МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

Сквозняки как глоток свежего воздуха…

26 мая 2020

Книги Татьяны ЛевановойПринято считать, что пишущему человеку из провинции (не важно, поэту или прозаику) совсем непросто найти дорогу к своему читателю, а уж тем более дорогу в большие столичные издательства. Но героине нашей сегодняшней встречи это удалось. Знакомьтесь, Татьяна Сергеевна Леванова.

 

Виртуальная литературная гостиная

 

 

Леванова Татьяна

 ЛЕВАНОВА ТАТЬЯНА

Об авторе


Родилась 30.08.77 г. Пермь, в Березниках жила с 1979 года, в 2014 году переехала в Калининград. Мать троих детей. 

Издавалась с 1996 года в местной периодике (Соликамск, Березники, Пермь), с 2005 года в издательствах “Дрофа”, “ЭКСМО”, “АСТ”, “Рипол-классик”, некоторые книги переведены на болгарский язык.

Книги: Серия “Сквозняки”, два переиздания, доп.тиражи. Выходила в издательствах “ЭКСМО” и “АСТ”. Жанр волшебной повести, для детей среднего школьного возраста (9-13 лет). Вышло шесть книг, готовится седьмая. Один сквозной персонаж - Маша Некрасова - и ее приключения на разных планетах в разных мирах. Элементы русской волшебной сказки, научной фантастики, киберпанка.

“Море, мечты, Марина и ее рыбки” - школьная повесть для детей среднего и старшего школьного возраста. Одно переиздание.

Несколько десятков рассказов для взрослых опубликованы в газетах, журналах (в том числе “Если”), альманахах (в том числе “Мю Цефея”, “Пермский писатель”) и книжных сборниках.

Рассказ "Нормальная человеческая жизнь" в 2012 году удостоен литературной премии им.А.Л. Решетова в номинации "Мастер»

Автор цикла книг для подростков «Сквозняки».

 

Зададим автору несколько вопросов:


- Сквозняки грозят простудой. Сквозные темы в творчестве отличают автора глубокого и опытного. Есть ли в Вашем творчестве сквозные темы и если да, то как Вы к ним пришли?

- Сквозные темы нашего времени - их выявление и анализ требуют глубокого исследования. Если навскидку вспомнить произведения современных авторов, то актуальные сквозные темы - довольно острые, и в социальном, и в политическом смысле, и не очень подходят к тому, что я пишу. Что же касается только детской литературы, то, как и в прошлом веке, одна из сквозных тем - это школа, особенно с точки зрения взросления и отношений в коллективе сверстников и учителей. К этой теме я время от времени обращаюсь, потому что это актуально как для моих читателей, так и для меня, и как бывшего ученика, и как матери, и как специалиста, потому что по моему основному образованию я учитель русского языка и литературы.

 В моей книге “Море, мечты, Марина и ее рыбки” эта тема раскрывается и с точки зрения семьи и школы, и дружбы, и взросления. В “Сквозняках” каждая книга начинается с одной проблемы, с одного конфликта Маши, в школе, с друзьями, с родителями, и потом развивается и раскрывается в фантастических условиях, меняя героиню и ее отношение  к проблеме, и подсказывая ей решение. Тема школы очень часто встречается у современных детских писателей, таких, как Тамара Крюкова, Дмитрий Емец и других. Даже популярность различных книг коммерческой направленности про необычные школы - тоже свидетельствует в пользу того, что эта тема сквозная для детской литературы.

Что же касается моих произведений для взрослых, то вечные темы, такие, как “любовь” и “противостояние личности и общества”, в наше время получили развитие, благодаря определенным тенденциям в социальной сфере.  Появилась, как мне видится, такая сквозная тема, как равноправие и равноценность любовных отношений в современном мире.  А тема противостояния личности и общества в наше время часто рассматривается с точки зрения развития и сохранения индивидуальности, самопознания, и защиты аутентичности личности от чужого давления.

Именно об этом, в частности, мой рассказ “Нормальная человеческая жизнь”, это актуальная для меня тема, к которой я обращаюсь сама, и которую люблю встречать в произведениях других современных авторов, например, у Линор Горалик или Мариам Петросян.

 

- Почему Вы стали писать для подростков и почему именно в жанре фэнтези? Кто Вас вдохновил?

- Для начала уточню, что я не пишу для подростков в жанре фэнтези. Это исторически сложившийся жанр со своими законами, героями, сюжетами, аллюзиями, я очень любила книги в этом жанре в школе и даже писала сочинения по особенностям этого жанра в старших классах (на что учителя мне говорили, что такого жанра не существует). Мои первые опыты тоже были в жанре фэнтези, однако специалисты мне убедительно и доброжелательно объяснили, что лично мне это не подходит (например, Татьяна Соколова из пермского Союза писателей), что девочке, которая взрослела в русском рабочем городе - фальшиво писать про эльфов и орков. Но мне всегда нравились волшебные сказки, как авторские, так и народные, и в институте я с охотой углубилась в их изучение.

По своим законам они отличаются от жанра фэнтези. Например, магия в волшебной сказке является не решением проблем, а скорее испытанием персонажа, благодаря которому он развивается. Она не всемогуща, у нее есть свои пределы и противостояния, у жанров-предтеч фэнтези этот закон не нарушаем.

Мой интерес к волшебству и фольклору не случаен - я росла в своеобразной семье с глубокими корнями, которой удалось сохранить свою аутентичность и верность традициям, есть определенные поверья, заговоры, предметы, которые передавались из поколения в поколение. Это часть истории моей семьи, я не могу ее игнорировать, хоть мой опыт в этой области чисто теоретический. Поэтому, когда наконец я сделала паузу в работе - ушла в декрет - и муж убедил меня, что я должна попытаться написать книгу, пока у меня есть на это время, я задумалась, где, в какой области литературы я смогу приложить свой реальный опыт.

Дети школьного возраста, книги, волшебство, педагогика, путешествия, медицина - вот то, чем я всегда увлекалась. Так и появились “Сквозняки” - моя первая книга. Опять же я старалась для собственного ребенка, для дочки, которая была и остается моей главной музой.

 

- В 2012 году Вы стали обладателем лит.премии им.Решетова за рассказ «Нормальная человеческая жизнь»: О чём рассказ и что такое по-Вашему НОРМАЛЬНАЯ жизнь?

- Этот рассказ изначально был написан на сетевой литературный конкурс “Рваная грелка”, где тему дал Майкл Суэнвик «У холмов одни боги, у долин — другие» («The gods of the valleys are not the gods of the hills»). То есть нужно было написать о непонимании между разными группами людей.

Формально я писала о том, что люди, выросшие на планете, не понимают людей, выросших в космосе. На самом деле это как раз и была моя любимая тема о праве личности сохранить свою индивидуальность.

Девушку, выросшую в космосе, возвращают на планету, где она родилась, и заставляют жить по чужим правилам. Есть, спать, одеваться, общаться она обязана не так, как обычно, а как ей диктуют со стороны, причем буквально под угрозой лишения всех человеческих прав.

Считается, что только один образ жизни - нормален, и любое подозрение в отклонении преступно, несмотря на то, что девушка физически и психологически отличается от всех, и диктуемые условия для нее не полезны. Кроме того, свои особенности героиня не выбирала, это результат многолетнего жертвенного труда на благо планеты.

С поддержкой любящей семьи умной девушке удается мимикрировать под требования общества, но когда речь зашла о первой любви, а именно - о жизни любимого человека, возник конфликт.

Думаю, каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда тебя могут осудить буквально за все - образ жизни, отношения, физические особенности. Хорошо, если человек может противостоять, а если нет? Если то, какой ты есть, служит для лишения тебя работы, прав, несмотря на то, что твои особенности - не твой выбор, а закономерное следствие врожденного здоровья, условий жизни, труда? Хотелось, чтобы читатель с первых строк проникся эмпатией к инопланетянке, на себе ощутил все, что она испытывает и с чем справляется. Нормальная жизнь - это когда к тебе относятся адекватно и не мешают полноценно жить и трудиться в соответствии с твоими возможностями. 

 

- Мы знаем, что Ваш папа – человек пишущий. А передаётся ли писательство по наследству? Если да – то как долго ждать 2-ое поколение писателей, если нет – то почему?

- Я думаю, что когда говорят о писательстве по наследству, это исходит исключительно из образа жизни семьи. В семье пишущего человека всегда много книг и творчество не считается чем-то из ряда вон выходящим, здесь занимаются литературой во всех смыслах - читают, пишут, анализируют. А все остальное зависит от самого человека.

 Если отец - Сергей Михайлович Белоглазов - всегда был очень увлечен театром и играл на сцене, то и писал он пьесы. Меня всегда гипнотизировало слово, структура языка.

Мои дети очень разные. Если старшая дочь больше увлекалась образами и сюжетом, то она от первых попыток писать ушла в художники. Мы очень рады, что свою дипломную работу к выпуску в художественной школе она делает как иллюстрации к своей книге, по своему сюжету.

Средний сын предпочитает науку и цифры, он никогда не пытался писать сам, и предпочитает энциклопедии и справочники.

А младший в детстве часто подражал мне, мастерил и писал собственные книги, сочинял миниатюрные сказки, а в двенадцать написал свою первую повесть о приключениях хомячка и его друзей.

 

- Есть ли какой-то писательский секрет того, как выбраться из провинции, как сделать так, чтобы тебя заметили в крупных издательствах?

- Да, я всегда охотно делилась своим способом, но в нашем городе это почему-то было принято многими пишущими людьми с недоверием. “Разве может быть, чтобы печатали всех, еще и деньги платили, да ну, нет, бред какой-то”. А ведь в то время - до кризиса 2008 года - попасть в крупное издательство было в сто раз легче, чем теперь.

Теоретически и в наши дни можно поступить, как я в 2005  - просто изучить требования издательства (на сайте) и всего лишь оформить свою рукопись так, чтобы секретарю было легче определить, в какой отдел направить рукопись из самотека, а редактору было легче прочитать (программа, размер шрифта, краткое содержание и пр.).

Только обязательно надо созвониться, уточнить, взяли вас на рассмотрение, или отвергли сразу, и можно не ждать ответа. Очень поможет, если вы выиграете какой-нибудь литературный конкурс, такие проводятся и в издательствах, нередко победителей публикуют.  Если теперь с бумажным книгоизданием стало сложнее, зато появилось множество интернет-площадок, где тоже можно выложить свою рукопись и привлечь читателей. В интернете нет “провинции”, все авторы равны.

 

- Как относятся близкие к Вашему писательству? Часто ли критикуют? Советуют? А Вы прислушиваетесь?

- Родные моими изданиями гордятся, но практически не читают, просто потому, что у них здоровое отношение к чтению - у каждого человека есть свои литературные предпочтения, и читать детскую литературу в шестьдесят лет не всем интересно. Мои родители относились к чтению и писательству как к отдыху, поэтому всегда считалось, что существуют более полезные занятия.

Это отношение вошло в привычку и у меня, приходится с этим бороться в душе даже теперь, когда книги стали моей профессией и моим доходом. Если бы не это, писала бы больше. Муж более серьезно относится к моему творчеству, он убедил меня заняться книгами, не тратить время на что-то другое, и, пока зрение ему позволяло, регулярно вычитывал мои рукописи.

Я часто советуюсь с ним по техническим и научным вопросам, обращаюсь также к жизненному опыту моих родителей. И очень часто советуюсь с моими детьми по поводу их отношений с друзьями и внимательно выслушиваю их точку зрения на какие-то школьные ситуации. Иногда и с друзьями детей, но реже, чем с читателями.

 

- Татьяна Сергеевна, скажите пожалуйста, кто привёл Вас с библиотеку?

- Записали в школе. А вне школы вроде бы мама приводила. Она большая поклонница библиотек, в школе проводила в них все свое время, часто помогала работникам добровольно.

 

- Что даёт библиотека лично Вам как альтернатива проведения свободного времени?

- У нас дома была очень богатая библиотека, а читаю я с трех лет. К моменту, когда я попала в настоящую библиотеку, прочитано уже было много, и я помню смешанные чувства - что в книгах можно копаться сколько угодно, но нечитанных нет. 

Я просто приходила в библиотеку, брала книгу, даже если ее читала, потом приходила вернуть ее, и так по кругу, просто потому что считала, что это очень хорошее занятие - посещать библиотеку. Лучше, чем гулять.

Понятно, что когда детские и школьные библиотеки сменились на взрослые, это было большое событие, в мире оказалось больше книг, чем дома, удивительно!

А к институту оказалось, что и в библиотеках маловато, нужно больше книг, и всех авторов, каких хочется, найти невозможно, хоть оббегай библиотеки нескольких городов.

 

- Есть ли будущее у библиотеки в век компьютеров? Если есть, то какое оно и от кого зависит?

- Хороших книг и авторов много, в миллионы раз больше, чем модных, как разобраться в этом многообразии, если повсюду реклама, а книги стоят дорого? Лучше, чем библиотека, для этого не придумано. Далеко не все, что ты хочешь и успеваешь прочитать, ты полюбишь настолько, чтобы хранить это и перечитывать.

 В наше время бумажная книга стала предметом роскоши, она стоит дороже, чем цифровая. И те, и другие нужно где-то хранить, нужно пространство дома и на жестком диске. А в библиотеке есть место для хранения книг, и просто прочитать книгу стоит гораздо дешевле, чем ее купить. 
Хорошо бы, чтобы библиотеки были более обеспеченными, чтобы поступало много новинок, чтобы можно было провести все свое свободное время в читальном зале. Зависит это прежде всего от читателей. А вот читателей статистически становится меньше, потому что люди выбирают другие виды досуга.

Татьяна Черниговская говорит, что мозг лучше развивается и дольше противостоит возрастным болезням у тех, кто проводит отдых за сложным интеллектуальным занятием. Что лучше читать более сложную книгу, чем привык, смотреть более сложный фильм и так далее.
А в наше время даже легкое чтение считается слишком тяжелым для уставшего человека. Забавно, что самыми читающими и самыми вовлеченными в библиотечную жизнь остаются дети, школьники, от которых требуется для учебы навык осознанного чтения, хоть они и максимально загружены в наши дни - и школой, и домашними заданиями, и дополнительным образованием, и спортом, и хобби, и необходимостью уделять время для развития разных навыков, в том числе социальных.

 

- 27 мая отмечается Всероссийский День библиотек. Ваши пожелания библиотекарям в их профессиональный праздник.

- Больше читателей, и не только тех, кто учится - больше людей, которые считают интеллигентный досуг более достойным и важным для себя, тогда и работать библиотекарю веселее, и оплата будет достойная. И поклон вам за то, что благодаря вам читатель не останется интеллектуально голодным, а писателю не обязательно быть модным и острым, чтобы чувствовать эмоциональную отдачу от читателя.


 

Книги Татьяны Левановой в библиотеке ЛитРес
 

 

Виртуальная литературная гостиная им. А.Решетова

 

Понравилась встреча - поделись с друзьями!

 

Книги Татьяны Левановой

 

Леванова, Т. С. Море, мечты, Марина и ее рыбки : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2008. - 187 с.
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,9,11.

Леванова, Т. С. Сквозняки : Аквамариновая звезда ; Ночные Птицы Рогонды : повести / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2013. - 587 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: 7,9.

Леванова, Т. С. Сквозняки. Аквамариновая звезда : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2009. - 347 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,3,4,5,6,7,9.

Леванова, Т. С. Сквозняки. Ледяной рыцарь : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2012. - 412 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,3,5,6,9,10,11.

Леванова, Т. С. Сквозняки. Ночные Птицы Рогонды : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2011. - 415 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,5,6,7,9,10,11.

Леванова, Т. С. Сквозняки : Первая миссия ; Повелитель Иллюзий ; Ледяной рыцарь : повести / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2013. - 588 с. - (Сквозняки).
Библотеки: 9.

Леванова Т. С. Сквозняки. Первая миссия : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : АСТ, 2017. - 381 с. - (Сквозняки между мирами).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,9.

Леванова, Т. С. Сквозняки. Первая миссия : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2012. - 413 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,5,7,10,11.

Леванова, Т. С. Сквозняки. Повелитель иллюзий : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : АСТ, 2018. - 348 с. - (Сквозняки между мирами).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ.

Леванова, Т. С. Сквозняки. Повелитель Иллюзий : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : ЭКСМО, 2011. - 412 с. - (Сквозняки).
Библиотеки: ЦБ,ЦДБ,5,6,7,10,11.

Леванова, Т. С. Сквозняки. Ткачи Заклинаний : повесть / Т. С. Леванова. - Москва : АСТ, 2017. - 412 с. - (Сквозняки между мирами).
Библиотеки: ЦДБ,5,6,9,10,11.


Татьяна Леванова, о ней

Статьи из периодики

  • Для детей книги пишет : [Татьяна Леванова] // Березниковский рабочий. - 2017. - 3 июля. - С. 1. - (Кто это?).
  • Лауреаты Решетовской премии - 2012 : [Т. Леванова, Т. Заостровская, А. Юшкова] // Березники вечерние. - 2013. - 9 янв. - С. 26. - (Литературная страница).
  • Будина, К. Время "сквозняков" : [детская писательница Татьяна Леванова] / К. Будина // Мы - земляки. - 2012. - № 11. - С. 72-75. - (Прикамье современное. Творчество).
  • Дмитриева, Л. Новое путешествие Маши Некрасовой : в московском издательстве "ЭКСМО" в свет вышла книга березниковской писательницы Татьяны Левановой "Ночные Птицы Рогонды" / Л. Дмитриева // Березники вечерние. - 2011. - 9 марта. - С. 2. - (Книга недели).
  • Две судьбы в литературе : [Татьяна Леванова и Татьяна Соколова] / подготовила О. Кукушкина // Березниковская неделя. - 2008. - 24 сент. - С. 6.
  • Кольцова, Н. Королева сказок : березниковская писательница Татьяна Леванова выпустила уже три книги / Н. Кольцова // Березниковский рабочий. - 2007. - 2 марта. - С. 3.
  • Дмитриева, Л. Как в анекдоте : в Березниках снимается фильм по книге Татьяны Левановой ["Следующий!"] / Л. Дмитриева // Березники вечерние. - 2007. - 16 янв. - С. 1. - ("БВ"-информ).
  • Татьяна – повелительница иллюзий : [о презентации новой детской книги "Сквозняки: повелитель иллюзий" Т. Левановой в магазине "Библиосфера"] // Новая газета-1. - 2006. - 12 апр. - С.3.
  • Белоглазова, Т. Ветреная Джульетта из Клуба Неудачников : рассказ / Т. Белоглазова // Березники вечерние. - 2000. - 20 июля. - С. 7. - (Представляем победителей Второго литературного фестиваля "Решетовские встречи").


Вернуться

загрузка