МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Кто он - современный библиотекарь?

22 января 2021

Кто он -  современный библиотекарь? В современном обществе главная миссия библиотеки остается неизменной – предоставление источников информации своим пользователям -  но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными. Цикл бесед о компетенциях современного библиотекаря.

 

Компетенции современного библиотекаря

 

Автор публикации
библиотекарь ЦГБ им.Н.Островского
Турчак Надежда Юрьевна

Беседа 2.

 

 

Беседа 1. Введение

Беседа 2. Профессиональные компетенции 

Беседа 3. Информационные компетенции 

Беседа 4. Коммуникативные компетенции

 

Профессиональные компетенции

 

  • Функциональная
  • Просветительская
  • Культурологическая
  • Образовательная
  • Исследовательская

Современный библиотекарь – это профессионал, владеющий необходимыми знаниями и умениями для осуществления эффективного поиска, хранения и предоставления информации, ее трансформации, работы с разнообразными носителями информации - печатными изданиями, видео- и аудиоматериалами, компьютерными программами и др., использования современных информационных технологий.

Перед современными библиотечно-информационными специалистами стоит задача качественного и оперативного предоставления информации ее потребителям.


Функциональная компетенция

Функциональная компетентность является определяющей в библиотечной деятельности. 

Библиотекарь знает Федеральный закон «О библиотечном деле, организационно-распорядительной, нормативной, технологической, методологической, учетной и планово-отчетной документации, умеет работать с фондом (комплектование и учет фонда, исключение из фонда, сохранность и проверка фонда). Умеет обращаться со служебной информацией ограниченного распространения,  работать с каталогами, составлять библиографические справки и описания, знает библиографические указатели и индексы цитирования.

А также - имеет навыки обслуживания читателей (учет и контроль книговыдачи), дает рекомендации по выбору литературы, понимает запросы и интересы читателей, умеет рассказать о книгах, дать сравнительный анализ источников. Хорошо ориентируется в потоке литературы, работает с отказами, содействует созданию положительного образа библиотеки.

 

Просветительская компетенция

Просветительская роль традиционно закреплена в сознании общества за библиотеками.

В условиях информационного бума, обилия некомпетентной, а иногда явно ложной, антигуманистической и асоциальной  информации, которая изливается на читателя из сети Интернет и средств массовой информации, значимость просвещения населения увеличивается в разы!

Просветительская компетенция библиотекаря заключается в том, чтобы уметь грамотно сформировать и профессионально предоставить читателю информацию, отвечающую требованиям профильности, актуальности, научной достоверности и  фундаментальности, информацию, подтвержденную достоверными и авторитетными источниками.

Другой аспект просветительской компетенции – это способность помочь читателю преодолеть социальное информационное неравенство, сложившееся в условиях компьютеризации, и оказать  информационную помощь в самообразовании читателей, обучении,  профориентации и профессиональной подготовке.

 

Культурологическая компетенция

Особенность современной культурной ситуации заключается в одновременном и равноправном сосуществовании множества различных точек зрения, которые дезориентируют читателя, оставляют его  один на один с множеством субъективных пониманий происходящего. 

Способность библиотекаря грамотно организовать для читателя культурное поле, учесть его индивидуальные потребности и сориентировать его в информационной полифонии – не только важно, но необходимо, как для самого читателя, так и для того, чтобы библиотеки оставались социально востребованными и современными культурными учреждениями. 
 
Культурологическая компетенция  проявляет себя в умении организовать культурно-просветительские встречи,  которые повышают культурный и образовательный уровень читателей в сложных и жизненно важных сферах - встречи с участием ученых, политиков, психологов, педагогов, писателей. Но библиотекарь должен уметь создавать и собственный контент – экологический, искусствоведческий, этнический -  отвечающий наиболее актуальным запросам читателей, утверждающий лучшие культурные традиции,  но не противоречащий культурному разнообразию современного мира.

 

Исследовательская

Способность библиотекаря к исследованиям – навык, важность которого трудно переоценить!

Маркетинговые, библиотековедческие (прикладные), социологические,  психологические методы исследования используются в комплексном изучении запросов читателей, определении тактических и стратегических целей развития библиотек, продвижении библиотечного бренда, выработке критериев формирования библиотечного фонда, принятия решений о внедрении инновационных технологий и других важных вопросах, которые стоят перед современными библиотеками.

Навык постановки задач и формирования целей, умение работать со словом, склонность к системному анализу и способность предвидеть  новые тенденции,  – вот неполный перечень аспектов данной компетенции.

 

Образовательная

Библиотека,  как информационный центр,  может оказать самую непосредственную помощь  учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.

Создание комфортной образовательной среды, информационная и техническая поддержка, помощь в подборе литературы, организация мероприятий, расширяющих кругозор учащихся, организация образовательных курсов – все это требует от библиотекаря не только самому быть высококомпетентным в новых технологиях человеком, но и уметь организовать, поддержать и помочь педагогам и учащимся  совершенствоваться в этом направлении. 

Приоритетным аспектом образовательной компетенции была и остается помощь в развитии интереса к чтению, самообразованию, развитию интеллекта,  творческих и исследовательских способностей учащихся, а так же помощь педагогам в преодолении профессиональных психологических трудностей и в профилактике профессионального выгорания через организацию культурного, поддерживающего и  развивающего досуга.

 

Беседа 1. Введение

Беседа 2. Профессиональные компетенции 

Беседа 3. Информационные компетенции 

Беседа 4. Коммуникативные компетенции

 

Функциональная компетентность современного библиотекаря


Вернуться