Новости за 2021
Свидетель времени: Борис Лавренев
Борис Лавренев – русский советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Автор книг: «Сорок первый», «Разведчик Вихров», «Разлом», «Ветер» и др. К 130-летию со дня рождения писателя.
Борис Андреевич Лавренёв
1891-1959
Автор публикации Зебзеева Ольга Васильевна,
Центральная городская библиотека им.Н.Островского
12+
Борис Лавренев относится к тем писателям, драматургам, биография и творчество которых широко известны. По его произведениям ставятся и выходят на экраны кинофильмы, а пьесы не сходят со сцены до сих пор. Его биография – это календарь исторических событий, через которые прошла Россия в 20 веке, его проза – отражение этих событий.
Сам творческий путь Бориса Лавренева не был лёгким и прямым. Часто его творчество было новаторским для своего времени, Борис Андреевич всегда много писал, думал, искал новые темы и новых героев.
Борис Андреевич Лавренев родился в семье школьных учителей 17 июля 1891 года. Его детство – это древний город Херсон и море, которое вошло в его жизнь навсегда. Юность – пора высоких порывов и служение Родине. На его долю выпало участие в сражениях Первой мировой войны. Время, проведенное на войне, он впоследствии называл «высшей жизненной академией». Февральский буржуазный переворот 1917 года застал его в Москве и сделал комендантом штаба революционных войск. В должности адъютанта коменданта Москвы генерала А. Н. Голицинского встретил Лавренев октябрь 17-го.
Рушилась страна и привычный уклад жизни. Некоторое время ушло у него на осмысление происходящих в России событий. И вот уже он – красный командир с фамилией Лавренев. Борис, биография которого надолго переплелась с Вооруженными силами молодой республики, с головой окунулся в водоворот бурной жизни. В составе команды бронепоезда штурмовал занятый Петлюрой Киев. Участвовал в боях на Крымском полуострове. При разгроме банды атамана Зеленого был ранен в ногу. После госпиталя со строевой службой пришлось расстаться. Уже в должности политработника был направлен для прохождения дальнейшей службы в Ташкент.
Уже тогда, в рядах красной армии Лавренев начал писать, работал во фронтовых газетах. В Ташкенте работу во фронтовой газете совмещал с заведованием литературным отделом «Туркестанской правды». Из Средней Азии в Ленинград переехал в 1923-м. Спустя год демобилизовался. С этого времени началась его профессиональная литературная деятельность.
В Ленинграде Борис Андреевич много работает над своими произведениями, совершенствуется в мастерстве. И это даёт результаты – ленинградские журналы 1924-1927 годов постоянно знакомят своих читателей с прозой Лавренева – печатаются его рассказы и повести. Они по содержанию динамичные и напряженные, содержат и подробные описания, и лирические авторские отступления, и развёрнутые психологические характеристики персонажей.
В годы Великой Отечественной войны Борис Лавренев, уже сложившийся и известный писатель, служил военным корреспондентом центральных газет. Его фронтовые статьи были живыми и яркими – писатель хорошо знал героев своих репортажей. Публикует очерки и рассказы о доблестных защитниках Родины. Многие из них посвящены морякам – черноморцам: «Подарок старшины», «Чайная роза», «Маяк» и другие. Во время 250- дневной героической обороны Севастополя, Борис Лавренёв делил трудности с героическими защитниками города. В 1943 году по горячим следам он написал героическую драму «Песнь о черноморцах». Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя, в 1945 году была написана драма “За тех, кто в море”. В 1944 году после освобождения Крыма писатель вновь приезжает в освобожденный Севастополь.
Особый драматический строй прозы Лавренева, охотно переводился на язык театра, кинематографа. Хорошо известны многочисленные инсценировки «Ветра», «Срочного фрахта», «Сорок первого», «Рассказа о простой вещи», а также экранизации этих произведений. Сюжет повести «Сорок первый» — с годами не утратил своей жизненности. Во второй половине 50-х годов молодой кинорежиссер Г. Чухрай вновь обращается к «Сорок первому» (первый фильм снял тридцатью годами раньше). Многомиллионная аудитория с благодарностью приняла советский фильм. Произведение Б.А.Лавренева «Сорок первый» вошел в сокровищницу мирового искусства ХХ века.
Книги Б.А.Лавренева переведены на многие языки, наибольшее число переводов выдержали пьесы, а также повести «Сорок первый» и «Седьмой спутник».
После войны Борис Андреевич Лавренев поселился в Москве. Стены московской квартиры на улице Серафимовича были увешаны его художественными полотнами. Живописи знаменитый писатель был предан страстно и безоглядно. Жена писателя Елизавета Михайловна рассказывала, что Борис Андреевич до последних дней жизни не только напряженно работал над литературными произведениями, но и много рисовал. Карандаш и кисть он держал в руке ежедневно, даже во время поездок по стране и за рубежом. Портреты, пейзажи Б. Лавренева отличаются красочностью, широкой и свободной манерой письма, обобщенностью. В них, как и в его литературных произведениях, сказывается бурный темперамент художника.
Жизнь его, запечатленная в большом творческом наследии, по-прежнему продолжает волновать людей, радовать их, помогать им любить жизнь. Высокая романтика Бориса Лавренева и сегодня, в новом тысячелетии, воспринимается с особой новизной.
Спрашивайте книги Бориса Лавренева в библиотеках города
В подготовке материала были использованы материалы с сайтов:
FB.ru, ЦБС города Лермонтова
Почитать другие публикации ЦГБ им.Н.Островского