Новости за 2021
Забытый классик: к 200-летию со дня рождения Алексея Феофилактовича Писемского
Произведения этого писателя не входят в школьную программу и его имя не на слуху. Но самобытное творчество писателя-реалиста, отразившего многие проблемы своей бурной эпохи, остаётся живой страницей великой русской литературы.
Алексей Феофилактович Писемский родился 23 марта 1820 года в захолустном селе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода.
Детство Писемского прошло в Ветлуге, где отец его был городничим. Рос он свободно и независимо. Учиться не любил, но зато до страсти любил читать и уже в детском возрасте прочитал множество взрослых романов. А детские книги будущий писатель не любил, считая их глупыми. Четырнадцати лет Алексей поступил в костромскую гимназию, где начал писать и пристрастился к театру, а в 1840 году перешел в Московский университет на математический факультет, который закончил в 1844 году. На студенческой скамье он стал пламенным поклонником и последователем Гоголя.
После окончания университета Писемский устроился на службу в палату государственных имуществ и, прослужив два года, вышел в отставку, женившись на Екатерине Павловне Свиньиной, дочери основателя «Отечественных Записок». В 1848 году он снова поступил на службу сначала в Кострому, а затем в Петербург. Служебная деятельность, окунув Писемского вглубь мелочей повседневной провинциальной жизни, оказала значительное влияние на его творчество.
На литературном поприще он выступил в первый раз с маленьким рассказом «Нина», но первым произведением его считают «Боярщину», написанную в 1847 году и, по воле цензуры, появившуюся в печати лишь в 1857 году. Роман этот уже был проникнут всеми характерными особенностями таланта Писемского: жизненностью и яркостью красок, богатством комических мотивов, преобладанием отрицательных образов и превосходным, крепким и типичным языком.
В 1850 году в журнале «Москвитянин» вышла повесть писателя «Тюфяк», которая имела громкий успех и, вместе с «Браком по страсти», выдвинула его в первые ряды писателей. В 1850-1854 годах появились «Комик», «Ипохондрик», «Питерщик», «Леший», «Фанфарон» - ряд произведений, до сих пор не потерявших неподражаемой жизненности, правдивости и колоритности. Разнообразные моменты русской действительности, еще никем не затронутые, явились здесь впервые предметом художественного воспроизведения.
В конце 1850-х и начале 1860-х Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858 год) — редкий для русской литературы пример «делового романа», во многом предвещающий эстетику натурализма. В 1863 году с оглушительным успехом была поставлена написанная четырьмя годами ранее трагедия «Горькая судьбина», за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии». Поставленная в 1863 году на Александринской сцене драма Писемского имела чрезвычайный успех и была единственной в своем роде мужицкой драмой, привлекающей внимание обширной публики. В это же время Писемский единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения» и заведовал литературным и театральным отделами в журнале «Искусство».
Однако, несмотря на свой успех, Писемский был не в ладу со временем: ему не хватало реформистского жара, восторга перед разумным прогрессом и веры в социальные теории, вдохновлявшие Россию тех дней. Он вел свой журнал в духе скептицизма и неверия в прогресс и в молодое поколение. Один из фельетонов, скептически упоминавший воскресные школы, вызвал бурю негодования среди либералов. Против него ополчилась вся печать того времени во главе с авторитетной редакцией журнала «Современник». Глубоко потрясенный всем этим, Писемский закрыл свой журнал, порвал связи с Петербургом и в начале 1862 года переселился в Москву. Здесь на страницах «Русского Вестника» вышел его новый роман «Взбаламученное море», в котором молодое поколение было изображено сатирически. Естественно, это усилило враждебность радикалов. Писемский глубоко ожесточился. Он стал ненавидеть не только радикалов, но и все, что его окружало. В особенности его возмущала ничем не сдерживаемая оргия купли-продажи, так характерная для пореформенных лет. Мрачность его еще усугубилась самоубийством сына. Он стал жертвой ипохондрии, и она отравила его последние годы. Он мужественно боролся с ней, принуждая себя писать несколько часов в день, но талант его приходил в упадок, а популярность еще более. Когда в 1881 году он умер, его уже давно не числили среди действующих литераторов.
Творческая судьба Писемского складывалась трудно и драматично. Противоречивость и скептицизм, свойственные его мировосприятию, сказались на его мучительных поисках жизненной правды.
Восторженно принятый критикой в начале своей литературной деятельности, он был осужден, непонят и забыт ею в конце своего пути. И только на рубеже веков Писемского стали понимать и оценивать более беспристрастно. В наше время лучшие его произведения пользуются стойкой популярностью. Самобытное творчество писателя-реалиста отразившего многие проблемы своей бурной эпохи, остаётся живой страницей великой русской литературы.
Предлагаем вашему вниманию аудиозапись фрагмента из рассказа А.Ф. Писемского «Питерщик»
в исполнении Станислава Латыпова,
артиста МАУК "Драматический театр "Бенефис" для детей и молодежи" г.Березники
В подготовке публикации были использованы открытые источники интернет.
Произведения А. Ф. Писемского в библиотеках города:
Условные обозначения:
ЦГБ – Центральная библиотека им.Н.Островского
ЦДБ – Центральная детская библиотека им. А.Гайдара
3,4,5,6,7,9,10,11,12 – номера библиотек
1. Писемский, А. Ф. Боярщина / А. Ф. Писемский. - Ленинград : Гослитиздат, 1959. - 190 с. - ЦБ.
2. Писемский, А. Ф. Рассказы / А. Ф. Писемский. - Москва : Советская Россия, 1984. - 432 с. - ЦБ,5,6.
3. Писемский, А. Ф. Тысяча душ / А. Ф. Писемский. Антон-Горемыка ; Гуттаперчевый мальчик / Д. В. Григорович / А. Ф. Писемский ; сост. О. Е. Майорова ; худож. В. В. Медведев ; Ин-т "Открытое о-во". - Москва : Слово / Slovo, 2001. - 552 с. - (Пушкинская библиотека). - ЦБ.
4. Писемский, А. Ф. Тюфяк : повесть / А. Ф. Писемский. - Москва : Советская Россия, 1979. - 191 с. - ЦБ,7,10,11,12.