МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Человек исключительных даров духа: Василий Розанов

12 мая 2021

еловек исключительных даров духа: Василий Розанов165 лет назад умер Василий Васильевич Розанов, русский публицист, философ и писатель.  Его наследие сколь разнообразно,  столь и противоречиво, поэтому споры о его месте в истории русской религиозной мысли порой разгораются с новой силой.

 

Василий Розанов

Василий Розанов (1856-1919)

Автор виртуальной книжной выставки
Нелюбина О.В., ЦГБ им.Н.Островского

 

В. В. Розанова можно назвать первым русским блогером, т. к. в его произведениях присутствуют отвлеченные рассуждения, случайные заметки, разрозненные записи и зарисовки. В своих публикациях он раскрывал свою душу. «Всякое движение души у меня сопровождается выговариваньем. – Это инстинкт», – признавался он, комментируя свою жизнь.

Мы сейчас привыкли к тому, что в соцсетях многие публично показывают изнанку своей личной жизни. Но в то время на то, чтобы выставить на обозрение провокационные мысли или самые обыденные взаимоотношения в семье и с друзьями, требовалась большая смелость. У многих читателей книги Василия Розанова вызывали негодование или усмешку, но были и такие, которые читали его с упоением и любили.

«Я мог бы отказаться от даров, от литературы, от будущности своего я, от славы или известности — слишком мог бы; от счастья, от благополучия… не знаю. Но от Бога я никогда не мог бы отказаться, Бог есть самое «теплое» для меня. С Богом мне «всего теплее». С Богом никогда не скучно и не холодно. В конце концов, Бог — моя жизнь. Я только живу для Него, через Него. Вне Бога — меня нет».

Василий Розанов. «Уединённое»

Розанов, В. В. Уединенное

Розанов, В. В. Уединенное

Разрозненные записи, заметки и зарисовки, этакое повествование без сюжета представлено в философской трилогии В. Розанова: «Уединенное», «Опавшие листья» и «Апокалипсис нашего времени». Данный сборник включает в себя все эти произведения, а также статьи «Семья как религия», «Библейская поэзия» и «Апокалиптика русской литературы».

«Апокалипсис нашего времени» – последняя и неоконченная книга Василия Розанова. Писатель над ней работал, когда в стране произошел большевистский переворот 1917 г., поэтому книга получилась очень тяжелая. Некоторые критики считают ее антихристианской. Отец Павел Флоренский, очевидец последних дней и часов мучительно умиравшего Розанова, проницательно заметил: «…Если бы его приютил какой-либо монастырь, давал бы ему вволю махорки, сливок, сахару и пр., и пр., и, главное, щедро топил бы печи, то, я уверяю, Василий Васильевич с детской наивностью стал бы восхвалять не этот монастырь, а… все монастыри вообще, их доброту, их человечность, христианский аскетизм и т. д. И воистину, он воспел бы христианству гимн, какого не слыхивали по проникновенности лирики…

Но вот, приехал Василий Васильевич в Сергиев Посад. Его монастырь даже не заметил… Нахолодавшись и наголодавшись, не умея распорядиться ни деньгами, ни провизией, ни временем, этот зверек-хорек, что ли, или куничка, или ласка, душащая кур, но мнящая себя львом или тигром, все свои бедствия отнес к вине Лавры, Церкви, христианства и т. д., включительно до Иисуса Христа».

 

Розанов, В. В. Уединенное / В. В. Розанов ; сост., вступ. ст., коммент., библиогр. А. Н. Николюкина. - Москва : Политиздат, 1990. - 543 с. : 1 л. портр. - (Мыслители ХХ века).

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Когда начальство ушло..

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Когда начальство ушло..

В этой книге вы найдете очерки и воспоминания о первой русской революции. Большое внимание философ уделяет проблемам российской государственности, семейному и национальному вопросам. По словам Андрея Белого эта книга – «живая запись истории; это – документ и вместе с тем – характеристика событий 1905 - 1906 годов с исключительно редкой точки зрения». В сочинении «Мимолетное. 1914 год» автор рассуждает о судьбе России, русской литературе, культуре и религии.

«Розанов и строгий богослов, и опасный еретик, бунтовщик, разрушитель религии. Розанов и крайний революционер, консерватор, и крайний радикал. Розанов и антисемит, и филосемит. Розанов и благочестивый христианин, церковник, и в то же время богоборец, осмелившийся поднять голос против Самого Христа. Розанов и высоконравственный семьянин, и развратитель, циник, имморалист. В Розанове находили даже что-то извращённое, патологическое, демоническое, мефистофельское, тёмное… Называли его «мелким бесом» русской земли и русской словесности», – писал Андрей Синявский, размышляя о феномене Розанова.

Тексты публикуются по рукописям Василия Розанова и в них сохраняются особенности авторской лексики. Все три тома Собрания сочинений снабжены справочным аппаратом: Комментариями и Указателем имен. 

 Рекомендую читать всем, кто интересуется историей Отечества, русской философией и культурой.

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Когда начальство ушло..1905-1906 гг.; Мимолетное. 1914 год / В. В. Розанов ; сост., подгот. текста. П. П. Апрышко, А. Н. Николюкина. - Москва : Республика, 1997. - 671 с. - Указ. имен. : с. 635-669.


Розанов, В. В. Собрание сочинений : Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского

В этот том входят также статьи разных лет о писателях и деятелях русской культуры: Иоанне Кронштадтском, Константине Победоносцеве, Дмитрии Мережковском, Льве Толстом, Владимире Соловьеве, Алексее Суворине и других. 

Литературно-философский этюд «Легенда о Великом инквизиторе» положил начало истолкованию русского писателя Ф. Достоевского как религиозного мыслителя. В это время Василий Розанов посещает вместе с Николаем Бердяевым и Сергеем Булгаковым религиозно-философские собрания, а также работает в качестве журналиста позднеславянофильского толка в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». Причем, в одни издания он писал как народник и социал-демократ, а в другие – как черносотенец и монархист.

Книга будет интересна учителям-словесникам и всем любящим русскую литературу.

 

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского ; Литературные очерки ; О писательстве и писателях / В. В. Розанов ; под общ. ред. А. Н. Николюкина ; сост., подгот. текста, коммент. А. Н. Николюкина [и др.]. - Москва : Республика, 1996. - 702 с.

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Около церковных стен

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Около церковных стен

Ярчайшие образцы розановской эссеистики читатель найдет в этом томе. Василий Розанов считал, что «на предмет надо иметь 1000 точек зрения» и разделил христианство на «светлое» и «темное». Первое, по мысли Розанова, полно радости и гармонии, оно и есть настоящее, подлинное учение, укорененное в Евангелиях и связанное с жизнью и учением самого Христа. Возникновение «темного», церковного христианства, исказившего евангельские истины, во главу угла поставившего ритуал и формальность, Розанов относит к Средним векам. Этот том раскрывает взгляды писателя и философа на русскую церковь, православие и католичество, официальную церковь и сектантство, школьное воспитание, добро и зло.

По Розанову отношение к Богу и к Церкви определяется совестью. Совесть различает в человеке субъективное и объективное, индивидуальное и личное, существенное, главное и второстепенное. Он пишет: «Нужно различать в споре о совести две стороны:

1) отношение её к Богу;
2) отношение её к Церкви.

Бог по учению христианскому есть Личный бесконечный дух. Каждый с первого же взгляда поймет, что отношение к Лицу несколько иное, чем к порядку вещей, к системе вещей».

Этот том для тех, кто интересуется религиозно-философской мыслью и культурой.

 

Розанов, В. В. Собрание сочинений : Около церковных стен / В. В. Розанов ; под общ. ред. А. Н. Николюкина. - Москва : Республика, 1995. - 558 с. - Указ. имен. : с. 532-553.

 

Розанов, В. В. Черный огонь

Розанов, В. В. Черный огонь

В настоящее издание, вышедшее в Париже в 1991 г., вошли статьи о революции 1917 г., найденные среди бумаг Татьяны, дочери Василия Розанова и которые были отвергнуты редакцией «Нового времени». В. Розанов часто печатался под различными псевдонимами, эти его статьи тоже вошли в сборник. Русский философ и публицист принял неизбежность революционной катастрофы, считая ее трагическим завершением истории Российской Империи.

В сентябре 1917 года он писал: «Никогда я не думал, что Государь так нужен для меня: но вот его нет — и для меня как нет России. Совершенно нет, и для меня в мечте не нужно всей моей литературной деятельности. Просто я не хочу, чтобы она была». Воззрения и публицистика Розанова вызывали критику, как со стороны революционных марксистов, так и либерального лагеря русской интеллигенции. Интересно, что трагическое звучание
статей Василия Розанова актуально и сегодня.

 

Розанов, В. В. Черный огонь / В. В. Розанов. - Париж : YMCA-Press, 1991. - 256 с.

Паршин, А. Н. Розанов и наука

Паршин, А. Н. Розанов и наука

Эта статья – выступление российского математика Алексея Николаевича Паршина в Институте научной информации по общественным наукам РАН на юбилейной конференции «Наследие В. В. Розанова и современность».

Мир Василия Розанова велик и многообразен. Задуманная им книга «О потенциальности и ее роли в мире физическом и человеческом» осталась ненаписанной. На этот труд его вдохновляли сначала Аристотель, затем морфология Гете и, конечно, дружба с Павлом Флоренским. Розанов не любил Дарвина и в своей книге хотел сразиться с Соловьевым, его благоговейным поклонником.  Автор статьи указывает на розановскую идею потенциальности, которая в ХХ веке получила большое распространение в эмбриологии (эксперименты со стволовыми клетками).

А. Н. Паршин рассуждает об асистемности Василия Розанова, которую можно представить как характерную черту русской мысли, а также как ее принципиальное достоинство. «У каждого из нас есть свой Розанов. Мой Розанов – это та наука, которая у нас будет», - заключает автор статьи.

 

Паршин, А. Н. Розанов и наука / А. Н. Паршин // Вопросы философии. - 2007. - N 2. - С. 118-122.

 

Никологорский, А. Терпеть нельзя разводиться

Никологорский, А. Терпеть нельзя разводиться

Одной из основных тем в наследии Василия Розанова был семейный вопрос, т. к. это было его личной трагедией. Будучи студентом университета, он связал себя узами брака с Аполлинарией Сусловой, возлюбленной Ф. М. Достоевского. Однако, жить вместе с ней он не смог из-за ее эгоистичного и деспотичного характера. Когда же через много лет В. Розанов встретил хорошую добрую женщину Варвару Дмитриевну Бутягину, вдову учителя Елецкой гимназии, и захотел на ней жениться, то А. Суслова развода ему не дала.

В 1891 г. Розанов тайно обвенчался с Варварой Дмитриевной, но все равно дети, рожденные в этом браке, были незаконнорожденными. Основная идея Василия Розанова в семейном вопросе стала защита права человека на развод. Оппоненты утверждали, что развод разрушит семью, на что Розанов приводил примеры турок, татар и евреев, у которых развод был без обременительных условностей. По мнению В. Розанова, Церковь ущемляет семью, супружескую любовь и половую связь.

Автор статьи утверждает, что несмотря на то, что русский писатель считается религиозным и ратовал лишь за свободу семьи, он поддерживал секуляризацию общества, которая стремительно набирала обороты в России в начале ХХ века.

 

Никологорский, А. Терпеть нельзя разводиться : Василий Розанов и семейный вопрос / А. Никологорский // Родина. - 2011. - № 1. - С. 27-30.


Новикова, Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство

Новикова, Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство

Василия Розанова не устраивало отсутствие индивидуального подхода в образовании: «казенный характер руководства школой, передается и в систему обучения, где торжествует безличный стиль преподавания, при котором педагог никогда не обращается к конкретному лицу, но всегда к толпе учащихся». Писатель был за вольную систему образования, как у А. С. Пушкина: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь», которая дала России плеяду блестящих талантов и умов.

Проблему воспитания В. Розанов видел в разобщенности культур: традиционно-православной, близкой народу; классической, ориентированной на античность, т. е. выделяющая элиту и современной культуры, ориентированной на практическое знание. Он ратовал за то, чтобы общество и школа нашли пути взаимопроникновения этих культур.

 

Новикова, Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство : Философско-педагогическое кредо В. В. Розанова / Л. И. Новикова // Педагогика. - 2003.- № 6.- С.67-73.

Водолагин, А. В. Любовь и смерть в понимании В. В. Розанова

Водолагин, А. В. Любовь и смерть в понимании В. В. Розанова

Автор статьи пишет о самой первой книге Василия Розанова «О понимании» и считает писателя и философа «редчайшим самодельным явлением в истории русской мысли». Философскому пробуждению Розанова способствовала «Метафизика» Аристотеля и, конечно же, Библия. Именно вдумчивое чтение научило его видеть в простых человеческих и природных событиях и событиях собственной психической жизни знаки космической и божественной целесообразности.

Жизнь, как бытие между рождением и смертью всегда интересовала Розанова как философа, а смерть он воспринимал лишь как сбрасывание плотной земной оболочки, переход в инобытие, энтелехия («зерно-око») возвращается в свое космическое лоно. В. Розанов писал: «… Переход любви в рождение есть как бы земная эманация, на землю пролияние существенно неземного, потустороннего начала: из него рожденный берет в себя потусветную искру…». Автор статьи пишет о вкладе Василия Розанова в формирование «нового религиозного сознания» в России, хотя представителям церкви того времени Розанов казался опасным еретиком.

 

Водолагин, А. В. Любовь и смерть в понимании В. В. Розанова / А. В. Водолагин // Вопросы философии. - 2006. - № 10. - С. 109-113.

Шарова, Н. Попытка вселенского братства

Шарова, Н. Попытка вселенского братства

Великолепный мыслитель и оригинальный писатель Василий Розанов оставил после себя сложное и противоречивое наследство. Были времена, когда он находился под официальным запретом и в полузабвении. Новый взгляд на творчество публициста и философа предлагает молодая журналистка Наталья Шарова: «Если сам Розанов – дерево, а труды его – опавшие листья, то суть надо искать в корнях, а корни питают метафизические реки.

А далее, автор исследует метания и «противоречия» человека-воды. Потому что у реки бывают тайные течения, к чистой воде примешивается болотная тина, у реки может быть два русла, и в нее могут впадать другие реки. Но Василий Розанов – это не только созерцательность, но еще и поиск. Писатели для Розанова – это не только любимое чтение, единомышленники, но и поле для философских поисков. В каждом из них он ищет духовную суть личности. Статья написана с большой любовью к литературному критику Василию Розанову.

 

Шарова, Н. Попытка вселенского братства : литература, писательство, писатели в книге Василия Розанова "Опавшие листья" / Н. Шарова // Континент. - 2006. - № 129. - С. 378-391.

Скачать список литературы

Уважаемые читатели!

Эти книги Вы можете взять в библиотеках МАУК ЦБС г. Березники

 

Условные обозначения:

ЦГБ – Центральная библиотека им.Н.Островского
ЦДБ – Центральная детская библиотека им. А.Гайдара
3,4,5.6,7,9,10,11,12 – номера библиотек
Контакты библиотек можно посмотреть на странице "Контакты"

Посетить другие виртуальные книжные выставки

 



Вернуться