МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2021
Новости → Новости за 2021

Новости за 2021

Кто он - современный библиотекарь?

22 января 2021

Кто он -  современный библиотекарь? В современном обществе главная миссия библиотеки остается неизменной – предоставление источников информации своим пользователям -  но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными. Цикл бесед о компетенциях современного библиотекаря.

 

Компетенции современного библиотекаря

 

Автор публикации
библиотекарь ЦГБ им.Н.Островского
Турчак Надежда Юрьевна

Беседа 2.

 

 

Беседа 1. Введение

Беседа 2. Профессиональные компетенции 

Беседа 3. Информационные компетенции 

Профессиональные компетенции

 

  • Функциональная
  • Просветительская
  • Культурологическая
  • Образовательная
  • Исследовательская

Современный библиотекарь – это профессионал, владеющий необходимыми знаниями и умениями для осуществления эффективного поиска, хранения и предоставления информации, ее трансформации, работы с разнообразными носителями информации - печатными изданиями, видео- и аудиоматериалами, компьютерными программами и др., использования современных информационных технологий.

Перед современными библиотечно-информационными специалистами стоит задача качественного и оперативного предоставления информации ее потребителям.


Функциональная компетенция

Функциональная компетентность является определяющей в библиотечной деятельности. 

Библиотекарь знает Федеральный закон «О библиотечном деле, организационно-распорядительной, нормативной, технологической, методологической, учетной и планово-отчетной документации, умеет работать с фондом (комплектование и учет фонда, исключение из фонда, сохранность и проверка фонда). Умеет обращаться со служебной информацией ограниченного распространения,  работать с каталогами, составлять библиографические справки и описания, знает библиографические указатели и индексы цитирования.

А также - имеет навыки обслуживания читателей (учет и контроль книговыдачи), дает рекомендации по выбору литературы, понимает запросы и интересы читателей, умеет рассказать о книгах, дать сравнительный анализ источников. Хорошо ориентируется в потоке литературы, работает с отказами, содействует созданию положительного образа библиотеки.

 

Просветительская компетенция

Просветительская роль традиционно закреплена в сознании общества за библиотеками.

В условиях информационного бума, обилия некомпетентной, а иногда явно ложной, антигуманистической и асоциальной  информации, которая изливается на читателя из сети Интернет и средств массовой информации, значимость просвещения населения увеличивается в разы!

Просветительская компетенция библиотекаря заключается в том, чтобы уметь грамотно сформировать и профессионально предоставить читателю информацию, отвечающую требованиям профильности, актуальности, научной достоверности и  фундаментальности, информацию, подтвержденную достоверными и авторитетными источниками.

Другой аспект просветительской компетенции – это способность помочь читателю преодолеть социальное информационное неравенство, сложившееся в условиях компьютеризации, и оказать  информационную помощь в самообразовании читателей, обучении,  профориентации и профессиональной подготовке.

 

Культурологическая компетенция

Особенность современной культурной ситуации заключается в одновременном и равноправном сосуществовании множества различных точек зрения, которые дезориентируют читателя, оставляют его  один на один с множеством субъективных пониманий происходящего. 

Способность библиотекаря грамотно организовать для читателя культурное поле, учесть его индивидуальные потребности и сориентировать его в информационной полифонии – не только важно, но необходимо, как для самого читателя, так и для того, чтобы библиотеки оставались социально востребованными и современными культурными учреждениями. 
 
Культурологическая компетенция  проявляет себя в умении организовать культурно-просветительские встречи,  которые повышают культурный и образовательный уровень читателей в сложных и жизненно важных сферах - встречи с участием ученых, политиков, психологов, педагогов, писателей. Но библиотекарь должен уметь создавать и собственный контент – экологический, искусствоведческий, этнический -  отвечающий наиболее актуальным запросам читателей, утверждающий лучшие культурные традиции,  но не противоречащий культурному разнообразию современного мира.

 

Исследовательская

Способность библиотекаря к исследованиям – навык, важность которого трудно переоценить!

Маркетинговые, библиотековедческие (прикладные), социологические,  психологические методы исследования используются в комплексном изучении запросов читателей, определении тактических и стратегических целей развития библиотек, продвижении библиотечного бренда, выработке критериев формирования библиотечного фонда, принятия решений о внедрении инновационных технологий и других важных вопросах, которые стоят перед современными библиотеками.

Навык постановки задач и формирования целей, умение работать со словом, склонность к системному анализу и способность предвидеть  новые тенденции,  – вот неполный перечень аспектов данной компетенции.

 

Образовательная

Библиотека,  как информационный центр,  может оказать самую непосредственную помощь  учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.

Создание комфортной образовательной среды, информационная и техническая поддержка, помощь в подборе литературы, организация мероприятий, расширяющих кругозор учащихся, организация образовательных курсов – все это требует от библиотекаря не только самому быть высококомпетентным в новых технологиях человеком, но и уметь организовать, поддержать и помочь педагогам и учащимся  совершенствоваться в этом направлении. 

Приоритетным аспектом образовательной компетенции была и остается помощь в развитии интереса к чтению, самообразованию, развитию интеллекта,  творческих и исследовательских способностей учащихся, а так же помощь педагогам в преодолении профессиональных психологических трудностей и в профилактике профессионального выгорания через организацию культурного, поддерживающего и  развивающего досуга.

 

Беседа 1. Введение

Беседа 2. Профессиональные компетенции 

Беседа 3. Информационные компетенции 

Функциональная компетентность современного библиотекаря


Вернуться