Новости за 2020
Выставка-вернисаж в библиотеке №11
В библиотеке № 11 27 декабря открылась выставка-вернисаж «Благородные мужчины и прекрасные дамы Карла Брюллова», посвященная 220-летию со дня рождения великого русского живописца.
Материал подготовлен
Давыдовой Людмилой Алексеевной
библиотекарем библиотеки №11
Выставка-вернисаж стала постоянной формой работы нашей библиотеки. Мы любим искусство и хотим вновь обратить внимание наших читателей к творчеству художников-юбиляров. Приглашаем на выставку-вернисаж «Благородные мужчины и прекрасные женщины Карла Брюллова», посвященную 220-летнему юбилею великого живописца.
«Благородные мужчины и прекрасные женщины Карла Брюллова»
У Павла Брюлло, преподавателя Императорской Академии художеств, было пять сыновей. Прилежны четверо и только один - беспутный шалопай. Нет, Карл не ленился, выполнял задания, но как-то легко, без усердия, так необходимого будущему художнику. А мог и не закончить начатое! И бит был крепко, после одного из наставлений левым ухом уже не слышал никогда. И не раз лишён завтрака, обеда и ужина, но никакие педагогические меры не помогали. «Не выйдет из него толка»,- сокрушался академик.
Четверо стали хорошими художниками. А непутёвый – славой русского искусства. «Великий Карл», - называли его современники. В 10 лет Карл был отдан на учение в Академию художеств. Здесь семейная муштра дала результаты. Карл быстро стал лучшим учеником и всеобщим любимцем, он охотно помогал сокурсникам – платой за помощь было чтение вслух, пока он правил работы, да сладкие булочки.
В 1821 году Академия закончена «с пригоршней медалей». Карлу предложено совершенствовать мастерство в Италии с условием русификации фамилии. В 1823 году братья Александр и Карл Брюлловы приехали в Рим.
Ах, Италия – мечта художников, солнечная и радушная, как роскошная южная красавица! И «вечный город» Рим так отличался холодного чопорного Петербурга. Брат Александр осваивал «гранит науки», изучал историю и архитектуру, много путешествовал по стране. Карл наслаждался жизнью. В Италию он был просто влюблён. Прочь академизм! Хотелось изобразить Италию не канонной дивой, а невинной девушкой в утреннем нежном свете. Или полной сил и радости бытия роскошной южанкой, собирающей виноград. Работы «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» - своеобразный отчёт художника - были отправлены в Петербург.
«Утро» вызвало восторг, а вот «Полдень» - недовольство академиков. Чересчур де красавица привлекательна и «лишена классических пропорций». Его ругали за то, что он более всего ценил в искусстве изображение красоты жизни. Карл прервал отношения с Обществом Поощрения Художеств. «Отныне свободен, никому ничего не должен», - писал он. Казалось, он беспечно прожигает жизнь. Каждый вечер беседы и споры в русском кафе, красивые женщины. Он умел кружить головы, легко увлекаясь и также остывая. Так продолжалось, пока в жизнь его не ворвалась ошеломительная графиня Юлия Самойлова. «Бойтесь её, Карл, не женщина – Везувий», - шепнул хозяин дома, познакомивший их. Но Карл, зачарованный красотой и характером Юлии, не слышал. Всё в ней было под стать Брюллову: волоокий взгляд и спелость южанки, жажда жизни и неуёмная энергия, независимость, даже дерзость. Закружился стремительный роман.
К Везувию, в древний город Помпеи, они поехали вместе. Гуляли по мёртвому городу, осматривали дома, сохранившиеся под вулканическим пеплом. Видели тела, застигнутые смертью в поразительно живых позах. Карл был потрясён увиденным. Он обязательно напишет картину, в которой хаос не только лишает жизни, но и раскрывает дух человека. «Последний день Помпеи» Карл писал три года. На картине Брюллова бушующая стихия рождает только природный хаос, но люди здесь удивительно красивы. Художник подарил им все, что может дать живопись: прекрасные тела и яркие одежды в огненных отблесках зарева. Бушующая стихия обнажает духовную силу. Человек должен быть прекрасен лицом и обладать силой духа, какие бы сюрпризы не преподнесла ему жизнь, - говорит нам художник.
В 1833 году картина «Последний день Помпеи» была выставлена для показа. «Весь город Рим стекался дивиться ею». Триумф шквалом обрушился на мастера. Утром Брюллов не мог открыть дверь дома, она была усыпана цветами. В театре зрители устраивали овации не артистам, а художнику. Даже отъезд Юлии не смог омрачить этот шквал славы. Сумасбродная красавица недолго была верна Карлу, укатила в Париж с очередным поклонником, пообещав писать «своему драгоценному Бришке». Но для Брюллова Самойлова осталась эталоном женщины навсегда. Недаром почти со всех картин художника смотрят её прекрасные глаза, сияет неотразимая улыбка.
Российский император Николай l был обеспокоен. Знаменитый на весь мир художник живёт в Италии уже 13 лет, пора бы ему вернуться в Россию. Долго и с неохотой возвращался художник на Родину. В Петербурге новый триумф знаменитой картины. Карл знал, что больше не напишет ничего подобного. На него обрушилась лавина заказов. Весь петербургский свет желал быть увековеченным кистью «великого Карла». Перед ним заискивали, но Карл непрост и всегда честен перед собой и искусством.
80 портретов написал художник в Петербурге, мы не увидим на них ни стариков, ни пожилых женщин. С его картин смотрят на нас только благородные мужчины и прекрасные женщины. Его мужчины умны, они в расцвете сил и способностей. Женщины упоительно молоды и даже мир вокруг них восхитительно прекрасен. Вот сбегают по мраморным ступеням две хорошенькие девушки, прекрасны их кукольные лица, прекрасны переливы бархата и шёлка одежд и летящие вуали, хороша собачка, радостно мчится она за хозяйками. А как прелестна утончённая аристократка, возвращающаяся с конной прогулки, вся в сиянии золотых кудрей и жемчужного шёлка. И все мы: сестрёнка, автор и зрители с восторгом и наслаждением покоряемся этой красоте. Но членов царствующей семьи, несмотря на просьбы, Брюллов не написал, может, не видел он там ни благородных мужчин, ни прекрасных женщин.
В 1848 году доктора определили у Брюллова страшную болезнь сердца. Жить осталось совсем недолго. Решил написать автопортрет. Три часа высокого напряжения и вот он - «великий Карл». На красном бархате царственным жестом лежит натруженная рука. В ловчем высокомерном взгляде художника усталость, обиды обманутых ожиданий, страх близкого конца. Знал ли он, что этот психологический портрет - вершина живописи, к которой будут стремиться сотни русских художников, и лишь единицам удастся достигнуть её.
После смерти мастера искусствоведы и критики долгие годы бесполезно спорили о творчестве Брюллова, не зная, к какому клану его причислить. И только благодарные зрители всегда останавливались у картин художника, завороженные всплеском чувственности и блеска, с которыми он живописал свою жажду жизни и красоты.
Приглашаем всех любителей искусства
познакомиться с выставкой и прочитать книги о творчестве Карла Брюллова
Советуем почитать:
Условные обозначения мест хранения изданий:
ЦБ – Центральная библиотека
ЦДБ – Центральная детская библиотека
3,4,5,6,7,9,10,11,12 – номера библиотек-филиалов
-
Ацаркина, Э. Н. Карл Павлович Брюллов : жизнь и творчество / Э. Н. Ацаркина. - Москва : Искусство, 1963. - 350 с. : ил. - (Русские художники). - ЦБ(чз).
-
Бочаров, И. Н. Карл Брюллов. Итальянские находки / И. Н. Бочаров, Ю. П. Глушакова. - Москва : Знание, 1984. - 190 с., 16 л. ил., портр. - ЦБ,ЦДБ,4,5,7,10,11.
-
Брюллов [Изоматериал] : альбом. - Москва : Изобразительное искусство, 1974. - 2 с., 26 л. репр. - (Образ и цвет). - ЦБ(чз),12.
-
Брюллов Карл : альбом / авт. текста и сост. М. М. Ракова. - Москва : Изобразительное искусство, 1988. - 42 с. : 233 с. ил. - ЦБ(чз),11.
-
Карл Павлович Брюллов / [автор В. Петров]. - Москва : Изобразительное искусство, 1959. - 60 с. : 22 л. ил. - (Мастера русского искусства). - ЦБ(чз).
-
Кириченко, Е. И. Архитектурные теории XIX века в России / Е. И. Кириченко. - Москва : Искусство, 1986. - 445 с. : ил. - ЦБ(аб).
-
Корнилова, А. В. Карл Брюллов в Петербурге / А. В. Корнилова. - Ленинград : Лениздат, 1976. - 176 с. : ил. - 3,12
-
Леонтьева, Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. - Ленинград : Искусство, 1976. - 328 с. : 16 л. ил. - (Жизнь в искусстве). - ЦБ(аб,чз),
-
Мировая художественная культура. ХIХ век : изобразительное искусство, музыка и театр / Е. П. Львова [и др.]. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 460 с. + CD-ROM. - ЦБ(чз),ЦДБ,3,9.
-
Островский, Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. - Москва : Изобразительное искусство, 1987. - 359 с. : ил. - ЦБ,ЦДБ,11,12.
-
Порудоминский, В. И. "Половина жизни моей.." : рассказы / В. И. Порудоминский ; оформ. С. Мухина. - Москва : Детская литература, 1987. - 319 с. : ил. - ЦДБ,3,4,11.
-
Порудоминский, В. И. Брюллов / В. И. Порудоминский. - Москва : Молодая гвардия, 1979. - 350 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. ; вып. 9 (594)). - ЦБ(чз),5
-
Ракова, М. М. Брюллов-портретист / М. М. Ракова. - Москва : Искусство, 1956. - 160 с. : ил. - ЦБ(чз).
-
Шахмагонов, Н. Ф. Художники и композиторы в любви и творчестве. Творцы и их музы / Н. Ф. Шахмагонов. - Москва : Вече, 2019. - 383 с. : ил. - (Любовные драмы). - ЦБ.