МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2022
Новости → Новости за 2022

Новости за 2022

Златоустовская гравюра на стали

22 ноября 2022

Книжная витрина знакомит с историей возникновения оружейного промысла Златоуста и с искусством уральских мастеров оружие украшать.

Красив Урал с его неоглядными лесами и обильными водами. Край древней культуры, земля, украшенная творениями мастеров - зодчих и живописцев. Славится Прикамье по всей России берестяными умельцами, гончарами, златоустовским булатом, и оружейными мастерами. Сабли, кинжалы и другое оружие украшали во многих странах, но только небольшой уральский городок Златоуст, завоевал всемирную славу своим самобытным искусством художественной гравировки по металлу. Изначально у истоков этого промысла стояли немецкие гравёры, но основная заслуга в его становлении принадлежит талантливым уральским мастерам.

Зародилась златоустовская гравюра в начале XIX века, при правлении Александра I. Именно по его высочайшему указу в Златоусте был создан оружейный центр в дополнение к знаменитому тульскому. Место для предприятия было выбрано из-за наличия поблизости чугунолитейного и железоделательного заводов.

Из города Золинген, оружейного центра Германии, в Златоуст для работы был приглашен гравер по холодному оружию Вильгельм Шаф, который приехал вместе с сыновьями. Немцы в своей работе неукоснительно придерживались старых традиций. Рисунок наносился с помощью твердой тонкой иглы, после чего вытравливался – именно так работают все граверы. Сюжеты не отличались особой оригинальностью. Уральским граверам многому пришлось учиться самостоятельно, путем проб и ошибок, что привело к разработке необычного стиля декорирования оружия. Ученики не боялись проявлять фантазию, как при выборе техники гравировки, так и сюжетов. Вместо орнаментов и символов, обычно используемых немецкими мастерами, они стали изображать на клинках целые композиции. Возникновение уникального художественного стиля принято связывать с именем Ивана Бушуева.


Он был невероятно талантлив и трудолюбив. Уральский мастер соединил знания и умения, усвоенные от земляков, с немецкой манерой гравировки. Сам ковал клинки и наносил на них рисунки. Основным инструментом в его руках стала не игла, а специальная кисть, с помощью которой киноварью на поверхность клинка наносился рисунок. Такую необычную технику, представляющую собой смешение гравюры и живописи, и стали называть златоустовской гравюрой.

Рисовать киноварью было легче, чем процарапывать, рисунки можно было делать более сложные и красивые. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных.

                                     
Златоустовское оружие славилось не только украшением. Металл самого высокого качества - отличие клинков с Урала. Характерное отличие булата – неподражаемый узор на поверхности. Сущность этого металла - он может перерубать гвозди и держит заточку гораздо больше, чем другие стали. Эти свойства и ценились оружейниками всех времен.  Кроме традиционных шпаг, сабель с середины XIX века Златоустовская оружейная фабрика начинает украшать предметы быта.

 

Изделия мастеров златоустовской гравюры на стали находятся в коллекциях крупнейших музеев России и мира: Оружейной палаты Московского Кремля, Государственном Эрмитаже, Центральном государственном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музее оружия (Германия, г. Золинген), Лондонском мемориальном музее герцога Веллингтона, Имперском военном музее (Великобритания, Лондон).

 

Златоустовское художественное оружие XIX века : из собр. Военно-ист. музея артиллерии, инженерных войск и войск связи / сост. Т. И. Абольская. – Ленинград : Художник РСФСР, 1986. – 174 с. : ил.

Альбом знакомит с собранием художественного украшенного оружия Златоустовской оружейной фабрики, хранящимся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде. Книга содержит ряд ценных сведений по истории зарождения развития отечественного производства холодного оружия, по искусству художественного украшения клинков.

Искусство пермских вотчин Строгановых / сост. Н. В. Казаринова, Н. В. Скоморовская ; Мин. культуры и молодеж. политики Перм. края ; Перм. гос. худож. галерея. – Пермь : Проектное бюро " Рейкьявик", 2007. – 311 с. : ил.

Об истории и культуре Пермского края написано немало работ – пермское краеведение всегда было заметным. Автор этой книги не ставил своей задачей последовательное изложение всех аспектов развития региональной художественной культуры, поэтому акцентирует внимание на менее изученных явлениях, представляя свой взгляд на многие культурные и исторические события. Написанные на основе архивных документов, материалы этого научно-популярного издания существенно дополнены искусствоведческими исследованиями истории судеб художников, произведений изобразительного искусства и художественной культуры Прикамья.

Ненарокомова, И. С. Государственные музеи Московского Кремля / И. С. Ненарокомова. – 3-е изд., перераб. – Москва : Искусство, 1992. – 206 с. : ил.

В книге рассказывается о художественных музеях, находящихся в Московском Кремле. Это Оружейная палата, музеи-соборы - Успенский, Благовещенский и Архангельский, - церковь Ризположения, Музей прикладного искусства и быта XVII века. Тысячи экспонатов, представляющих художественный и исторический интерес, составляют их уникальные коллекции.

Материал подготовила: сотрудник Библиотеки № 6 Кашина Марина Юрьевна.

 


Вернуться