между мирами).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ.
Леванова, Т. С. Сквозняки. Повелитель Иллюзий : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2011. - 412 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,5,6,7,10,11.
Леванова, Т. С. Сквозняки. Ткачи Заклинаний : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : АСТ, 2017. - 412 с. - (Сквозняки между мирами).
Библиотеки: ЦДБ,5,6,9,10,11.
Татьяна Леванова, о ней
Статьи из периодики
-
Для детей книги пишет : [Татьяна Леванова] // Березниковский рабочий. - 2017. - 3 июля. - С. 1. - (Кто это?).
-
Лауреаты Решетовской премии - 2012 : [Т. Леванова, Т. Заостровская, А. Юшкова] // Березники вечерние. - 2013. - 9 янв. - С. 26. - (Литературная страница).
-
Будина, К. Время "сквозняков" : [детская писательница Татьяна Леванова] / К. Будина // Мы - земляки. - 2012. - № 11. - С. 72-75. - (Прикамье современное. Творчество).
-
Дмитриева, Л. Новое путешествие Маши Некрасовой : в московском издательстве "ЭКСМО" в свет вышла книга березниковской писательницы Татьяны Левановой "Ночные Птицы Рогонды" / Л. Дмитриева // Березники вечерние. - 2011. - 9 марта. - С. 2. - (Книга недели).
-
Две судьбы в литературе : [Татьяна Леванова и Татьяна Соколова] / подготовила О. Кукушкина // Березниковская неделя. - 2008. - 24 сент. - С. 6.
-
Кольцова, Н. Королева сказок : березниковская писательница Татьяна Леванова выпустила уже три книги / Н. Кольцова // Березниковский рабочий. - 2007. - 2 марта. - С. 3.
-
Дмитриева, Л. Как в анекдоте : в Березниках снимается фильм по книге Татьяны Левановой ["Следующий!"] / Л. Дмитриева // Березники вечерние. - 2007. - 16 янв. - С. 1. - ("БВ"-информ).
-
Татьяна – повелительница иллюзий : [о презентации новой детской книги "Сквозняки: повелитель иллюзий" Т. Левановой в магазине "Библиосфера"] // Новая газета-1. - 2006. - 12 апр. - С.3.
-
Белоглазова, Т. Ветреная Джульетта из Клуба Неудачников : рассказ / Т. Белоглазова // Березники вечерние. - 2000. - 20 июля. - С. 7. - (Представляем победителей Второго литературного фестиваля "Решетовские встречи").