МАУК «ЦБС» г. Березники - Викторина "Судьба человека"
ЧитателямПобеда! 75 лет → Викторина "Судьба человека"

Память нашей победы

Читаем книги о войне

Понравилась викторина - поделись с друзьями!

 

Как снимался фильм Сергея Бондарчука по повести М. Шолохова «Судьба человека»

31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года газета «Правда» опубликовала рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Произведение вызвало широкий резонанс в стране, ведь главным героем в нём был человек, который ещё несколько лет назад был бы однозначно причислен к врагам народа – бывший военнопленный Андрей Соколов. 

Сергей Бондарчук, на тот момент один из крупнейших актеров СССР, был настолько сильно потрясён произведением, что загорелся идеей заняться режиссурой и перенести «Судьбу человека» на большой экран.
Бондарчук вспоминал: «Прочитал — и потом, что бы ни делал, о чём бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

Но для осуществления своей идеи Бондарчуку пришлось долго убеждать и руководство «Мосфильма», и самого Шолохова. На киностудии считали, что материала рассказа хватит только на короткий метр, а писатель не был уверен, что человек без режиссёрского опыта сможет достойно перенести на экран его прозу.

Не дожидаясь решения вопроса о постановке, Бондарчук приступил к работе. Он перечитал все произведения Шолохова, а также по совету писателя побывал на его родине — в станице Вёшенской в Ростовской области. Сценарий написали Юрий Лукин и Фёдор Шахмагонов. Первый был редактором Шолохова, а второй — его литературным секретарём. В декабре 1957 года их текст был принят к производству «Мосфильмом».

На главную роль Андрея Соколова Сергей Бондарчук определил себя. Другие роли в картине достались: Зинаиде Кириенко (жена Соколова), Юрию Аверину (комендант лагеря), Павлу Волкову, Льву Борисову и др.

Самые большие сложности возникли с кандидатурой на роль приёмного сына Андрея Соколова, Ванечки. Бондарчук пересмотрел большое количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай.  Однажды в Доме кино демонстрировался детский фильм. Сергей Бондарчук, справедливо полагая, что на просмотр картины придёт немало детей, решил отправиться туда. Оказалось – не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Полунина, который пришёл в Дом кино с отцом. Мальчик сразу же понравился Бондарчуку. Начинающий режиссер тут же переговорил с отцом ребёнка и получил его согласие на съёмки. 

 «Поначалу у Шолохова было недоверие ко мне — человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? — вспоминал Сергей Бондарчук. — Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съёмочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил».
Рассказ Шолохова диктовал, как минимум, три необычные для советского кино того времени вещи.

Во-первых, исповедальность и субъективное видение за счёт прямого монолога. Большую часть истории мы видим непосредственно глазами главного героя, простого человека, который рассказывает о своей нелёгкой доле. Автор через отдельную трагедию раскрывают горькую судьбу целого народа, пережившего войну.

 Во-вторых, центральный характер был достаточно необычен для кино того времени, неоднозначен и многогранен. Андрей Соколов — это, словами оператора фильма Владимира Монахова, хоть и «положительный герой, но не примитивно-канонический, не ходячий набор всех мыслимых добродетелей, который точно и заранее знает на все случаи жизни, что хорошо и что плохо».

И в-третьих, в фильме была сделана попытка преодолеть одно из страшных советских табу. Едва ли не впервые на отечественном экране затрагивалась тема военного плена. Как известно, солдат, оказавшийся в плену при любых обстоятельствах, автоматически объявлялся предателем. Шолохову, крупнейшему писателю Советского Союза, было позволительно реабилитировать персонажа с такой судьбой и сделать его героем, а вот со стороны режиссёра-дебютанта это был риск, даже несмотря на оттепельные времена.

Фильм режиссёра-дебютанта имел огромный успех и стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным. Это была бесспорная удача — и режиссерская, и актерская.

Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, яма, заполненная водой, — всё, что осталось от дома и семьи. Сын Анатолий погибает в последний день войны.

Судьба главного героя — обобщённая судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей. Именно поэтому рассказ и фильм названы не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека.

Давно ли вы перечитывали рассказ М. Шолохова «Судьба человека»? Предлагаем принять участие в викторине и проверить свои знания по этому произведению.

Использованные материалы:
https://pikabu.ru/story/istoriya_sozdaniya_filma_sudba_cheloveka_3943899
https://tvkinoradio.ru/article/article15762-kak-eto-snyato-sudba-cheloveka

 

 

Понравилась викторина - поделись с друзьями!