МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

«Поэт морского пейзажа». 205 лет со дня рождения И. Айвазовского

26 июля 2022

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – знаменитый русский художник, писавший картины в жанре марина (маринизм). В своих полотнах он уделял особое значение морю, морским пейзажам, сражениям и кораблекрушениям. О биографии живописца рассказывает сотрудник библиотеки №5 Елена Хитрина

Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Его предки носили фамилию Айвазян. Сам он был записан в метрических книгах как Ованнес Айвазян. А его отец подписывался фамилией «Гайвазовский». Эту же фамилию при поступлении в художественную школу использовал и будущий живописец. Спустя несколько лет он решил отбросить первую букву - и стал Айвазовским. В детстве любил музыку и сам научился играть на скрипке. Но главным увлечением было рисование. Жила семья бедно, бумагу, карандаши и краски Ивану в основном дарили знакомые и друзья.

Дарование и рекомендации покровителей позволили Айвазовскому поступить за казенный счёт в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. После окончания Императорской Академии художеств Айвазовского отправили в путешествие по Европе, чтобы он набирался вдохновения и практиковался. Путешествовать он будет всю жизнь: много раз объездит Европу, неоднократно посетит Константинополь, Кавказ, Египет. Заграничный паспорт художника, который хранится в Феодосийской картинной галерее, представляет собой тетрадь в 46 страниц и прилагающийся к ней лист длиной в полметра. В нём стоит 135 виз.

Осенью 1844 года Айвазовский возвращается в Петербург. Он удостоен должности живописца Главного морского штаба России, занимая эту должность, Айвазовский часто участвует в сражениях как художник для оперативного изображения боевых действий. Потому что запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. 

Известно, что Иван Константинович ни одного своего произведения не написал с натуры. Когда он видел что-то привлекательное, то запоминал это, наспех делал какие-то наброски, а затем уже создавал свою картину в мастерской, просто воссоздавая образы увиденного в своей памяти.

«Сюжет картины, — говорил художник, — слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моею кистью».

Больше всего он писал море, бурное и тихое, с хрупкими парусниками и грозными крейсерами. В его творчестве соседствует и грозные бушующие волны, и тихие утренние морские пейзажи. Среди  всех его работ особенно выделяется одна картина «Девятый вал».

Это полотно является «визитной карточкой» художника и являет собой настоящее достижение в искусстве. Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. В центре сюжета картины шторм на море и моряки, которые потерпели бедствие. Существует версия, что здесь Айвазовский написал собственное приключение в Бискайском заливе, кода в 1844 году он потерпел кораблекрушение и чудом остался жив.

Картина Айвазовского «Волна» изображает бурное море в зимний день. Надвигающаяся волна вот-вот поглотит тонущий корабль и хрупкую шлюпку с  моряками. На переднем плане изображены люди, которые из последних сил ухватились за призрачную надежду в виде обломка мачты, пока еще не ушедшего под воду. Картина пропитана ощущением невероятной силы морской природы и фатальной беспомощности горстки людей перед лицом разбушевавшейся стихии.

В 1870 году, к 50-летию со дня открытия Антарктиды русскими моряками, Айвазовский создал полотно «Ледяные горы». За все свои путешествия он ни разу не был в холодных широтах, поэтому писал воображаемый пейзаж. Художник изобразил высокие айсберги, среди которых видно судно. Картину «Ледяные горы» Айвазовский передал археологическому музею в Феодосии, для которого в 1871 году построил новое здание.

В 1849 году художник  принимает участие в смотре кораблей Черноморского флота, проводимом императором Николаем I. Это великолепное зрелище настолько врезалось в память художника, что в 1886 году Айвазовский напишет картину, посвященную этому событию, «Смотр Черноморского флота в 1849 году».  Смотр этот проходил на Севастопольском рейде. Корабли движутся стройным рядом, величественные и прекрасные, олицетворяя честь и славу России.

Все корабли, которые столь величественно проплывают перед императором, были впоследствии затоплены своими экипажами на Севастопольском рейде во время Крымской войны...

Среди множества картин, где живописец морских стихий изображает бушующую водную стихию, нашлось место и картине, на которой изображен тихий и спокойный бирюзовый штиль. Картина Айвазовского «Штиль» считается одной из лучших  его работ. Ее можно отнести к периоду расцвета творчества художника. Глядя на эту работу, хочется попасть на тот самый лазурный берег и насладится теплыми лучами солнца, нежась и наблюдая за дрейфующим красавцем-парусником, справа окруженным горами, а сверху окаймленным нежными, небесно-чистыми облаками.

Обращался Айвазовский и к иностранным сюжетам, но море — единственная любовь художника, и всегда выступает главным героем сюжета. «Лунная ночь на Капри» достойно заняла свое место в коллекции Третьяковской галереи, и не одно поколение выросло на завораживающем, мягком и романтическом пейзаже. Лунная дорожка, на фоне которой величественно проплывает корабль, и суетятся мелкие шлюпки, будто напоминает морякам о береге, о родном доме.

Айвазовский писал и удивительно волшебные зимние пейзажи. Картины на эту тематику представляют большую редкость, так как их совсем мало. Например, полотно  «Исаакиевский собор в морозный день». Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую позже воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе блестит от снега в морозный день, а возле него белые запряженные тройки катают дам и кавалеров на санях — самое распространенное развлечение того времени.

Иван Константинович Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь. В ней было и бедное детство, и счастливый случай, изменивший его судьбу, и знакомство с императорами, султанами, писателями, папой римским, и международное признание.  Он написал множество картин. Кроме этого, художник  подарил городу Феодосии, в котором родился железную дорогу и водопровод и даже свой дом с картинной галереей. Айвазовский не оставлял занятий творчеством до конца жизни. Так, картину «Взрыв турецкого корабля» он начал писать за день до смерти — 19 апреля 1900 года. До 83-летия Иван Константинович не дожил три месяца. Проводить в последний путь великого художника вышла вся Феодосия.

 

Список литературы

КНИГИ
Книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий. Цифры и буквы в конце описания – номера библиотек, где находится книга.
Условные обозначения:
Березники:
ЦГБ – Центральная библиотека им.Н.Островского
ЦДБ – Центральная детская библиотека им. А.Гайдара
3,4,5,6,7,9,10,11,12 – номера библиотек
Усольские территории:
УГБ - Усольская городская библиотека
УДБ - Усольская детская библиотека
2,8,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23
– номера библиотек

1. И. Айвазовский : альбом / Феодосийская картинная галерея имени А. К. Айвазовского. – Москва : Изобразительное искусство, 1979. – 27 с. : ил. – (Образ и цвет). – ЦБ.
2. И. Айвазовский : к 100летию Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского / Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского. – Москва : Изобразительное искусство, 1980. – 12 с. : ил. – ЦБ.
3. Иван Константинович Айвазовский / текст Н. С. Барсамова. – Москва : Искусство, 1965. – 16 с., 43 л. ил. : ил. – ЦБ.
4. Баландин, Р. К.  Великие русские люди : Детство и юность / Р. К. Баландин. – Москва : Педагогика-Пресс, 2002. – 264 с. –ЦБ,10.
5. Барсамов, Н. С.  И. К. Айвазовский / Н. С. Барсамов. – Москва : Искусство, 1967. – 111 с. – 12.
6. Барсамов, Н. С.  Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900 / Н. С. Барсамов. – Москва : Искусство, 1962. – 216 с. : ил. – ЦДБ.
7. Вагнер, Л. А.  Повесть о художнике Айвазовском / Л. А. Вагнер. – Москва : Детская литература, 1958. – 272 с. : 1 л. ил. – ЦБ.
8. Иван Константинович Айвазовский. – Москва : Изобразительное искусство, 1974. – 46 с. : ил. – (Русские художники). – 12.
9. Пилипенко, И. К.  И. К. Айвазовский, 1817-1900 / И. К. Пилипенко. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 45 с., 11 л. цв. ил. : цв. ил. – (Массовая библиотека по искусству). – ЦБ.
10. Скоробогачева, Е. А. Айвазовский. Художник пяти императоров и одного искусства / Е. А. Скоробогачева. – Москва : Молодая гвардия, 2021. – 333 с., [16] отд. л. ил. : ил. – Б-ка 2.
11. Шахмагонов, Н. Ф.  Художники и композиторы в любви и творчестве. Творцы и их музы / Н. Ф. Шахмагонов. – Москва : Вече, 2019. – 383 с. : ил. – (Любовные драмы). – ЦБ.

ПУБЛИКАЦИИ
Представлены статьи периодических изданий из фонда Центральной городской библиотеки. Они расположены в порядке обратной хронологии.

1. Бойко, Н. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) : к 200-летию со Дня рождения / Н. Бойко // Наша молодежь. – 2017. – № 1. - С. 46-49. – (Культура).
2. Маркина, Л. Айвазовский. Молодые годы / Л. Маркина // Наше наследие. – 2016. – № 117. - С. 124-133.
3. Апресян, А. С ним говорили волны : [Иван Айвазовский] / А. Апресян // Gala Биография. – 2016. – № 11. - С. 76-92.
4. Клевалина, Н. Иван Айвазовский. Царь моря : [о русском художнике] / Н. Клевалина // Караван историй. – 2016. – № 8. - С. 174-191. – (Факт).
5. Кирюшин, В. Русский музей : мастера и шедевры : [из коллекции музея к 100-летию со дня открытия] / В. Кирюшин // Сельская новь. – 1998. – № 3. - Прил. : с. 36-44. – (Запечатленная Россия).
6. Вуколов, Н. Шведский автограф Айвазовского / Н. Вуколов, Е. Сутоцкая // Эхо планеты. – 1996. – № 33 (авг.). - С. 43-44.
7. Живопись и поэзия : единство муз : [подборка стихов о живописи] // Сельская новь. – 1996. – № 7. - (Вкл. : "Запечатленная Россия").
Список подготовила сотрудник библиотеки № 5 Хитрина Елена Николаевна.


Вернуться