МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

Славные страницы истории России в искусстве

4 ноября 2022

4 ноября – День народного единства, новый российский государственный праздник – оставил значительный след в истории и отразился в произведениях искусства – иконописи и живописи, архитектуре и музыке. О них и рассказывает наша виртуальная выставка.

 

Из архива публикаций сайта

День народного единства – российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Является Днём воинской славы России согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России".

 

Не раз на протяжении многовековой русской истории медные колокола созывали русский народ на защиту родины от врагов. Так было и в 1611 г.

"– Звони в сполошный колокол, – приказал князь Дмитрии Пожарский караульному.

Тревожно загудел самый большой колокол в церкви Николы Зарайского. В Кремль отовсюду сбегались вооружённые люди: из Стрелецкой слободы – стрельцы, из Пушкарской слободы – пушкари... Воевода приказал всем ратникам снаряжаться и немедленно выступать в поход".

Эти строки написаны по поводу освободительной войны против польской шляхты в начале XVII века.

Таким образом, с самого своего зарождения русские колокола были призваны не только ласкать слух благочестивых прихожан – они несли большую службу, становясь участниками радостей и бед народных.

Захаров, Н. Н. Кремлевские колокола / Н. Н. Захаров. - 2-е изд., перераб. - Москва : Московский рабочий, 1980. - 63 с. - ЦБ,10.

Тысячи людей приходят ежедневно к замечательному памятнику русского литейного искусства – огромному Царь-колоколу. Но в Московском Кремле хранится не один только Царь-колокол. О  медных свидетелях разных событий, о 29 оригинальных произведениях мастеров колокололитейного искусства, о 29 свидетелях самых разных событий многовековой русской истории рассказывает эта книга.

 

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

На монументальном полотне К. Е. Маковского "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям" изображено событие начала XVII века – Смутное время в истории России. Чтобы положить конец польско-литовской оккупации, собралось первое, а затем и второе ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым. Художник выбрал для сюжета один из самых ключевых моментов – начало народного движения, знаменуемое взрывом патриотизма.

Русское искусство. 100 шедевров : [самые узнаваемые полотна мира, биографии великих художников, история создания шедевров, сюжеты и герои, символы и знаки] / авт.-сост. М. Левантович, О. Леоник. - Москва : ЭКСМО, 2017. - 95 с. : ил. - (Художник в 100 картинах).

Русская живопись, безусловно, выделяется в мировом художественном наследии. Будучи исключительно религиозной до XVII века, отечественная живопись всегда откликалась на исторические перемены: обращение к светской живописи при Петре I, зарождение бытовой живописи в XVIII веке, романтизм, реализм и классицизм в XIX, и, конечно, авангард 20-го столетия. В подарочном издании рассказывается о великих русских живописцах и раскрывается история создания знаменитых полотен выдающихся мастеров.


Нижегородский земский староста Кузьма Минин сыграл большую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Собралось огромное по тем временам войско – более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса – первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.

Скульптор Мартос. Памятник Минину и Пожарскому / [авт. текста А. Л. Каганович]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1964. - 18 с., 23 л. ил. - (Русская и советская скульптура). - ЦБ.

Скульптор Иван Петрович Мартос (1754-1835) вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер мемориальной пластики, автор знаменитых надгробий в Александро-Невской лавре и парковых мавзолеях Павловска. Памятник Минину и Пожарскому, установленный в 1818 году на Красной площади в Москве, стал самым значительным произведением выдающегося скульптора-монументалиста. В этом альбоме детально анализируются использованные скульптором позы, жесты фигур, их костюмы, атрибуты, раскрывающие содержание памятника.


Всем нам со школьной скамьи известен подвиг Ивана Сусанина. Он был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Фёдорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем "изрубили в мелкие куски".

Тему народной партизанской войны с захватчиками позднее развивает В. В. Верещагин (картина "Не замай. Дай подойти!", 1887-1895). Сделав из героя не историческую, а полулегендарную личность, о котором он узнал из устных народных преданий, художник, в сущности, создал обобщенный, типический образ простого и могучего русского человека, живущего в веках. Существует мнение, что первоначально художник написал на этом полотне картину "Иван Сусанин",   но потом переделал ее на сюжет из эпохи Отечественной войны 1812 г.

...Крупные хлопья белого пушистого снега покрыли ветви сосен. Сказочная красота господствует в природе. В лесной засаде, ожидая врага, остановились крестьяне. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение, стремление начать бой видны на лицах партизан, но опытный и мудрый вожак сдерживает товарищей. "Не замай. Дай подойти!"– словно говорит он. И эти слова стали названием картины.

"Что же плохого, если в облике моего партизана отразился Сусанин, этот величайший по героизму и беззаветной любви к родине русский патриот-партизан? Я не только не вижу в этом ничего зазорного, но даже скажу больше: я был несказанно рад, когда нашел крестьянина с обличьем Сусанина",– писал Верещагин.

Кузнецова, Э. В. Исторический и батальный жанр : беседы о русской и советской живописи : кн. для учителя / Э. В. Кузнецова. - Москва : Просвещение, 1982. - 192 с. : ил. - ЦБ.

В книге широко и разносторонне рассматриваются произведения исторического и батального жанра в отечественной живописи, его развитие и современное состояние. Многие из разбираемых автором произведений входят в школьную программу по изобразительному искусству. Книга предоставляет учителю большой материал для воспитания у учащихся патриотизма, чувства любви к Родине, ее народу, ее истории.


Садовень, В. В. Русские художники баталисты ХVII-ХIХ веков / В. В. Садовень. - Москва : Искусство, 1955. - 370 с. : ил. - ЦБ.

Книга содержит очерки о жизни и творчестве некоторых русских художников XVIII - XIX веков: А.И.Иванова, В.К.Шебуева, К.П.Брюллова, В.И.Мошкова, А.И. Зауерверда, А.Е.Коцебу, Б.П.Виллевальда, А.И.Шарлемана, М.Ю.Лермонтова, Г.Г.Гагарина, В.Ф.Тимма и других. В издании не затронуто творчество баталистов-маринистов (специфический характер этого вида батальной живописи требует длительного специального исследования). Очерки сопровождаются репродукциями картин художников.

 

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер"Иван Сусанин" ("Жизнь за Царя") Михаила Ивановича Глинки.

"С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!" Так писал вскоре после премьеры В. Ф. Одоевский. Время подтвердило правоту его слов. "Иван Сусанин" положил начало русской музыкальной классике, и день 27 ноября 1836 года вошел в историю отечественного искусства как одна из знаменательнейших дат.

Первоначально Глинка задумывал нечто вроде сценической оратории в трех действиях, где центром должно было стать противостояние Сусанина и поляков. Впоследствии этот замысел разросся и в результате сложилась большая четырехактная опера с эпилогом. Изменился и смысл оперы: в подвиге Ивана Сусанина главным было не спасение родоначальника дома Романовых, а патриотическое сопротивление иноземным захватчикам.

Глинка, М. Иван Сусанин: опера в 4-х д. / М. Глинка. - Москва : Мелодия, б/г. - 4 грп.: / ок. 2,5 ч./: 33 об/мин., стерео; 30 см. - ЦБ.

Глинка, М. И. Иван Сусанин : опера : в 4 действиях с прологом : переложение для пения с фортепиано / М. И. Глинка ; текст С. Городецкого. - Москва : Музыка, 1980. - 390 с. - ЦБ.

"Иван Сусанин" М. И. Глинки : альбом / сост. А. Наумов ; вступит. ст. С. Савенко. - Москва : Музыка, 1986. - 48 с. - ЦБ,2,5.

"Иван Сусанин" М. И. Глинки : оперные либретто. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1964. - 120 с. - (Оперные либретто). - ЦБ.


С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Фёдоровича.

На картине "Земской Собор" Сергея Иванова изображено заседание Земского собора в первое десятилетие царствования Михаила Фёдоровича, избранного на царство собором людей Московского государства, когда они, сплоченные опасностью потери независимости одолели Смуту и дружным натиском отбросили поляков и сломили разнузданность "своих воров".

Картины по русской истории : вып. 15 : " Земской Собор" Сергея Иванова / общ. ред. и объяснит. текст С. А. Князькова. - Москва : Юный художник, 1984. - 8 с. - ЦБ.

"Картины по русской истории" (1908-1913), издание И. Н. Кнебеля – серия из 50 выпусков брошюр в жанре школьного пособия с иллюстрациями, которые выполнили художники Серебряного века. Под общей редакцией и с объяснительным текстом С. А. Князькова. К каждому изображению составлено описание и дан пояснительный текст об изображенном историческом событии.

 

День одоления страшной Смуты 17 века совпадает с праздником  великой святыни Русской земли – Казанской иконы Матери Божией, Заступницы Усердной рода христианского, с которой мы преодолеем последствия смуты, которая обрушилась на нашу страну в ХХ веке.

По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы : образы. Молитвы. Описания. - Москва : Летопись, 2017. - 255 с. : ил. - 3.

Книга рассказывает о наиболее почитаемых чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. Содержит образы, молитвы и описания. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Царица Небесная спаси землю Русскую... : Чудотворные иконы Матери Божией. - репр. воспр. - Коломна : Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь, 1993. - 800 с. - 3.

В иллюстрированном издании читатели познакомятся с краткими описаниями чудотворных икон Божией Матери, которые упомянуты в месяцеслове.

Древнерусская икона. - Москва : Кварт, 2012. - 1 электрон. опт. диск (СD-RОM) (25 мин.). - 3.

Икона по-гречески "образ". Образ чего? – ответить на этот непростой вопрос и рассказать о древнерусской иконе пытаются авторы фильма.

Русский музей : в 3 кассетах. Кассета. 2 : фм. 7 : Илья Репин ; фм. 8 : Живопись Древней Руси ; фм. 9 : Искусство и скульптура Древней Руси ; фм. 10 : Историческая живопись ; фм. 11 : Искусство ХVIII в. ; фм. 12 : Прикладное искусство ХVIII в. - Москва : Мастер Тэйп, 2000. - 1 вк. (180 мин.). - (Из собрания Гостелерадиофонда). - Цб.

Цикл дoкументальных фильмoв oткрывает зрителю сoкрoвища oднoгo из кpупнейших coбpаний руcскогo иcкуccтвa в мире. Bы увидите вeликoлeпныe залы знамeнитого музея-двоpца, пoзнaкомитecь с его экcпозициeй, в кoтoрoй предcтaвлены все виды изобразительного искусства: живопись с древнейших времён до наших дней, скульптура, графика, декоративно- прикладное искусство и народное творчество. Ряд фильмов посвящён творчеству крупнейших русских художников.


Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.

Самые знаменитые храмы Москвы : история столицы России в ее святынях / авт.-сост. М. А. Анашкевич, С. Н. Рыбакова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 319 с. : ил. - ЦБ.

В книгу включены описания более 80 выдающихся архитектурных памятников Москвы – кремлевских и монастырских соборов, а также приходских храмов, построенных в  XV- XXI вв. Описание каждой церкви, собора или часовни сопровождается цветной фотографией или снимком XIX в. Рассказ об истории и живописном облике храма дополнен текстом, объясняющим значение православного праздника, в честь которого он освящен, или жизнеописанием святого. Книга адресована всем, кто интересуется православной традицией, отечественной историей и культурой.


В 1801-1811 гг. по проекту архитектора А. Н. Воронихина, уроженца Усолья, возведён Казанский собор в Санкт-Петербурге. Именно со строительства Казанского собора начался "золотой период" российского зодчества, а Петербург окончательно принял вид столицы Российской империи.

Икона Казанской Божьей Матери, которая хранится в Казанском соборе, испокон веков наделялась чудодейственными свойствами. К ней обращались в самые драматические моменты российской истории. Ходят легенды, будто в дни Второй мировой войны, когда советские войска готовились к прорыву блокады, был дан приказ вывезти икону на фронт и пронести по всем воинским частям, несмотря на принципы атеизма, распространявшиеся в Советском государстве. Верующие люди полагают, что именно чудотворная икона помогла советским войскам в январе 1944 г.

7 великих соборов России и еще 75 храмов, которые нужно знать. - Москва : ЭКСМО, 2010. - 240 с. : ил. - ЦБ.

На каждой странице этой книги – самые знаменитые, наиболее почитаемые, намоленные храмы России. Вы с интересом прочитаете их историю, посетите их, пусть даже мысленно, но пройдете по священным местам, посмотрите на чудотворные иконы, узнаете об их удивительной истории, архитектуре, их основателях – преподобных старцах, самых почитаемых на Руси святых. Для удобства читателей очерки о храмах стуктурированы по их географическому расположению. Вас ждет не просто путешествие в мир древности, веры и святости, вас ждет настоящее паломничество во многие святые земли Руси-матушки.

 

Вот уже 125 лет стоит на Осинской земле православная святыня – храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Монументальный, величественный и красивый. Рассматривая её, поражаешься особой гармонии. Как органично представлены богатый внешний архитектурный декор и внутреннее убранство церкви! Монументальное строение словно возносится в небо своей колокольней. От чудотворного образа Казанской иконы исходит особый теплый свет…

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Оса. - Пермь : Маматов, 2007. - 1 обл. (12 отд. л.). - ЦБ.

В последнее время все больше возрастает интерес людей к религии, возрождаются традиции православной церкви, реконструируются храмы и монастыри. Первый серийный выпуск начинает знакомить с прикамскими святынями полно и художественно. На 12 открытках комплекта серии "Пермь православная" прослеживается вековая мини-летопись  церкви: от открытки начала ΧΧ века до фотографий лета 2007 года. Комплект издан по благословению Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского.


Главная достопримечательность Романовского сельского поселения – Церковь Сретения Господня (1859 г.). Это один из немногих храмов, которые не закрывались в советское время, поэтому среди жителей считается "благодатным", не оскверненным.

Здесь находится местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Обретена эта икона была относительно недавно. На одной из старых тёмных икон, хранившихся на колокольне,  стал обновляться и заблестел оклад. Икону спустили в храм и поставили на почетное место перед алтарем. Через некоторое время лики Божией Матери и Богомладенца просветлели. Возможно, именно Матерь Божья уберегла храм от постигшего его несчастья: в ночь со 2 на 5 марта 2013 года произошло возгорание. Чудотворный образ несёт утешение и чудо – творящую силу верующим.

Романовская земля : между прошлым и будущим / авт.-сост. А. А. Зайцев. - Романово, 2014. - 136 с. : ил. - ЦБ.

Это сборник заметок и воспоминаний об истории Романовского сельского поселения и замечательных людях, обустраивающих свою жизнь в суровом, но красивом уголке Прикамья. Среди авторов книги и умудренные опытом специалисты, и ученики (на момент сбора материалов) Романовской средней школы. Их объединяют любовь к родному краю и забота о его будущем. Невозможно включить в книгу абсолютно всё о романовцах и романовской земле. Авторы уверены в том, что исследование истории села и его окрестностей, людских судеб будет продолжено в других книгах.

 


Наша Родина – великая страна с великой историей и великой культурой.

Преодолеть последствие нынешнего Смутного времени,
восстановить державное могущество Русского государства в 21 веке
мы сможем, только достигнув народного единства
и с молитвой к Пресвятой Богородице!

 

Использованы материалы общественной организации "Московские суворовцы"


Вернуться