МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

«Апрель – на дворе звенит капель»: народные приметы и традиции весеннего месяца.

31 марта 2021

Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Но любое время года, любой месяц имеет свои достоинства. Так и апрель.

 

 


• Апрельские ручьи землю будят.
• В апреле земля преет.
• Апрельский скворец — весны гонец.

«Апрель, апрель! На дворе звенит капель». Апрель — второй месяц весны. Этот месяц приносит с собой тепло и окончательно поворачивает зиму на лето. Начинают распускаться почки, возвращаются перелётные птицы, тает снежный покров в городах, селениях и лесах, журчат первые ручьи. Апрель издревле известен в народе как «водолей», оттого, что куда ни кинь взгляд,— кругом вода. Проворные ручьи кло¬кочут, поблескивают на солнце, сбегая в лощины и овраги. Сколько безудержной мощи, ярости, грохота!

• «Апрель водою славен».
• «Апрель открывает ключи к водам».

За непостоянство погоды, ее изменчивый характер апрель на Руси получил немало народных имен: капризник и обманщик, плут и лукавец. Известны также названия снегогон, потому что таял последний снег, ручейник – из-за капели и многочисленных ручьев, березень и березозол – из-за пробуждения от сна белых берез.

                                     Весна красна, что принесла?

 

            1апреля – Дарья  - грязнопролубка, грязные проруби, грязная пролубница.


Как только не именуют в народе Дарью Грязную: и Дарьей Поплавихой, и грязнопрудом, и пролубницей. Грязной ее прозвали потому, что активное таяние снега вызывало массу вешних вод, которые размывали, не только дороги, но и поля, и дворы. Всюду появлялась грязь, скапливалась она на берегах рек, вокруг прорубей.

• «Ранняя весна – большое половодье».
• «С Дарьи холсты белят».

                          4 апреля – Василий – солнечник, парник, теплый.


Именно столько прозвищ у Василия Капельника, и все связаны напрямую со стойким приходом тепла и солнечных дней. Те, кто надумал строить новую постройку, внимательно смотрели, куда стекаются ручьи от капели. На том месте сооружений не строили. Считалось, что в таких местах «проложенный ход у водицы в земную глубь», и дом со временем подмоет.

• «Выверни оглобли: прекращается санная дорога».
• «На Василия теплого солнце в кругах – к урожаю».

                                   7 апреля – Благовещение.


Этот день издавна в народе считался началом весны, когда земля, наконец, пробуждалась от зимнего сна. До Благовещения нельзя было тревожить (копать) землю. В народном календаре XIX века Благовещение было одним из самых почитаемых праздников. Третья встреча весны.

• «На Благовещение Весна Зиму поборола».
• «С Благовещением медведь из берлоги встаёт».
• «Благовещение - птиц на волю отпущенье».

                           9 апреля – Матрена–настовица, полурепница.


Сходит последний снег, поэтому по утреннему насту торопились свезти на двор остатки сена из стогов. Отбирали половину репы для высадки на семена.

• «Щука хвостом лед разбивает».
• «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен».

                                   18 апреля – Федул-ветряник.


На Федулу растворяли настежь окна и заговаривали на них, чтобы в избе не остались гнилостные ветры, нечистая сила, переполохи. Устраивали проветривание жилища сквозняком, чтобы  дать возможность зайти теплым ветрам в него.

• «Пришел Федул – тепляк подул».
• «На Федула растворяй оконницу».

                           25 апреля – Вербный день. Вербица.


Верба символизирует плодородие.  Если поблизости находилась церковь, то вербу освящали. После этого вербе приписывалась особая растительная сила. Издавна у коми-пермяков было принято в Вербное воскресенье стегать детей и домашних животных, приговаривая:

• «На здоровье, на здоровье».
Этот обычай представлял собой вид магии – магия соприкосновения: целительная сила вербы должна передаваться тому, кого хлестали. Как драгоценную реликвию вербу в течение года хранили у икон переднего угла избы.

                                      30 апреля – Зосима–пчельник.


Зосим и Савватий издавна считались покровителями пчел, поэтому в этот день выносили ульи на пасеку. Пчеловоды выпускали пчел на пасеках и присматривались к летающим труженицам.

• «Рой роится - Зосима-Савватий веселится».
• «Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод».
• «На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош».

                                   
Традиции и обычаи народов Прикамья на страницах книг:

Богат и удивителен наш край. Он радует красотой уральской природы, щедростью земных недр, размахом речных просторов и главным нашим  богатством – это народами со своими традициями, обычаями и национальной культурой. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой священный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от поколения к поколению как память о предках. Традиции бывают самые оригинальные и интересные, и даже неожиданные. Путешествуя по страницам этих увлекательных книг, вы познакомитесь с традициями и обычаями народов Прикамья.

 

 

Николаев, Ю. К. Из истории Пермского края : т. 1 : статьи и очерки / Ю. К. Николаев. - Пермь : [Б. и.], 2011. - 487 с. - 6.

Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы.

 

Так жили.. : погружение в крестьянский мир : сувенирно-презентационная книга об архитектурно-этнографическом музее "Хохловка". - Пермь : Книжное издательство, 2012. - 53 с. : ил. - 6.

В живописном месте на берегу реки Камы в окружении природы дивной красоты расположился масштабный памятник истории, быта и культуры типичной русской деревни XVII -XX веков – архитектурно-этнографический музей «Хохловка». Постройки, расположившиеся на территории, знакомят посетителей с традиционным наследием Пермского края и дают наглядное представление о жизненном укладе предков.

 

Чагин, Г. Н. Коми-Язьвинские пермяки - древний народ северного Урала / Г. Н. Чагин. - [Б. м. : б. и.], 2002. - 16 с. : ил. - 6.

В книге представлены историко-этнографические характеристики коми-язьвинского народа Пермского края: происхождение, этническая история, материальная и духовная культура. Особое внимание уделено этнокультурным процессам на современном этапе. Использованы материалы многолетних экспедиционных работ и архивных изысканий.

 

 

Материал подготовила:

Библиотекарь Библиотеки № 6 Кашина М. Ю.

 

 

 


Вернуться