Новости за 2019
Творчество – дерево жизни
28 марта 2019 года в библиотеке № 11 прошёл час искусства «Творчество – дерево жизни…», посвященный березниковским художникам.
Перейти к списку литературы по теме
«Творчество – дерево жизни»
У. Блейк
Русский поэт Иосиф Бродский сказал однажды, что сила России в её географии. В глубине необъятной страны всегда найдётся самородок, вновь подтверждающий истину: Россия – страна величайшей культуры. Провинция – животворный источник, питающий огромное дерево. Недаром многие столичные писатели, историки, артисты утверждают: Россия не Москва, и там, в глубинке, настоящая российская культура, свободная от соблазнов.
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на небольшую веточку дерева культуры – березниковских художников. Сейчас в Березниках работает много художников, причем молодых, но я хочу рассказать о тех, чьё творчество волнует меня многие годы.
Это в первую очередь «Березниковская пятёрка» – творческое объединение пятерых художников. Что их объединило? Студенческая молодость – они в одно время учились в Пермском художественно-графическом училище, все волею судьбы оказались в Березниках. Решили объединиться, ведь пятёрка – это кулак, сила, молодым художникам выставляться легче. Случилось это весной 1988 года. В прошлом году «пятёрка» отметила 30-летие. Сейчас это сложившиеся художники с именем, показывающие высокий уровень мастерства. Березниковскую «пятёрку» знают далеко за пределами нашего края, издана книга, которая так и называется «Березниковская пятерка». Печально, что тридцатилетний юбилей был отмечен без двух художников: Владимира Захарова и Леонида Плесовских.
Я начну свой рассказ о художниках с истории Владимира Захарова – мне его творчество ближе по духу. Он родился в городе Губаха, в семье рабочего, печевого Григория Захарова, человека сурового, но трудолюбивого и ответственного, дважды орденоносца, награжденного орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Судьба единственного сына, казалось, была предопределена, но случилось несчастье. Все мальчишки любят играть в войну, со сражениями и взрывами. Одна из взрывных операций закончилась трагически. Володе оторвало пальцы на левой руке, остался один мизинец. Мечты отца о рабочей династии не осуществились, надо было как-то устраивать сына в жизни. Было решено – учить рисованию. Так начались занятия в изостудии, преподавателем, которой был художник Николай Васильевич Якшанов. Я никогда, ни у кого не видела такого восторженного отношения к учителю. При упоминании имени наставника суровое лицо художника светлело, становилось детски-беззащитным и радостным. Эта встреча перевернула всю жизнь, изменила взгляд на мир. Владимир Захаров решил стать художником.
Посмотрим его картины. Захаров был человеком очень основательным: если строил лодку, то лучше фабричной, делал мебель – ей и сейчас не стыдно пользоваться. Добросовестность эта видна в картинах, они, в основном, не маленькие, их отличает строгость линий, сдержанность, даже скупость в выборе средств и цвета – ничего лишнего!
Однажды я спросила художника об отношении к моде и современным течениям в живописи. Он ответил категорично: «Я человек не модный, для меня главное – уловить состояние природы, каким ярким становится хвойный лес весной, как молодой мягкий снежок укрывает уставшую осеннюю землю, да вы смотрите, сами всё увидите». Захаров удивительно чувствовал то, что художники называют фактурой. Сверкает на солнце текучая вода, разъезженная деревенская дорога живёт своей жизнью, по ней не проехать – это точно! Вот «Портрет девушки в голубом». Интересует ли художника её характер? Нет! Блеск волос, изящество жеста, игра цвета в складках платья – это для художника красота жизни, полная теплоты и соблазнительной прелести.
В.Захаров |
В.Захаров |
В.Захаров |
Долгое время художник работал в рекламном комбинате с прозаичным названием «Пермторгреклама», но была мечта о школе искусств. Представлял себя входящим в класс, где вместо парт – мольберты и дети ещё непослушной рукой пишут свои первые работы. Он научит их смотреть и видеть, и, возможно, некоторые станут единомышленниками учителя. Это казалось неосуществимым, да помог счастливый случай: Захаров познакомился с Натальей Степанченко, которая тоже много лет настойчиво добивалась открытия школы искусств. Совместная их работа началась летом 1993года. Трудились, забыв про отпуск, и 1 сентября школа искусств им. Л.А. Старкова приняла своих первых учеников.
О Захарове я говорю много, потому что хорошо знаю его и люблю его картины, но есть художник, вызывающий такое же трепетное чувство – Владимир Червяков. Что я знаю о нём? Да почти ничего! Мы знакомы только визуально. Он улыбчив, дружелюбен, немногословен.
Впервые его работу я увидела в конце 70-х на выставке в Перми. Это был акварельный портрет рабочего-сталевара, он понравился необычайным изяществом. Художник остался верен технике акварели, работы его и сейчас поражают изысканностью простоты.
Все мы знакомы со школы с акварельными красками, на уроках рисования раскрашивали что-то, казалось – просто-то как! Но техника акварели трудна и коварна и не каждому художнику даётся. Червякову даётся, наверное, потому, что примером ему служат работы старых русских мастеров акварели, картины которых светятся чистотой и нежностью. Так и в работах В. Червякова просвечивает бумага, кажется, только коснулся мастер листа, и перед нами чистота и свежесть русской деревенской зимы, вдали «прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет…». А вот работа «Приглашение к чаю» раскрывает дарование художника с другой стороны. Здесь всё конкретно, каждая деталь любовно прописана, самовар, чайники, стул объёмны и красивы так, что хочется их потрогать. Художник влюблен в красоту мира. Его цветы и фрукты ярки и в то же время изящны, а женские портреты удивительно элегантны.
В «Пятёрке» ещё один художник работает в технике акварели – Василий Аникеев. Червяков и Аникеев дополняют друг друга, хотя их манера различна. Работы В. Аникеева более объёмны, многослойны, многоплановы. В них нет лёгкости и изящества. Да и ставит художник другие задачи. Они скорее величественны и суровы, мужественны, но, несмотря на силу, чувствуется – не так просто всё в жизни, есть в пейзажах Аникеева какая-то печаль и одинокость. Хочется отметить, что художники В. Червяков и В. Аникеев принимали участие во всероссийских выставках акварелистов. А на выставке «Курган 2010» работа В. Червякова признана одной из лучших.
В. Червяков |
В. Червяков |
В. Аникеев |
Если вы спросите меня, кто из «пятерки» самый талантливый, я отвечу без тени сомнения – Лев Новиков. Да, Новиков подавал большие надежды уже в училище. Его творчество отличает особый философский взгляд, пристальный, но тёплый. У художника много портретов, особенно женских. Искусствоведы говорят, что герои его портретов красивы и значительны. С портрета «Ирина» смотрит на нас своенравная, умная и современная красавица, а букет нежных роз рядом с ней подсказывает нам – а красавица-то с шипами. Лев Новиков любит изображать красивых женщин, но важнее для художника схватить характер. Вот ещё одна красавица с цветами – картина «Продавщица цветов». Узнаваемое явление 80-х. Цветы здесь, как жар-птицы в клетках, а одинокой их хозяйке холодно в заснеженном тёмном городе.
Каждая картина Льва Новикова имеет новое смысловое содержание. Вот, например, «Троллейбус» – знакомая ситуация, переполненный троллейбус 80-х, каждый пассажир занят своими думами, лица героев не прописаны, да это и неважно для художника, его больше беспокоит разобщенность, одиночество и равнодушие всех. И цвета картины серо-жёлто-чёрные, соответствующие настрою «Троллейбуса».
Новиков – страстный поклонник театра, о театральных постановках он мог говорить много и увлечённо, наверное, потому что долгое время работал сценографом БДТ. Работы для театра, как всё что делал художник в 80-90-е, выполнены художником с большим вкусом. Трудные девяностые были для Новикова временем высокого творческого подъёма. Так бывает – в трудные времена мобилизуется весь наш потенциал. Удивительно, что в начале века художник замолчал.
Если вы спросите меня, кто из березниковских художников самый популярный, не задумываясь, отвечу – Леонид Плесовских. Он человек публичный, наделённый особым даром общения.
Леонид Ефимович в одном интервью привёл слова великого японского художника Хокусая, который в 70лет сказал: «Вот наконец-то с рисунком разобрались», а в 90 лет великий японец изрек: «Ну, теперь и с живописью всё ясно». Я думаю, Плесовских неслучайно цитировал Хокусая, сам он тоже художник, набирающий мастерство и силу долгие годы. Работы начинающего художника Плесовских производили на меня впечатление какой-то растерянности и жадного поиска. В каких только стилях и жанрах он себя не пробовал: реализм и модерн, масло и акварель, не без успеха пытался обобщать и философствовать, казалось, был собирателем, старателем, копил опыт. В зрелые годы создал свой неповторимый стиль – соединение реализма и модерна. Картина «Мальчики 50-х» – философское осмысление послевоенного детства, сам Плесовских из этого детства. Мальчики на картине в отцовских взрослых одеждах с взрослыми лицами кажутся нам маленькими взрослыми. Самая моя любимая картина Плесовских называется «Мелодия». Как хорошо, и возвышенно, и скорбно в летнем благоуханном поле женщине, играющей на флейте, сейчас она уже ничего не видит вокруг себя, только испытывает счастье творчества.
Л.Новиков |
Л.Новиков |
Л.Плесовских |
Л.Плесовских |
Но я думаю, даже не в творчестве главная заслуга Плесовских, а в том, что он был учителем и организатором от Бога (и вновь с благодарностью вспоминается первый учитель рисования и живописи друзей Володи Захарова и Лёни Плесовских – губахинский художник Н. В. Якшанов). Леонид Ефимович работал в училище № 28 преподавателем рисунка и живописи, воспитал несколько поколений художников. И все они с благодарностью вспоминают учителя, ласково называя Ефимычем. Художник Жанна Заграбова пишет о Плесовских: «Он был точкой схода. К нему все приходили в мастерскую. У него для всех был чай, доброжелательная беседа и внимательное общение. Нужно обладать очень большим терпением, доброжелательностью и культурой, чтобы с интересом подходить к каждому. Он давал такое, что больше нигде не найдёшь, и за этим к нему возвращались. Это редкое качество вообще, а среди художников особенно». Когда Леонид Ефимович тяжело заболел, некоторые шли в церковь, молились за здоровье учителя, а неверующие говорили про себя: «Живи, Фима, живи».
Союз «Березниковская пятёрка» в 90-е набирал силу, художники гордились своим профессионализмом. Но в 1996 г. ушёл В. Захаров. Пятерня, кулак стал ущербным. Тогда в «пятёрку пришёл Юрий Устинов – скульптор, вернувшийся в родной город из Башкирии. Представлять скульптора нет необходимости: памятники А. Решетову, доктору Е.А. Вагнеру, В. Миндовскому, знают все березниковцы. Устинов изумительный портретист, его скульптурные портреты поражают не только внешним сходством, но чуткостью к настроению и внутренней установке портретируемого.
Искусствовед Лариса Фёдоровна Коржавкина говорила: «Среди березниковских художников есть самородок, художник-самоучка, мастерству которого могли бы позавидовать многие московские «классики». Это мастер лирического натюрморта Нина Башкова. Родилась в 1940 году, детство прошло в детском доме. Закончила ремесленное училище по специальности штукатур-маляр. Потом всю жизнь училась живописи. В пейзажах Башковой много прикамского разнотравья, она щедро разбрасывает цветы и листья, это её сердце и вдохновение! Травами она устилала свой путь, показывала свои печали и радости, природа – живая душа. Прощально льёт обильные слёзы уходящая в прошлое осень – пейзаж «Слёзы осени». Гармонию вечной жизни и неповторимость каждой травинки, где всё в движении, всё живёт собственной жизнью, показывает художник в работе «Земной венец».
Я неслучайно начала свой рассказ со сравнения культуры столичной и провинциальной, может быть, какого-то противоречия их сосуществования.
В 1987 году по приглашению Пермского художественного фонда приехала в город Березники молодая супружеская пара – Николай и Жанна Заграбовы. Николай – скульптор-монументалист, Жанна – художник-дизайнер. Это было событие в художественной жизни города. Приехали столичные жители, петербуржцы – выпускники одного из самых престижных учебных заведений страны – Мухинского училища или «Мухи», так шутливо называли училище. Они отличались каким-то столичным лоском, благородным вкусом, которому в провинции научиться почти невозможно. Была выставка в Березниках: на фоне драпировок чёрно-синего шелка очень выигрышно смотрелся горячий блеск бронзы. Я на этой выставке была несколько раза, помню её и сейчас.
Но была ещё одна выставка Заграбовых, которая состоялась в Петербурге, в 1997 году. Её организацией занимался сам Заграбов, он был петербуржцем, любил родной город, там у него было много друзей и хотелось показать свои достижения. Работы Заграбовых из Березников в Питер везли в большой фуре. Кстати сказать, привезённые работы так и остались в Петербурге. Отзывы о выставке были хорошие, о скульпторе заговорили, как о художнике с большим будущим.
К сожалению, работ Заграбова в Березниках осталось немного, этот незаурядный художник так и остался в провинции столичным жителем, чужаком. Это противоречие гордости, больших ожиданий и глухой действительности, я думаю, усилило скоротечность яркой жизни.
Желание поднять зрителя над действительностью, над мелочностью и пошлостью – это творческое кредо четы Заграбовых. Жанна Заграбова следует ему и сейчас. На картине «Ателье» женщины так элегантны и восхитительно бесплотны, что создаётся впечатление, что это и не женщины вовсе, а небесные создания. И напротив, в картине «Зеркало праздника» так вещественны ягоды и цветы в женских руках, отражающиеся в зеркале – подарок нарядной девочке.
Ж. Заграбова – хранительница памяти мужа, человек огромной культуры и мудрости, обладающий даром слова, её статьи об искусстве проникают в самую суть явления.
Ю.Устинов |
Н.Башкова |
Н.Заграбов |
А.Заграбова |
Уходит в прошлое время, названное березниковцами «эпоха Ефимыча», время художников, поэтов, артистов, искусствоведов, чьё творчество формировало истинную культуру, традиции которой сформулировал ещё Л. Толстой, назвав их «красота, добро, правда». Сознавали ли они эту нравственную позицию? Возможно, нет, просто жили и работали ради самовыражения. Так работают сейчас ещё многие, и это очень непросто.
Автор материала
библиотекарь библиотеки №11
Давыдова Людмила Алексеевна
Приглашаем посетить выставку «Художники Березников» и
прочитать книги и статьи, посвящённые их творчеству:
1. Березниковская пятерка : альбом произведений / авт. текста Л. Ф. Коржавкина, В. А. Аникеева ; Администрация г. Березники. – Березники, 2012. – 103 с. : ил. – ЦБ.
2. Работы художников "Пятерки" попали на международную выставку // Неделя.ru. - 2016. - 16 дек. - С. 2.
3. "Одна, но пламенная страсть" : 22 октября в БИХМ открылась выставка "Пятерки", возобновившая традицию ежегодных вернисажей творческого объединения / подготовила Ю. Пальникова ; фото автора // Березники вечерние. - 2015. - 28 окт. - С. 4.
4. Пальникова, Ю. Трудись. Люби. Твори : 25-летие творческого союза "пятерка" художников отметила открытием новой выставки / фото Т. Чудаковой // Березники вечерние. - 2013. - 13 фев. - С. 25.
5. Коновалова, О. Раритетная новинка : 31 января знаменитая "Пятерка" отметит четверть века творческой деятельности // Металлург. - 2013. - 25 янв. - С. 1, 8.
6. Брандман, В. "Пятерка" : двадцать лет спустя // Звезда. - 2008. - 1 фев. - С. 10.
7. Рябинина, В. Вновь пятерка // Березниковский рабочий. - 1999. - 15 янв.
8. Хачатурян, М. Новые картины "пятерых" // Новая газета-1. - 1999. - 14 янв.
9. Коржавкина, Л. Березниковская "Третьяковка". Почему бы и нет? // Березники вечерние. - 1997. - 15 апр. - С. 5.
10. Кохан, М. Спешите увидеть : (о выст. березник. худож.) // Березники вечерние. - 1996. - 26 янв.
Аникеев В. Е.
11. Чернушевич, Т. Дыхание акварели Василия Аникеева / фото И. Фалько // Березники вечерние. - 2016. - 12 окт. - С. 5.
12. Сметанин, В. Откровенный разговор // Березники вечерние. - 2014. - 27 авг. - С. 9.
13. Акварельная летопись : березниковскому художнику Василию Аникееву исполняется 60 лет // Неделя.ru. - 2011. - 21 сент. - С. 7.
14. Пальникова, Ю. "Капризная женщина" Василия Аникеева // Березники вечерние. - 2011. - 21 сент. - С. 4.
Башкова Н. С.
15. Природа как мироздание : [выставка березниковской художницы Нины Башковой в БИХМ им. И.Ф.Коновалова] // Березниковский рабочий. - 2016. - 10 марта. - С. 2. - (Новости).
16. Коржавкина, Л. "И кажется жизнь мне светлей впереди" : (Башкова Нина Сергеевна, 31.12.1940 г. - 4.05.2000 г.) // Верхнекамье : история в лицах : Коноваловские чтения : вып. 4. - Березники, 2001. - С. 134-140.
Заграбовы
17. Аксенова, А. Творить вдвоём // Металлург. - 2012. - 7 сент. - С. 6.
18. Заграбова, Ж. "Много званых, но мало избранных" : размышления художника после посещения выставки "Капричос" : сюита офортов на причудливые темы в Старом Усолье [в музее "Палаты Стогановых"] // Березники вечерние. - 2011. - 16 нояб. - С. 23.
19. Заграбова, Ж. Жанна Заграбова : "Муж – голос, а я – сопровождение" // Березниковская неделя. - 2011. - 19 окт. - С. 12.
20. Пальникова, Ю. Интересное предложение // Березники вечерние. - 2011. - 21 сент. - С. 2.
21. Заграбова, Ж. "Носы". Картинки с выставки : неоднозначную реакцию вызвала выставка работ группы венгерских скульпторов "Морф" в Усольском историко-архитектурном музее "Палаты Строгановых" // Березники вечерние. - 2011. - 8 июня. - С. 25.
22. Пальникова, Ю. Подчиняя себе реальность // Березники вечерние. - 2011. - 25 мая. - С. 27.
23. Заграбова, Ж. Нет пророка в своем отечестве : Николай Заграбов и его нереализованные проекты // Березники вечерние. - 2008. - 24 сент. - С. 5.
24. Пудовкина, И. "Странники" Николая Заграбова // Березниковский рабочий. - 1996. - 26 марта.
Захаров В. Г.
25. Пудовкина, И. Расслышать голос // Березниковский рабочий. - 1996. - 13 авг.
26. Пудовкина, И. Владимир Захаров : наброски к портрету. Как чистый лист для поэта // Березниковский рабочий. - 1995. - 6 апр.
Новиков Л. П.
27. Тайна женского портрета [Льва Новикова] / фото Т. Чудаковой // Березники вечерние. - 2013. - 13 фев. - С. 28.
28. Пальникова, Ю. "О, эти женские портреты, какого таинства полны..." // Березники вечерние. - 2009. - 4 марта. - С. 23.
29. Миронова, О. Художник, возвышающий красоту // Березниковский рабочий. - 2007. - 4 сент. - С. 1.
30. Светова, Ю. "Пятерочнику" исполнилось 55 // Березники вечерние. - 2007. - 30 мая. - С. 2.
31. Савченко, В. Трёхликий Новиков // Литература. - 2002. - № 14 (апр.). - С. 8-12.
32. Радевич, Л. Новиковское серебро – самое ценное // Березниковский рабочий. - 1997. - 8 мая.
Плесовских Л. Е.
33. Эпоха Ефимыча : 21 апреля ушёл из жизни Леонид Ефимович Плесовских, живописец, график, учитель. О нём – его ученики и коллеги // Березниковский рабочий. - 2017. - 25 апр. - С. 1.
34. Симонова, Е. Стихами и кистью : "свою картину я увидел снова 20 лет спустя" // Металлург. - 2015. - 8 мая. - С. 10.
35. Тайна женского портрета [Леонида Плесовских] // Березники вечерние. - 2013. - 6 марта. - С. 28.
36. Игра в ассоциации / подготовила Л. Дмитриева // Березники вечерние. - 2014. - 6 авг. - С. 9.
37. Проскурякова, А. Свой путь в искусстве Леонида Плесовских // Березники вечерние. - 2010. - 27 окт. - С. 13.
38. Бухаринова, Г. Семейный триптих Плесовских // Березниковская неделя. - 2010. - 8 сент. - С. 5.
39. Агеева, Я. Художник, владеющий звездой // Березниковский рабочий. - 2009. - 22 окт. - С. 5.
40. Азанова, Е. "Своевременные мысли" Леонида Плесовских // Неделя.ru. - 2009. - 22 апр. - С. 6.
41. Азанова, Е. Хранитель времени // Неделя.ru. - 2009. - 15 апр. - С. 3.
Устинов Ю. И.
42. Скульптор Устинов : штрихи к портрету : в творческую жизнь его, как и многих, отправил Леонид Старков / беседовала Г. Гусева ; фото В. Жуйкова // Березники вечерние. - 2011. - 14 дек. - С. 5.
43. Толмачева, Н. Скажи мне, что такое красота? // Соль земли. - 1999. - 6 марта. - С. 3.
Червяков В. Г.
44. Тайна женского портрета [Владимира Червякова] / фото Т. Чудаковой // Березники вечерние. - 2013. - 20 фев. - С. 28.
45. Малышев, С. Капризная акварель // Металлург. - 2009. - 21-27 марта. - С. 8.