МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Кто он - современный библиотекарь?

5 февраля 2021

Кто он -  современный библиотекарь? Фраза "цифровой мир" все чаще используется в нашем общении. Это означает свободное владение цифровыми технологиями. Цикл бесед о компетенциях современного библиотекаря. Беседа 3. Информационные компетенции.

 

Компетенции современного библиотекаря

 

Автор публикации
библиотекарь ЦГБ им.Н.Островского
Турчак Надежда Юрьевна

Беседа 3.

 

Беседа 1. Введение

Беседа 2. Профессиональные компетенции 

Беседа 3. Информационные компетенции 

Беседа 4. Коммуникативные компетенции

Беседа 5. Личностные компетенции.
Заключение

 

Информационные компетенции

 

  • Работа с современной оргтехникой, девайсами и гаджетами
  • Навыки работы с информацией
    (поиск, систематизация,  хранение, форма подачи, распространение и продвижение)
  • Правовые знания и навыки

Информационная компетенция библиотекаря связана с быстрым развитием информационных технологий, с помощью которых расширяются границы библиотеки. Библиотеки сегодня являются важнейшими информационными центрами по сбору и распространению информации, а библиотекари – навигаторами в огромном мире информации и знаний, которые способствуют доступу к мировым информационным ресурсам, помогают пользователю ориентироваться в не только в традиционной книжной, но  и электронной среде.

В связи с этим на первый план выходят такие компетенции, как:


Работа с современной оргтехникой, девайсами и гаджетами

Первый аспект, который формирует данную компетенцию, это - государственная политика, направленная на  формирование единой информационной среды, где циркулирует множество различных информационных потоков – финансовые, образовательные, персональные, социальные. Управление информационными потоками невозможно без применения компьютерной  техники и различных устройств ввода/вывода информации.

Вторым важным аспектом является быстрое развитие и доступность широким слоям населения различных электронных устройств, помогающих им в обычной жизни – мобильные телефоны, планшеты, ридеры, вэбкамеры, устройства дополненной реальности и др.

По этому, профессиональная квалификация библиотекаря определяется степенью владения устройствами, установленными в библиотеке,  и  умением помочь читателю разобраться с его личным устройством – распечатать информацию, отредактировать, передать на другие устройства, отправить по электронной почте, разместить в социальных сетях и др.

 

Навыки работы с информацией

Поиск, систематизация, хранение, форма подачи, распространение и продвижение.

В современных условиях навык  библиотекаря работать с информацией  не только не потерял своей актуальности, но расширился и усложнился в связи с компьютеризацией жизни каждого человека. Основной задачей работы библиотекарей становится обеспечение читателей доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях и сети Интернет.

Но просто получить информацию – мало! Необходимо обеспечить качество полученной читателем информации – актуальность, истинность, непротиворечивость, наглядность представления и удобство вывода на другие носители.

Умение уверенно пользоваться программным обеспечением библиотечных компьютеров, поисковыми системами и онлайн-сервисами сети Интернет – только так  библиотекарь сможет применять инновационные методы работы для улучшения качества  обслуживания читателей и помогать читателю ориентироваться в бескрайнем море информации..

 

Правовые знания и навыки

Демократические преобразования, начавшиеся в нашей стране в конце XX века, послужили толчком к формированию гражданского общества. Хочется особо подчеркнуть роль библиотек и современных библиотечных ресурсов в укреплении правовой грамотности населения.

Библиотеки становятся центрами, обеспечивающими читателям  свободный и удобный доступ к правовым экспертным системам («Консультант+», «ГАС Правосудие» и др), вэб-сайтам по оказанию юридических услуг и консультированию, вэб-сайтам государственных и надзорных органов, интернет-сервисам по осуществлению контроля и оплаты за коммунальные и другие услуги сторонних организаций.  Тем самым  реализуя  права граждан и юридических лиц на получение судебно-правовой информации.

Ежедневная работа самой библиотеки тоже нуждается в правовой компетенции библиотекарей. Ее наличие позволит специалисту осознавать свои права и обязанности, а также права и обязанности других субъектов профессиональных отношений, даст возможность самостоятельного принятия решений в профессиональной сфере на правовой основе, минимизируя возможность нарушения закона «по незнанию».

Кто он -  современный библиотекарь? Информационные компетенции

 

Беседа 1. Введение

Беседа 2. Профессиональные компетенции 

Беседа 3. Информационные компетенции 

Беседа 4. Коммуникативные компетенции

Беседа 5. Личностные компетенции.
Заключение

 


Вернуться