МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало»

22 июня 2022

Литературная страничка посвящена 210-летию со дня рождения И. А. Гончарова, самого закрытого писателя золотого века русской литературы.

 

 Иван Александрович дожил до глубокой старости, пережил почти всех своих великих современников – Лермонтова, Гоголя, Белинского, Тургенева и Достоевского. Он заслужил самые противоречивые их отзывы, но в таланте ему не отказывал никто. О доброте и впечатлительности вспоминал А. Ф. Кони, в аполитичности упрекал В. Г. Белинский, а горячий Достоевский высказался совсем жёстко: «Джентльмен... с душою чиновника, без идей и с глазами вареной рыбы, которого Бог, одарил блестящим талантом». Лентяй, лежебока и путешественник, принимавший участие в кругосветном плавании. Действительный статский советник, цензор и писатель, явивший новый тип «лишнего человека». Холост, но добрый воспитатель сирот.

«Москва город  неуютный, унылый. Восемь лет предстоит киснуть здесь, восемь лучших лет без дела! - с досадой думал ученик Московского коммерческого училища Иван Гончаров, - и зачем мне эта бухгалтерия, если я больше жизни люблю Пушкина?» Вечером в кровати тёплые детские воспоминания  мягким пуховым одеялом накрывали его. Вспоминалась  родная деревня. Да и не деревня это, а большая купеческая усадьба в провинциальном городе Симбирск с обширным садом вокруг дома, с амбарами и гумном на заднем дворе, там  без препятствий гуляют козы, куры и растёт крапива. Усадьба завершается обрывом, с которого открывается  молочно-голубая спокойная Волга. Утром маменька, свежая и весёлая, вбегает в детскую, целует его и ведёт к образам, нежно шепчет ему на ушко слова молитвы. Иван любил пробраться тихонько во флигель, в кабинет - библиотеку дяди, Н. Н. Трегубова, и, лёжа на большом диване крёстного, читал. Как хотелось вернуться к этому приволью. Но засыпая, мальчик думает: «Надо спросить позволения у маменьки и перевестись в университет». Мечта исполнилась, он стал студентом лучшего учебного заведения России, Московского университета.
 
Но после учёбы родной Симбирск Иван увидел другими глазами. «По приезде домой, по окончании университетского курса, меня обдало «обломовщиной». Самая наружность родного города не представляла ничего другого, кроме картины сна и застоя. Те же, большею частью деревянные, посеревшие от времени дома с мезонинами, с садиками, бесконечные заборы;  та же пустота и безмолвие на улицах… Так и хочется заснуть самому, глядя на это затишье, на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам». Из Симбирска он бежал, покорять Петербург.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», - писал Гончаров в одном из писем. Творчество писателя во многом автобиографично. У главных героев его трёх романов прототип один - автор.

Гончаров, И. А. Обыкновенная история : [роман] / И. А. Гончаров. – Москва : АСТ, 2021. – 381 с. – (Лучшая мировая классика).

Двадцатилетний маменькин сынок Александр Адуев едет покорять столицу. Он впечатлителен и пишет стихи. Хочется ему успеха, даже славы, и всех благ, что она приносит. И, конечно, мальчик мечтает о  любви.  Одна беда, как часто бывает в молодости, - хочется всего и сразу. В Петербург он направлен к дяде, который 17 лет назад с большими надеждами также уезжал в столицу. Теперь Петр Иванович преуспевающий чиновник и владелец небольшого завода.

Дядя критически смотрит на инфантильного племянника, но не чужд родственных чувств. И начинается роман воспитания. Перевоспитание далось Адуевым не сразу и с большими нравственными потерями для младшего из них.

Прошло 10 лет и забыты «бешеная ревность, порывы, небесное блаженство», жёлтые цветы и слёзы над озером. Теперь Александр коллежский советник при хорошем жалованьи да и женится на богатой. Гордо и торжественно смотрит дядюшка на плоды воспитания: «Ты моя кровь, ты – Адуев! Так и быть, обними меня!» Впрочем, это обыкновенная история. Жаль только Лизавету Александровну – жену Адуева старшего, да и невесту младшего.

Гончаров, И. А. Фрегат "Паллада". Путевой дневник кругосветного путешествия / И. А. Гончаров. – Москва : ЭКСМО : Око Медиа, 2013. – 507 с. : ил. – (Великие русские путешественники).

Однажды Гончаров удивил знакомых. По Петербургу разнесся слух, что де Лень (прозвище данное Гончарову приятелями), собирается в кругосветное путешествие. Никто не поверил, но слух подтвердился - Гончаров действительно стал участником кругосветного путешествия на парусном фрегате «Паллада» в качестве секретаря вице-адмирала Е. В. Путятина. Что заставило домоседа Гончарова взвалить на себя столь тяжкий труд? Наверное, рассказы крестного и воспитателя Н. Н. Трегубова, бывшего морского офицера.

Путешествие длилось два года. Возвратившись, Гончаров через месяц опубликовал первый путевой очерк. Больше всего его интересовала повседневная жизнь чужого народа, «потому что она даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь… В тавернах, в театрах – везде пристально смотрю, как что делают, как веселятся, едят, пьют…».

С неподдельным интересом рассматривает он жизнь, обычаи кафров и якутов, африканцев и сибиряков. Восхищается, но всегда вспоминает родное: «Что за виды! Какой пламенный закат! В какие краски оделись эти деревья и цветы! Как жарко дышат они!  Я вспомнил косвенные, бледные лучи, потухающие на берёзах и соснах, влажный пар засыпающих полей – и мне вдруг захотелось туда, в ту милую страну, где… похолоднее».

Гончаров, И. А. Обломов : роман / И. А. Гончаров. – Москва : ЭКСМО, 2013. – 639 с. – (Русская классика).

О лени ходят легенды, но русская лень разная. Случалось ли вам знать человека ленивого, такого, который не смотрит телевизор, потому что противно, не бывает в больших компаниях и на общественных мероприятиях - ему там невыносимо скучно? Приятно ему лежать на диванчике, мечтать и думать о чём-то своём. Таков Илья Ильич Обломов, похож на него и флегматичный писатель Гончаров, иногда по неделе не выходивший из дома.

Человек деятельный задаётся вопросом: «Почему этот умный, образованный, добрый человек словно прирос к дивану и губит свою жизнь в бездействии?» А между тем Обломов не бездействует, напротив - идёт напряжённая внутренняя борьба. Тихий Илья Ильич отчаянно отбивается от вторжения жизни. Что предлагает ему жизнь? «Вечная игра дрянных страстишек, сплетни, пересуды, щелчки друг другу… Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице; только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» - со злым «шипеньем» говорит Обломов своему другу Андрею Штольцу. «На то жизнь», - отвечает ему Андрей. «Хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня», - восклицает Обломов.

Все герои романа, так или иначе, любят Обломова. Что же их сводит у дивана «пропащего» человека? Наверное, то, что в нём пошлости нет совсем, а за сонными глазами кроется ум, способность чувствовать, честность, нежность, только выплеснуть их в жизнь, в поступки он не в состоянии. И это трагедия, которую Обломов полностью сознаёт. Понимает, что его слабость  оборачивается злом для тех, кто от него зависит. Гибнет верный слуга Захар и крестьяне Обломовки.

Гончаров, И. А. Обрыв : роман : в 5 ч. / И. А. Гончаров. – Москва : Правда, 1988. – 767 с.

«Жизнь не стоит, а вечно движется!» - писал Гончаров. Действует великая реформа, какое-то брожение чувствуется в воздухе. Появились «новые люди» - нигилисты. Как там благословенная Обломовка? Сыном Обломова назвал писатель Бориса Павловича Райского - героя романа «Обрыв», завершающего трилогию.

Райский – натура артистическая, он считает себя художником, только не может ещё определиться какое искусство ему ближе -  живопись, музыка или литература, ещё он мечтает пробудить окружающих к жизни. В каждое занятие он вкладывает всю душу, но  как только ему встречаются трудности,  бросает начатое - он дилетант. Райский пытается пробудить к жизни дальнюю родственницу Софью Беловодову, но светская красавица холодна, не пробуждается.

Разочарованный Райский едет в свою деревню, название которой звучит как райское место – Малиновка. Там живёт и управляет имением его двоюродная «бабушка», властная, но добрая, Татьяна Марковна Бережкова, с ней две его кузины Марфа и Вера. Вера гостит у подруги. А Марфенька очень хороша, она - «солнечный луч…перл, ангел чистоты». Райский влюблён, но девушка не отвечает взаимностью. И наконец возвращается долгожданная Вера. Она замкнутая, страстная, загадочная. Борису Павловичу хочется разгадать свою кузину. Он опять влюблён, ревнив.

Роман носит символическое название «Обрыв». Это место, где когда-то произошла страшная семейная драма, сюда боятся ходить деревенские. Это место, где нарушаются вековые правила, это место падения. Под обрыв не боится ходить Вера, там она встречается с нигилистом Марком Волоховым, проповедующим свободную любовь. Девушка уступает. «Он не демократ, он демагог», - говорит о Марке автор. Он демагог и в любви, это понимает Вера. Конец романа открытый.

Женщины в романах Гончарова - это мерило значимости мужчины. Они должны бы оттенять мужские образы, но они такие живые! Райский остаётся под влиянием этих трёх женщин всегда. «Бабушка, Вера, Марфенька сопутствуют ему всюду, вторгаются во всякое новое ощущение, наполняют собой его досуги, с ними тремя он связан той крепкой связью, от которой только человеку и бывает хорошо…  А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе – ещё другая, исполинская фигура, другая великая «бабушка» – Россия».
 
Гончаров не любил шумных приёмов и балов, но если всё-таки случалось там быть, сидел в сторонке. За его сонным взглядом никто не заметил бы внимательного наблюдателя. Так и в творчестве он был созерцателен и консервативен. Не порицал власть, не звал к изменению общественных устоев, а писал больше о любви, о том, как переживал её сам. «Он только поэт, художник и больше ничего»,- писал об авторе «Обыкновенной истории» В. Г. Белинский. Не потому ли так интересно читать романы Гончарова сегодня?

Читала эти книги, анализировала их и писала для вас: Людмила Алексеевна Давыдова, сотрудник Библиотеки № 11.

Читайте и перечитывайте классику!

 

 


Вернуться