Новости за 2021
Кто он - современный библиотекарь?
Библиотекарь ежедневно находится в эпицентре взаимодействия с людьми. Умение устанавливать эффективные межличностные и деловые отношения - необходимый навык. Беседа 4. Коммуникативные компетенции.
Автор публикации
библиотекарь ЦГБ им.Н.Островского
Турчак Надежда Юрьевна
Беседа 4.
Беседа 2. Профессиональные компетенции
Беседа 3. Информационные компетенции
Беседа 4. Коммуникативные компетенции
Беседа 5. Личностные компетенции.
Заключение
Коммуникативные компетенции
|
2020 год, работа библиотек в условиях ограничений, как лакмусовая бумажка, показал, на сколько прочными и качественными являются отношения библиотекарей со своими читателями, коллегами и партнерами. Вывод общения в Интернет-среду позволил расширить формы общения, добавить в ежедневные коммуникации современность, оперативность и гибкость.
Общение с читателями
Доброе расположение к читателю издавна считается главным коммуникативным качеством библиотекаря - естественность и простота в общении, умение рекомендовать и советовать, быстро ориентироваться в различных ситуациях, доверительный тон и эмоциональная сдержанность.
Навыки речевой культуры библиотекаря, умение владеть собой, способность установить невербальный контакт с читателем, внимательное слушание читателя и демонстрация заинтересованности в его просьбах – все это повышает эффективность общения читателя и библиотекаря.
Особенно важно тактичное и эффективное общение, когда от читателя поступает сложный запрос, запрос с недостаточностью информации, плохо сформулированный запрос или запрос от читателя, который плохо ориентируется в библиотечном пространстве. В таких ситуациях библиотекарь должен уметь занять активную позицию и помочь читателю объяснить, что именно ему нужно.
И, конечно, необходимо уметь так попрощаться с читателем, чтобы пробудить в нем желание снова прийти в библиотеку.
Общение с особыми категориями читателей -
дети, подростки, пожилые, читатели с ОВЗ
Для эффективного общения с особыми категориями читателей, библиотекарь XXI века обязан органически сочетать в своей профессиональной деятельности традиционные знания, умения и навыки с профессиональными умениями, сближающими его труд с трудом педагога, психолога и социального работника. Пожилые люди, маленькие дети, «трудные» подростки и читатели с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе особо чуткого и понимающего отношения.
Компетенции, обеспечивающие организацию адаптивной среды для таких читателей выводит работу библиотекаря на новый уровень - помочь читателям не только получить необходимую информацию, но и включиться в общественную жизнь, адаптироваться и чувствовать себя счастливее.
Библиотеки становятся центром для реализации культурных и духовных потребностей, зоной доверия и жизненных интересов.
Партнерство -
организация мероприятий, реализация проектов,
привлечение средств финансирования
В современных условиях умение выстроить партнерские отношения позволяет библиотекам выжить и оставаться востребованными в социуме.
Организация общественных приемных с представителями органов власти, встреч с депутатами, юристами, медиками, педагогами – таков не полный перечень партнеров, отношения с которыми могут помочь читателям в получении необходимой информации и решении жизненных задач.
Партнерские отношения с учебными заведениями способствуют информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействию, расширению и углублению учебного процесса.
Взаимовыгодное партнерство с учреждениями культуры, общественными и коммерческими организациями, расширение общественных связей становится социальным капиталом библиотеки. Без него невозможно формировать свой положительный образ, позиционировать себя как жизненно необходимый обществу социальный институт.
Удаленное общение
Официальный библиотечный сайт, библиотечные сообщества и личные странички библиотекарей - это не витрина, не способ показать "вот какой я!", а площадки для организации удаленного общения с читателями и наработки репутации библиотеки, как удаленного социально-общественного центра.
Особо хочется обратить внимание на условия, в которых осуществляется деятельность группы - общее снижение интереса к письменному тексту, присутствие в сети бескультурного и наглого "троллинга", разгул интернет-мошенничества - все это требует особой грамотности, выдержки и культуры со стороны библиотекаря-администратора.
Администратор сообщества организует информационное пространство группы и поддерживает живой диалог с читателем. Читатели могут получать информацию о новинках литературы, культурных мероприятиях, встречах с интересными людьми, литературный видео- и аудио-контент. Через сообщество удобно осуществлять запись на библиотечные мероприятия, проводить широкие акции, флешмобы и конкурсы. Важность удаленного способа общения с читателями постоянно растет.
Беседа 2. Профессиональные компетенции
Беседа 3. Информационные компетенции
Беседа 4. Коммуникативные компетенции
Беседа 5. Личностные компетенции.
Заключение