МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

К Году народного искусства: рубрика «Сокровища рифейских гор».

13 декабря 2022

«Кружевные узоры бересты»: Книжная витрина от библиотеки №6 и рассказ о символе России, без которого невозможно представить славянский быт.

 

Краса и очертания неброские
Изделий из обычной бересты
Хранят и свойства, и черты берёзкины:
Причудливы, удобны и просты.

Их нежность и коры очарование
С налётом милой русской старины
Бесценны, появляется желание
Берёзкиной коснуться белизны.

Любима и в народе почитаема
Берёзонька, она снимает стресс.
Когда назад историю листаем мы -
К лаптям всегда особый интерес.

И туесок с резным рисунком каждому
В руках держать, конечно, привелось.
Прохладу, вкус в нём сохраняют ягоды,
Соленья, мёд, сметана и питьё.

Ремни, шкатулки, куклы, украшения,
Корзины, лапти, утварь, туеса -
В руках умельцев русских, без сомнения,
Вновь оживёт берёзкина душа!

(Галина Сёмина)

Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Среди деревьев особое значение для русского человека имела береза. Недаром один из любимых праздников на Руси – Троицу – иначе называют «Праздник русской березки».

Это и неудивительно: береза является настоящим символом России, привлекая внимание своей ослепительно белой корой - берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты известны человеку с древности. За многочисленные полезные свойства бересту на Руси всегда называли «белым золотом». Без бересты невозможно было представить славянский быт в прошлые века, когда никто не слышал о научно-техническом прогрессе. Если есть береста, значит, будет одежда, обувь, аксессуары, мебель, кухонная утварь, игрушки и крыша над головой.

 История берестяного (бурачного) промысла уходит корнями в далекое прошлое. Береста – древнейший из древесных материалов, использующийся в художественных промыслах. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, лапти, хлебницы, солонки. Береста шла на изготовление туесов. В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении — берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. Крестьяне давно подметили, что соль, хранящаяся в туесе, всегда сухая, соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают необычный аромат, холодная вода в жаркий день не нагревается, а горячая не остывает, молоко долго не скисает. Поэтому туес был всегда верным спутником русского человека.

Плетеные изделия выполнялись в технике прямого и косого плетения. Из декоративных приемов обработки бересты на Урале применяли только тиснение, которое располагали по окружности по верхнему и нижнему краю туеса, иногда по периметру крышки. Тиснение осуществлялось вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяли по штампику (чекану) — на бересте оставался рисунок. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.

Благодаря труду и искусству современных мастеров не прерывается связь времен, сохраняются народные художественные традиции Прикамья.

 

Головчанский, Г. П. Строгановские городки, острожки, села / Г. П. Головчанский, А. Ф. Мельничук ; под общ. ред. А. Л. Зимина. – Пермь : Книжный мир, 2005. – 227 с. : ил. – (По городам и весям Прикамья). – Текст (визуальный) : непосредственный.

Об истории и культуре Пермского края написано немало работ – пермское краеведение всегда было заметным. Автор этой книги не ставил своей задачей последовательное изложение всех аспектов развития региональной художественной культуры, поэтому акцентирует внимание на менее изученных явлениях, представляя свой взгляд на многие культурные и исторические события. Написанные на основе архивных документов, материалы этого научно-популярного издания существенно дополнены искусствоведческими исследованиями истории судеб художников, произведений изобразительного искусства и художественной культуры Прикамья.

Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. – Москва : Белый город, 2012. – 47 с. : ил. – (История России). – Текст (визуальный) : непосредственный.

Хохлома, Палех, Мстёра… Это названия не только российских сёл, но и народных промыслов. Изделия русских мастеров красноречиво показывают богатство традиций России и открывают тайну народной души. Как это ни удивительно, в 21 веке интерес к старинным народным промыслам не угасает. Может быть, произведения народных умельцев кому-то покажутся наивными, даже примитивными. Но это та самая «великая простота», к которой стремится истинное искусство. Каждая вещь, будь то игрушка или шкатулочка, расписной ковш или кружево, золотое шитье или прялка – во всем чувствуется душа мастера, тепло его рук. Уникальные работы дарят нам красоту, радость и то, что в народе называют «покой в душе», а порою – и добрую улыбку.

Ускова, Ф. А. Береста. Русское золото / Ф. А. Ускова. – Москва : Профиздат, 2007. – 88 с. : ил. – (Тайны ремесел). – Текст (визуальный) : непосредственный.

Книга "Золотая береста" содержит как традиционные, так и новые технологии выполнения берестяных изделий: вышивку берестяной нитью и соломкой; лоскутную мозаику, комбинирование осиновой стружки с берестой; изготовление фигурок из бус. Художественные изделия из бересты – оригинальный вид народного творчества.

Кашина М.Ю. (библиотека №6)


Список литературы:

1.Головчанский, Г. П. Строгановские городки, острожки, села / Г. П. Головчанский, А. Ф. Мельничук ; под общ. ред. А. Л. Зимина. – Пермь : Книжный мир, 2005. – 227 с. : ил. – (По городам и весям Прикамья). – Текст (визуальный) : непосредственный.
2. Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. – Москва : Белый город, 2012. – 47 с. : ил. – (История России). – Текст (визуальный) : непосредственный.
3.Ускова, Ф. А. Береста. Руское золото / Ф. А. Ускова. – Москва : Профиздат, 2007. – 88 с. : ил. – (Тайны ремесел). – Текст (визуальный) : непосредственный.


Вернуться