Новости за 2021
Кто он - современный библиотекарь?
В современном обществе главная миссия библиотеки остается неизменной – предоставление источников информации своим пользователям - но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными. Цикл бесед о компетенциях современного библиотекаря.
Автор публикации
библиотекарь ЦГБ им.Н.Островского
Турчак Надежда Юрьевна
Беседа 2.
Беседа 2. Профессиональные компетенции
Беседа 3. Информационные компетенции
Беседа 4. Коммуникативные компетенции
Беседа 5. Личностные компетенции.
Заключение
|
Современный библиотекарь – это профессионал, владеющий необходимыми знаниями и умениями для осуществления эффективного поиска, хранения и предоставления информации, ее трансформации, работы с разнообразными носителями информации - печатными изданиями, видео- и аудиоматериалами, компьютерными программами и др., использования современных информационных технологий.
Перед современными библиотечно-информационными специалистами стоит задача качественного и оперативного предоставления информации ее потребителям.
Функциональная компетенция
Функциональная компетентность является определяющей в библиотечной деятельности.
Библиотекарь знает Федеральный закон «О библиотечном деле, организационно-распорядительной, нормативной, технологической, методологической, учетной и планово-отчетной документации, умеет работать с фондом (комплектование и учет фонда, исключение из фонда, сохранность и проверка фонда). Умеет обращаться со служебной информацией ограниченного распространения, работать с каталогами, составлять библиографические справки и описания, знает библиографические указатели и индексы цитирования.
А также - имеет навыки обслуживания читателей (учет и контроль книговыдачи), дает рекомендации по выбору литературы, понимает запросы и интересы читателей, умеет рассказать о книгах, дать сравнительный анализ источников. Хорошо ориентируется в потоке литературы, работает с отказами, содействует созданию положительного образа библиотеки.
Просветительская компетенция
Просветительская роль традиционно закреплена в сознании общества за библиотеками.
В условиях информационного бума, обилия некомпетентной, а иногда явно ложной, антигуманистической и асоциальной информации, которая изливается на читателя из сети Интернет и средств массовой информации, значимость просвещения населения увеличивается в разы!
Просветительская компетенция библиотекаря заключается в том, чтобы уметь грамотно сформировать и профессионально предоставить читателю информацию, отвечающую требованиям профильности, актуальности, научной достоверности и фундаментальности, информацию, подтвержденную достоверными и авторитетными источниками.
Другой аспект просветительской компетенции – это способность помочь читателю преодолеть социальное информационное неравенство, сложившееся в условиях компьютеризации, и оказать информационную помощь в самообразовании читателей, обучении, профориентации и профессиональной подготовке.
Культурологическая компетенция
Особенность современной культурной ситуации заключается в одновременном и равноправном сосуществовании множества различных точек зрения, которые дезориентируют читателя, оставляют его один на один с множеством субъективных пониманий происходящего.
Способность библиотекаря грамотно организовать для читателя культурное поле, учесть его индивидуальные потребности и сориентировать его в информационной полифонии – не только важно, но необходимо, как для самого читателя, так и для того, чтобы библиотеки оставались социально востребованными и современными культурными учреждениями.
Культурологическая компетенция проявляет себя в умении организовать культурно-просветительские встречи, которые повышают культурный и образовательный уровень читателей в сложных и жизненно важных сферах - встречи с участием ученых, политиков, психологов, педагогов, писателей. Но библиотекарь должен уметь создавать и собственный контент – экологический, искусствоведческий, этнический - отвечающий наиболее актуальным запросам читателей, утверждающий лучшие культурные традиции, но не противоречащий культурному разнообразию современного мира.
Исследовательская
Способность библиотекаря к исследованиям – навык, важность которого трудно переоценить!
Маркетинговые, библиотековедческие (прикладные), социологические, психологические методы исследования используются в комплексном изучении запросов читателей, определении тактических и стратегических целей развития библиотек, продвижении библиотечного бренда, выработке критериев формирования библиотечного фонда, принятия решений о внедрении инновационных технологий и других важных вопросах, которые стоят перед современными библиотеками.
Навык постановки задач и формирования целей, умение работать со словом, склонность к системному анализу и способность предвидеть новые тенденции, – вот неполный перечень аспектов данной компетенции.
Образовательная
Библиотека, как информационный центр, может оказать самую непосредственную помощь учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.
Создание комфортной образовательной среды, информационная и техническая поддержка, помощь в подборе литературы, организация мероприятий, расширяющих кругозор учащихся, организация образовательных курсов – все это требует от библиотекаря не только самому быть высококомпетентным в новых технологиях человеком, но и уметь организовать, поддержать и помочь педагогам и учащимся совершенствоваться в этом направлении.
Приоритетным аспектом образовательной компетенции была и остается помощь в развитии интереса к чтению, самообразованию, развитию интеллекта, творческих и исследовательских способностей учащихся, а так же помощь педагогам в преодолении профессиональных психологических трудностей и в профилактике профессионального выгорания через организацию культурного, поддерживающего и развивающего досуга.
Беседа 2. Профессиональные компетенции
Беседа 3. Информационные компетенции
Беседа 4. Коммуникативные компетенции
Беседа 5. Личностные компетенции.
Заключение