МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

Книжная витрина "Уральское чугунное литье"

21 июня 2022

В рубрике «Сокровища рифейских гор» мы продолжаем знакомить вас с литературой по декоративно-прикладному искусству Урала.

Декоративно–прикладное искусство и ремесла любого народа относятся к числу наиболее выразительных проявлений творчества.

Народные промыслы издавна были связаны с глубинными истоками бытия. Именно поэтому чаще всего народные промыслы, декоративно–прикладное искусство определяют своеобразие культуры каждого отдельного народа, и складывается такая культура на протяжении тысячелетий.

Прикамье располагает прекрасными условиями и возможностями для возрождения и развития народных промыслов и ремесел. Источниками для освещения различных сторон художественного творчества населения нашего края на протяжении веков становятся археологические, этнографические, исторические материалы.

Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России. Во многих районах России изготовляли чугунные художественные отливки, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Художественное литье из чугуна –  гордость уральцев.  Зарождение чугунного художественного литья на Урале связано прежде всего с хозяйственными нуждами. Печные дверцы и вьюшки, очажные плиты, котлы, ухваты, жаровни, ступки, утюги, формы для выпечки пряников и булок изготовлялись в XVIII - XIX веках на многих чугунолитейных заводах. Мало какой материал может поспорить с чугуном по исключительной тонкости и выразительности ажурных изделий: литые кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой и изяществом. Литые чугунные узоры — излюбленные произведения литейного искусства уральских мастеров. Что бы они ни лили — ажурное блюдо с сотней изображений зверей и птиц или сложным плетением, вазы или кружевные шкатулки, их изделия отличались скрупулёзностью исполнения и почти ювелирной отделкой.

Однако, в скором времени чугунное литье выходит за эти чисто бытовые рамки и охватывает и сферу машиностроения и строительства. В чугуне уральцы отливали предметы садово-парковой и интерьерной мебели, элементы дворцовой и городской архитектуры, произведения ландшафтной скульптуры и кабинетной пластики.

Большая часть чугунных художественных изделий была выпущена Каслинским заводом. Первые успешные опыты по освоению художественного литья были сделаны на заводе во второй четверти XIX века. Вскоре продукция его завоевала отечественное, а потом и мировую известность. Каслинцы вобрали все лучшее, что было достигнуто в художественном литье на других уральских заводах, усовершенствовали его технику, отделку отливок. Заводские мастера изобрели способ окраски изделий горячей олифой. Впитываясь в серую поверхность чугуна, олифа окрашивала ее в глубокий черный цвет, а образующиеся светотени придавали изделию особую пластику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи. Сегодня изделия чугунного литья пользуются огромной популярностью и являются предметами страстного коллекционирования.  Крайне важно сохранить наследие наших предков, самобытного Урала с его уникальным декоративно-прикладным искусством.

 

Геннин В., де. Описание уральских и сибирских заводов, 1735 г. / Геннин В., де ; предисл. М. А. Павлова. – Москва : История заводов, 1937. – 663 с. + Прил. : Посвящение рукописи В. де-Генина имп. Анне Иоанновне ; Описание доменным железным припасом ; О припасах чюгунных, которые льютца при фурмовой фабрике в песок и употребляютца при заводах в разные дела ; Табели Сысертского, Екатеринбухского, Исетцкого, Верхняго Уктуского, Уктуского, Каменского, Синячихинского, Полевского, Лялинского, Ягошихинского, Пыскорского, Алапаевского заводов ; Генеральный табель Сибирских и Пермских казенных железных и медных заводов.

Описание уральских и сибирских заводов составлено Вильгельмом де Генниным, управляющим Уральскими казенными заводами с 1722 по 1734 г. Рукопись написана в первой половине 30-х годов XVIII века. Геннин описывает заводы, их историю, технику, экономическое состояние и дает ценное практическое руководство по горному и металлургическому производству. Это первое руководство по горному делу и металлургии, которое было составлено в России.

Иванов, А. В. Горнозаводская цивилизация : [Металлурги. Демиурги. Геофайлы. Самоцветы] / А. В. Иванов. – Москва : АСТ, 2014. – 287 с. : ил. – (Хребет России).

Урал – самая индустриализованная зона планеты Земля. Тотальная индустриализация региона началась с реформ Петра I, а при Екатерине II благодаря Уралу Российская империя вышла в мировые промышленные лидеры – в отечественной истории подобное случилось только один раз. К этому времени на Урале было построено больше двух сотен горных заводов. Держава горных заводов породила культурный феномен, который в ХХ веке социологами был назван «горнозаводской цивилизацией». Это вариант русского мира, но с особой системой ценностей, с особой мифологией, с особыми культурными героями.

Лотарева, Р. М. Города-заводы России. XVIII - первая половина XIX века / Р. М. Лотарева. – Екатеринбург : Сократ, 2011. – 287 с. : 16 с. ил.

Монография относится к трудам широкого энциклопедического уровня с непреходящим культурно-историческим значением. На фоне общенациональных достижений и отношения к мировой практике исследуются города-заводы как крупное и уникальное явление в градостроительстве. Выявлены типологические и региональные особенности городов-заводов, проведен ретроспективный анализ их архитектурно-планировочного построения при индивидуальности архитектурно-художественного облика.

Павловский, Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала / Б. В. Павловский. – Москва : Искусство, 1975. – 131 с.

Книга Б. В. Павловского посвящена творчеству народных мастеров, трудившихся как в период зарождения уральского прикладного искусства, так и в эпоху его яркого расцвета, когда создавались такие шедевры камнерезного искусства как изделия Екатеринбургской гранильной фабрики, прекрасные образцы каслинского чугунного литья и всемирно известного златоустовского художественного оружия, неповторимые в своей самобытности живописные композиции металлических изделий.

Материал подготовила: сотрудник Библиотеки № 6 Марина Юрьевна Кашина.

 


Вернуться